Душевный мост
Под «крылом» проекта в настоящее время 15 мальчишек и девчонок. С диагнозами: ДЦП, задержка психоэмоционального развития, аутизм… Такому контингенту любая помощь никогда не будет лишней.
Работники Центра уже обследовали условия проживания ребят, путём анкетирования выяснили, в чём более всего нуждаются их юные подопечные. Как оказалось, спрос есть на компьютеры, другую обучающую технику, ортопедическую обувь, костыли. В планах социальных работников и организация детско-родительского досуга.
«Когда мы пришли в семьи и сказали, что планируем экскурсии по памятным местам Белгородской области, – рассказала заведующая отделением Центра Виктория Терещенко, – то и дети, и родители загорелись идеей. Мальчики сразу решили, что им интересен музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление». Девочки хотели бы посмотреть экспонаты и в историко-краеведческом музее. Также учтено желание ребят заниматься в кружках».
«Кто‑то мечтает обучаться искусству валяния, – продолжила Виктория Игоревна, – а кто‑то готов мастерить поделки из теста, будут у нас и уроки по декупажу».
А ещё – общие праздники. Подготовка к ним очень сближает детей и родителей; совместное времяпрепровождение – это, уверены специалисты Центра, моменты счастья, которыми нужно научиться дорожить.
Все мероприятия, проводимые Центром, бесплатные.
Главное правило
Проводить в рамках проекта «Мы всё преодолеем вместе» тренинги, круглые столы, занятия, направленные на подготовку маленького человека к грядущим трудностям жизни в большом мире, будет педагог-психолог социально-реабилитационного центра Татьяна Коптева.
«Вся деятельность нашего учреждения, – говорит Татьяна Алексеевна, – строится на одном незыблемом принципе: мы работаем исходя из интересов ребёнка. Надо понимать: хотя кризисные ситуации в жизни бывают разными, но в том, что они возникли, детей винить никогда нельзя».
Все дети – хорошие. Это для нас главное правило. Что бы ни сделал ребёнок, он не способен осознать до конца того, что сделал.
«Мы всегда за них, всегда на их стороне, – продолжает собеседница, – ведь психолог – это тот человек, который поможет ребёнку правильно пережить любую проблемную ситуацию. Кому‑то, наверное, помощь и не нужна, а у кого‑то не хватает своих ресурсов, и тогда психолог открывает для ребёнка нужную дверь, даёт единственно верный совет. И дети, образно говоря, из чёрно-белой жизни идут в цветную».
Спасли через форточку
«А знаете, как попадают ребята к нам в Центр? – задаёт риторический вопрос Татьяна Коптева. – Бывает, школа забьёт тревогу: поведение такого‑то ученика кардинально изменилось. Он потерял интерес к занятиям, стал замкнутым, а родители на обеспокоенность педагогов не реагируют, не выходят на контакт. В таких случаях подключаемся мы. Пытаемся разобраться в произошедшем».
Или такой пример. Мальчик оказался в Центре потому, что очень остро переживал смерть бабушки. Она для него была единственным близким человеком, опекуном. Родители погибли раньше. А теперь и любимая бабушка скончалась. Он тяжело переживал душевную травму. Психологи долго с ним работали. Было ясно: одному ему горечь утраты не преодолеть. А вместе – получилось. Сейчас он по ночам уже не плачет. Всё хорошо, учится в колледже.
— А дети, – интересуюсь, – из неполных, многодетных, социально незащищённых семей?
— Это, – отвечает Татьяна Алексеевна, – традиционно наш контингент. Особая категория – неблагополучные семьи. Однажды шестерых детей пришлось вытаскивать через форточку. Горе-мама оставила их в доме одних – запертых, мал мала меньше. Была реальная угроза их жизни и здоровью.
Приходят в гости
Работают с приёмными детьми. Нередкая ситуация: мамы берут на воспитание малышей. А потом крохи незаметно вырастают и становятся… неуправляемыми. Мамочки хватаются за голову: «Что делать? Как справиться? Дерзит, перечит, отбился от рук». И работа психологов – наводить душевные мостики.
«По закону, – рассказывает Татьяна Коптева, – наши подопечные могут находиться в Центре реабилитации максимум полгода. Но пребывание большинства исчисляется неделями. Правда, мы ребят и после выпуска не теряем из виду. Ведём их по жизни. И нам звонят, пишут о себе, приходят в гости».
Да разве можно забыть хрупкую девочку с двумя косичками – нервную, издёрганную, запуганную, изолгавшуюся. А причина этого – конфликт в семье. Бабушка и мама не могут «поделить» ребёнка. Бабушка считает, что внучке лучше жить с ней. Ведь у мамы – новый муж. А отчим, мол, точно не полюбит чужую дочку как родную.
А у девчушки уже невроз. Проблемы со сном. Она не знает, что можно говорить бабушке, чтобы не обидеть маму. И наоборот.
«Мы долго наблюдали ребёнка. Разговаривали с мамой. Но убеждать пришлось всё‑таки бабушку. Мы настаивали: если вы любите внучку, умерьте свои амбиции; девочке нужна мама, из семьи её забирать нельзя, иначе проблемы будут только нарастать. Оставить девочку в покое – в интересах самой девочки. Кажется, достучались», – продолжает Татьяна Алексеевна.
Понимают друг друга
И ещё Татьяна Коптева вспоминает трудную ситуацию. На этот раз её «героем» стал мальчик. Недолюбленный, обиженный, одинокий. Нет, мать у него была хорошей. Но на её долю выпало много испытаний, в силу своей занятости она и не справилась с сыном. А парень прибился к неблагополучной компании. Попался на воровстве.
«Мы его из нашего Центра в полицию сопровождали. Оказывали всяческое психологическое содействие. Да и следователь оказался профессионалом. Понял мотивы мальчишеского проступка. С нами консультировался постоянно: можно парню такой вопрос задать? А как он будет реагировать на этот вопрос? В общем, всё закончилось хорошо, – рассказывает психолог. – Оступившийся подросток сейчас на третьем курсе училища. Недавно звонил нам, рассказывал, что со следователем общается. И тот ему даже мобильник подарил. Рецидивов у паренька не было. И с мамой у него восстановились добрые отношения. Пройдя сквозь тернии, они теперь ладят и понимают друг друга…»
В тему
Тайные мечты каждого ребёнка:
— Любите меня, даже когда я плохой.
— Говорите, что я единственный, что вы всегда будете меня любить, что бы ни случилось.
— Прощайте меня. Говорите мне, что вы меня понимаете, даже если я ошибаюсь.
— Верьте мне. С вашей помощью у меня всё получится.
Мамы и папы, говорите своим детям:
— Я тебя очень сильно люблю.
— Ты самое дорогое и родное, что есть у меня.
— Ты моя родная частичка, родная кровинушка, я без тебя не могу жить.