Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 августа 2014, 18:07
 Сергей Шевченко 8163

Достучались до небес

30 августа исполняется 60 лет со дня основания белгородского аэропорта

Достучались до небес Белгородский аэропорт. Вылет с пассажиром. Фото из архива аэропорта
  • Сергей Шевченко
  • Статья
  • 60 лет Белгородской области

Накануне дня рождения аэропорта «БелПресса» вспоминает вехи развития воздушных ворот Белгорода, откуда самолёты сначала летали в Валуйки и Ровеньки, а теперь перевозят пассажиров в Барселону и Бангкок.

Первым делом почтальоны

Белгородский аэропорт является ровесником Белгородской области совершенно не случайно. 30 августа 1954 года вышел приказ заместителя начальника Главного управления воздушного флота при Совете министров СССР № 214, в котором говорилось о преобразовании белгородской грунтовой посадочной площадки в аэропорт IV класса.

В момент создания аэропорта в северной части города базировалось звено ПО-2 (У-2) курской авиаэскадрильи. Белгородская область только была создана, и здесь только начинала формироваться полноценная инфраструктура самостоятельного региона. Популярные в то время маленькие самолёты развозили почту, разные грузы и медицинский персонал из центров в районы, вели авиахимработы. Взлётная полоса тогда была ещё грунтовой, но для бипланов ПО-2 этого было более чем достаточно.

В 1957 году в аэропорту начали использовать более новые Як-12. Четырёхместные самолёты конструкторское бюро Яковлева начало выпускать с конца 1940-х, и белгородцы, к слову, используют один из самолётов этого типа в идеальном состоянии и по сей день для воздушных прогулок из аэродрома в Томаровке.

А вот в 1959 году Белгород получил самолёты, которым суждено было стать настоящей легендой советской авиации, так как не было на просторах Советского Союза ни одного ребёнка, который бы не знал, что такое кукурузник. Аэропорт получил пять новеньких Ан-2 и теперь мог уже организовать перевозку как грузов, так и пассажиров. В это время первичная инфраструктура аэропорта усовершенствовалась новыми механическими мастерскими и складами, своим метеорологическим пунктом. А штат вырос вдвое – здесь работало 40 человек.

С ростом авиаэскадрильи в ряде районных центров Белгородской области создаются приписные аэродромы: в Валуйках, Вейделевке, Ровеньках и Старом Осколе. Штат постепенно вырос до 60 человек.

  • Загрузка Ан-2 на авиахимработы.

  • Работа диспетчера.

Не чудо, а средство передвижение

В 1960-е годы число Ан-2 в Белгороде выросло до 30, а в 1968-м Белгородскую объединённую авиаэскадрилью реорганизовали в Белгородский объединённый авиаотряд. С 1969 года из Белгорода организуется авиасообщение с Москвой, Анапой, Сочи, Киевом, Симферополем, Полтавой и Донецком.

1970-е прошли под знаком расширения географии полётов – авиация становится одним из самых популярных видов транспорта. Из Белгорода в течение десятилетия организуются рейсы в Москву, Воронеж, Саратов, Смоленск, Полтаву, Мариуполь, Краснодар, Анапу, Мурманск, Свердловск, Астрахань, Симферополь и Тюмень. В 1974 году закончилось строительство новой взлётно-посадочной полосы, и аэропорт смог принимать среднемагистральные самолёты Ан-24, Як-40, Л-410, которые к тому времени очень активно использовались в региональной авиации СССР.

Заданный рост в гражданской авиации продолжился и в 1980-е. Объёмы и география расширяется за счёт украинских направлений, перелётов на Северный Кавказ и Урал, в Западную Сибирь, северо-запад России и Прибалтику. Открылись рейсы в Хабаровск, Новосибирск, Сургут, Тюмень, Мурманск, Архангельск, Ленинград, Ригу, Киев, Львов, Минск, Ереван, Сочи, Одессу, Симферополь, Калининград, Баку и Челябинск.

С небес на землю

После технических усовершенствований аэропорт стал принимать самолёты типа Ту-154 и Ил-76. Штат работников авиаотряда достиг 700 человек. Активное развитие авиации в Белгороде продолжалось почти до конца 1990-х. Об этом свидетельствует, например, найденное на форуме, посвящённом авиасимуляторам, расписание белгородского аэропорта 1991 года. География полётов более чем внушительна. Однако с началом реформ и развала Советского Союза вся авиационная отрасль держалась на профессионализме её работников и прежнем ресурсе.

Несмотря на кризис во всей национальной экономике, в 1995 году случилась ещё одна веха в истории аэропорта Белгород – ему присвоили статус международного, благодаря чему открылись пассажирские рейсы в Турцию, Болгарию и Израиль. Одновременно здесь начали принимать грузовые воздушные суда из Китая, Турции, ОАЭ.

Критический момент для воздушных ворот Белгорода наступил в 1998–1999 годах, когда сильно сократился объём перевозок. В нулевых кризис усилился. В 2004–2005-м в городе ликвидируют лётный отряд. Его самолёты больше не эксплуатируются. Износ аэродромных покрытий вызвал сокращение регулярных рейсов в следующие несколько лет. В то же время сами авиаперевозки по цене стали недоступны многим россиянам, которые в этот период пользовались авиацией по большому счёту только там, где заменить самолёты другими видами транспорта было почти невозможно.

Сам же аэропорт, бывший некогда гордостью города, превратился в довольно печальное зрелище. Разбитый перрон, «убитая» взлётно-посадочная полоса. Туроператоры пытались запустить вылеты из Белгорода иностранных самолётов по чартерным рейсам в Турцию, однако состояние полосы не позволяло это сделать. Печальная картина, полная поводов для жалости, стала классической для абсолютного большинства региональных аэропортов России.

  • Экипаж КВС Погожего В.В. (справа), второй пилот Крупенко А.В., бортпроводник Суходолова А.Н., бортмеханик Давтян С.П.

  • Як-40 на фоне белгородского аэропорта.

Ветер перемен

Так вышло, что расцвести аэропорту было суждено аккурат к своему 60-летию. Какие-либо серьёзные инвестиции в развитие воздушных ворот в регионе привлечь не могли – аэропорт находился в федеральной собственности. 31 марта 2010 года в ответ на просьбы белгородского правительства президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о передаче в собственность Белгородской области аэропорта и авиапредприятия.

Сразу же после этого запускается беспрецедентный проект реконструкции аэропорта стоимостью 5,1 млрд рублей, включающий полное обновление инфраструктуры, строительство нового аэровокзального комплекса, укладку новой взлётно-посадочной полосы с её удлинением и расширением, установку современного оборудования.

Самой большой стройкой последних лет стало возведение нового аэровокзала площадью свыше 12 тыс. кв. метров, открывшигося в июле 2013 года. Реконструкция позволила Белгороду в комфортных условиях круглосуточно принимать воздушные суда Ил-76, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Boeing-737 всех модификаций, Airbus-319, Airbus-320, Airbus-321, Boeing 767-300ER.

Возрождение аэропорта в его физическом воплощении спровоцировало и предметный интерес к авиаперевозкам у жителей Белгородской области и ближайших регионов. Самолёт вновь становится самым удобным и безопасным средством передвижения. С 2010 года пассажиропоток регулярно прирастает на 40–45 % в год.

По итогам работы за 2013 год международный аэропорт Белгород признан лучшим региональным аэропортом в России на четвёртом ежегодном международном форуме Института Адама Смита «Развитие аэропортов в России и СНГ. Новое поколение стратегий развития в условиях консолидации». Почётное звание «Лучший аэропорт 2013 года стран СНГ» присудила белгородскому авиапредприятию и конкурсная комиссия Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации стран СНГ.

В год своего 60-летия белгородский аэропорт завершает реконструкцию всех объектов своей инфраструктуры: нового командно-диспетчерского пункта, современных средств радионавигации грузового терминала.

Он вернулся, едва не умерев, как настоящий киношный герой. На радость взрослым, при виде самолётов, как и 60 лет назад, неизменно превращающихся в детей. Потому что аэропорт – это история не только и не столько про транспорт. Аэропорт – это история про мечту о небе.

  • Аэропорт Белгорода.

  • Аэропорт Белгорода.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×