Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 августа 2015, 12:09
 Сергей Шевченко 4201

«Дети хотят танцевать»

Как живёт подшефный Белгородской области Кировский район Крыма

«Дети хотят танцевать» Кировский район Крыма. Фото Вадима Заблоцкого
  • Сергей Шевченко
  • Статья

В апреле 2014 года Белгородская область взяла шефство над Кировским районом Крыма с населением немногим более 50 тысяч жителей. Объявленный тогда марафон «Белогорье – Крыму» и последовавшая за ним помощь ресурсами, оборудованием и людьми начали процесс восстановления района, который в последние десятилетия получал минимальное содержание – только чтобы выжить.

Пришедшая первой белгородская помощь была своего рода спусковым крючком к переменам в районе. Зарплата 10 тысяч рублей здесь считается вполне себе завидной. Федеральными деньгами бедность быстро не искоренить, а повышение цен после просадки российского рубля в конце 2014 года ситуации не улучшило. Тем не менее все в районе живут мечтой о преобразованиях, которые должны прийти на полуостров из центра. Все как один говорят, что хотят быть равными с другими регионами России.

Основная помощь Белгородской области и марафона «Белогорье – Крыму» пришлась на Токаревское сельское поселение. В местном селе Шубино белгородцы фактически заново создали всю сельскую инфраструктуру: дорогу, остановки, урны, коммуникации, детский сад и школу, фельдшерско-акушерский пункт, почту, Дом культуры.

  • На школе – табличка, посвящённая белгородцам.

  • Шубинская школа – детский сад.

  • Площадка Шубинской школы – детского сада.

  • Директор Шубинской школы – детского сада Лариса Драган.

 

Директор шубинской школы – детского сада  Лариса Драган показывает на флагштоке перед школой флаг Белгородской области. На самой школе – табличка, посвящённая белгородцам.

«Всё, что здесь сделано, сделано за деньги ваших людей. От школы остались фактически одни стены. За 71 один день всё сделали. Бывали дни, когда здесь работало до 170 человек одновременно. 19 июня приехали два прораба, а 1 сентября мы уже открылись. И фасад, и канализация, и кровля, и электрика, и сигнализация – ну всё буквально! – говорит директор. – К нам приезжают все и говорят, что таких школ в Крыму они точно не видели».

Заведующая отремонтированным фельдшерско-акушерским пунктом  Мария Барыкина работает здесь 30 лет.

«Конечно, красоты такой никогда не было. Всё вывезли полностью, и крышу сняли, и пол, и стены. Коробочка одна оставалась, и ту стягивали. Всё дали новое: мебель, аппаратуру. Планируется, что здесь будет амбулатория, теперь всё для этого здесь есть, – говорит Барыкина. – Это по всему Крыму лучшее учреждение. Тепло зимой было, вода есть. Разве ж было такое когда-то? Раньше было внутри минус 4 градуса, и мы всё равно работали. В одеяло, в шубу прятали лекарства, чтобы не перемёрзли. Спасибо большое белгородцам… Даже в мечтах не было. Ну ладно, думали, воду проведут или что-нибудь одно».

  • Заведующая фельдшерско-акушерским пунктом Мария Барыкина.

  • Отремонтированный фельдшерско-акушерский пункт в Шубино.

  • Школа в селе Шубино.

В отремонтированном Доме культуры работают четыре человека. Директор Ольга Орловская говорит, что в ДК долгое время не было концертного зала. Теперь кинопросмотры даже на большом телевизоре собирают здесь всю детвору. До ремонта часть с концертным залом была закрыта и заброшена, ёлки и детские праздники проводились в фойе. Восстанавливать жизнь в селе, несмотря на материальную помощь, людям приходится на энтузиазме. Орловской приходится быть тренером по всёму, чем захотят заниматься дети.

«Дети хотят танцевать. Я когда-то и художественной гимнастикой занималась, и бальными танцами. Они ждут этого, и значит надо вспоминать», – говорит Орловская.

  • Дети в Доме культуры в Шубино.

  • Дом культуры в Шубино.

  • Новый концертный зал в ДК.

В одном из крупнейших сёл района – Первомайском – живут около 3,5 тысячи человек. Около трети населения – крымские татары. Вообще, в Кировском районе около четверти населения крымские татары. Культуры здесь перемешаны настолько сильно, что разговоры о возможных конфликтах вводят местных жителей в ступор.

Настоятель местной православной Иоанно-Предтеченской церкви отец Виталий говорит, что недопонимания между православными и мусульманами здесь не бывает:

«Когда был переход в Россию, проводили с ними диалог. Нужно было, чтобы люди приняли решение: что бы ни произошло на Крымском полуострове – сохранить его в мире. Два народа, две культуры, две конфессии должны жить мирно. С божьей помощью сейчас всё спокойно. Есть, конечно, люди недовольные, но процент очень мал».

Православный храм Благовещения пресвятой Богородицы в селе Золотое Поле – бывшая лютеранская церковь, в которой во времена СССР был спортзал. Восстановленный по просьбе христиан храм, по словам сотрудников, сейчас посещают не так много людей. В отличие от Белгородской области, службы собирают здесь немного людей, в основном православные съезжаются в храмы лишь по большим христианским праздникам.

На другом конце Золотого Поля стоит построенная в начале 1990-х мечеть. Когда крымские татары массово начали возвращаться на родную землю, стали строить и обновлять мечети там, где селились. Множества людей в дневное время не встретить и здесь.

«Кто может – в обеденное время, кто вечером, кто-то на ночной намаз приходит. В основном у нас праздничные молитвы. В пятницу на коллективный намаз около 40–50 человек собирается», – рассказывает имам мечети Мустафа.

В Золотое Поле он перебрался десять лет назад, после того как окончил факультет теологии в Турции. В местной мечети долго не было имама, и родившийся в соседнем районе Мустафа решил обосноваться именно здесь, построив рядом дом и разбив сад.

Как и все в округе, Мустафа говорит, что никаких противоречий с православными у мусульман нет:

«Слава Богу, у нас нет никаких проблем, всё хорошо. Живём мирно. Да, конечно, надо уважать другую веру. Кто придерживается наших законов, понимает: Крым многонационален и мы должны уважать друг друга».

Жизнь в селе, по словам имама, после вступления Крыма в Россию никак не изменилась:

«Я не хочу говорить о политике, а мы как жили, так и живём. Никаких изменений. Всё хорошо. Главное, что у нас мир, что все живы-здоровы, живём и соблюдаем свои традиции».

  • Православный храм Благовещения пресвятой Богородицы в селе Золотое Поле.

  • Православный храм Благовещения пресвятой Богородицы в селе Золотое Поле.

  • Мечеть в селе Золотое Поле.

  • Мечеть в селе Золотое Поле.

  • Имам мечети Мустафа.

Самый крупный населённый пункт Кировского района – основанный в XIII веке (во времена Крымского ханства) город Старый Крым; он находится на трассе, идущей из Симферополя в Восточный Крым – в Феодосию и Керчь. Расположившийся у подножия горного массива Агармыш город сегодня населяют немногим более 9 000 человек. Место уникальное. Говорят, что здесь встречаются четыре потока воздушных масс: горный, лесной, степной и морской. Воздух пронзительно свеж. Именно поэтому здесь ещё в начале XX века возвели санаторий, который в 1950 году стал лечить лёгочные заболевания. Сегодня власти Кировского района намерены сделать из города туристический центр, благо мест для посещения туристов предостаточно.

Если с воздухом здесь всё в порядке, то проблемы с водой – больное место.

«Водохранилище у нас есть, но этого недостаточно. Этот вопрос решается. Мне бы хотелось, чтобы побыстрее было, но не получается. Но в любом случае раньше-то мы ждали дольше. А так в городе проблем много. Как и везде. Дороги, коммуникации», – говорит мэр Старого Крыма Людмила Гулящих.

Районный центр – посёлок Кировское; он стал главным в районе из-за проходящей через него железной дороги от Джанкоя в Феодосию и Керчью. Здесь около 7 000 жителей. Железная дорога была здесь основой экономической жизни. Однако и теперь все транспортны потоки по Крыму проходят через Кировское.

Перемены в самом посёлке. Пока улицы напоминают пейзажи из жизни белгородской глубинки 90-х.

«Самое главное – мы верим, что мы дома, что нас приняли как своих и разницы между Центральной Россией и нашим полуостровом быть не может, – говорит председатель местной ветеранской организации Светлана Мерцалова. – 23 года тут была обыденность, нищета, по большому счёту. А сейчас… Да трудно, переходить сложно. Но мы верим, что всё будет хорошо. И построят нам мост, и будет у нас движение, и будет у нас вода в канале – всё будет нормально. Для меня, матери двоих детей и для бабушки пятерых внуков, самое главное, что наши лети не идут на фронт, не идут воевать и мы живы и здоровы, есть что есть и есть за что купить. Это самое главное».

  • Ж/д станция в посёлке Кировское.

  • Памятник в посёлке Кировское.

  • Председатель местной ветеранской организации Светлана Мерцалова.

  • В посёлке Кировское.

Детский сад «Росинка» располагается в здании бывшего приюта, который в 2013 году переехал в Феодосию. Сначала работал он только полдня – не позволяло оборудование. Детсаду мебелью активно помогали власти Белгорода. Поселковый глава Кировского Александр Троц говорит, что обустройством сада руководил белгородский градоначальник Сергей Боженов.

«Обязательно Сергею Андреевичу скажите, что помним, любим», – говорит Троц.

Как и в Белгородской области, здесь есть проблема с местами в детских садах. В «Росинке» вместо 60 воспитываются 87 малышей, а в целом только по небольшому посёлку в очереди – 300 детей.
На служебном Renault Duster Александра Троца красуется наклейка «Белгород – город первого салюта». Автомобили главам поселений здесь тоже дарила Белгородская область: «Лады Приоры» и два «Рено Дастера».

После визита в Белгород в Кировском районе решили восстанавливать всё по примеру белгородских посёлков. Александр Троц, рассказывая о планах по ремонту площади и памятников говорит, что в 2015 году в Кировском впервые национальные праздники стали столь массовыми – впору ставить трибуны.

«Побывали в Белгороде, посмотрели отношение – сейчас начинаем работать по-новому. Уже хоть как-то порядок надо наводить, – говорит первый заместитель главы Кировского района Анатолий Сычёв. – В Белгородской области спросил: а сколько магазинов у вас в сельском совете? Мне понравился ответ – согласно нормативу. Есть правила, сколько должно быть магазинов, сколько кафе. Подходы правильные, а не так, как у нас, где что хотели, то и построили. Вон построили склад, а выделена земля была под жилую постройку».

  • Поселковый глава Кировского Александр Троц.

  • Детский сад «Росинка» в посёлке Кировское.

Неподалёку от детсада «Росинка» реабилитационное отделение для детей-инвалидов. Учреждение, в котором работают только две сотрудницы, – одно из лучших в Крыму. Всё, что внутри, куплено в 2006 году, но не на государственные деньги.

«Всё как новое, как видите, потому что финансирования на Украине не было и люди привыкли беречь», – говорит Анатолий Сычёв.

Директор Центра социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов РФ Пётр Костюк сообщает, что после вступления Крыма в Россию, пожилые люди просят о помощи, которой в законах не прописано, но отказывать сложно – пока переходный период, помогать стараются всем.

«Помогаем медикаменты привезти, навести дома порядок, помыть, постирать. У нас швеи, массажисты, психолог, парикмахер – и всё это пока бесплатно. Сейчас говорят о том, что надо и зарабатывать, но такую систему мы пока не выработали.

«Есть разные случаи. Вот приходит дедушка 86 лет. По решению комиссии мы выделяли сотрудника для присмотра за ним. Он приходит с просьбой и говорит: «Пётр Максимович, вот вы мне дали женщину, которая за мной смотрит».

Я спрашиваю:

– А что, плохо смотрит?
– Нет, вопросов нет.

– А что тогда?
– Хочу, чтобы она у меня на ночь оставалась.

– 86 лет… Ну мы посмеялись, а дедушка очень серьёзно говорил.

  • Директор Центра социального обеспечения граждан пожилого возраста и инвалидов РФ Пётр Костюк.

  • Реабилитационное отделение для детей-инвалидов в посёлке Кировское.

  • Сотрудницы реабилитационного отделения для детей-инвалидов.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×