• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
15 октября 2014 г. 10:15:09

Православный учитель меряет свою жизнь сентябрями и Пасхами

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Делать мир добрее
Фото Виталия Гаркуши

В старооскольской православной гимназии во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского мальчишки с девчонками носятся по коридорам, шумят, шалят. Всё как в обычной школе. Почти.

Свой уклад

«Мы мало чем отличаемся от общеобразовательной школы. Все предметы, которые положены по федеральному базисному плану, преподаём по государственным учебникам. И вместе с тем гимназия живёт по своему укладу – православному. У нас утро начинается с молитвенных правил, на которые собираемся в актовом зале. Читаем отрывок из Евангелия, дети поют молитвы. И каждый урок начинается и заканчивается короткой молитвой. Дети понимают, что они не в простой школе учатся, а в православной», – объяснила разницу учитель Светлана Епифанова.

В гимназии дети со всего Старого Оскола и даже из близлежащих сёл. Желающих здесь учиться много. Но есть непременное условие: дети должны быть из верующих православных семей. Уклад, который принят в гимназии, должен продолжаться в семье.

Впрочем, когда Светлане Епифановой, преподавателю одной из городских школ, предложили место в православной гимназии, она была атеисткой.

«Я сильно сомневалась, смогу ли там работать: как преподавать детям то, во что сама не веришь? Хотя помню, как в детстве с бабушкой пекли куличи, ходили в церковь, где она меня причащала. Видимо, то, что бабушка заложила, просто до времени спало. Но Господь промыслитель, Он устраивает так обстоятельства, чтобы то, что должно случиться, обязательно произошло. Я пришла и, наверное, с первых дней поняла, что это моё, – рассказывает Светлана Александровна. – И как-то вера сама собой, легко легла на душу. Я начала ходить в храм и на многие вещи стала смотреть другими глазами. Если раньше вопрос: «В чём смысл жизни?» –ставил меня в тупик, то теперь на него есть простой и ясный ответ: в земной жизни, чтобы продолжить её затем в жизни небесной. Поэтому нужно жить так, чтобы это служило спасением для души. Я работаю здесь 15 лет и уже не представляю себя без гимназии. Мы не даём образовательную услугу, как обычно сейчас говорят, мы детей воспитываем, учим и желаем дать хорошее образование, чтобы наши ученики были успешными в жизни, какую бы стезю ни выбрали, и уже на своём месте делали этот мир лучше и добрее».

Дочь Светланы Епифановой Алёна в этом году окончила гимназию, в которой работает мама, и поступила учиться в Белгородский технологический университет имени В.Г. Шухова. Муж Александр Николаевич работает на ОЭМК. В свободное время помогает батюшке в храме.

Язык как основа

У школьников бывают любимые предметы. И у учителей начальных классов, которые в отличие от «предметников» ведут несколько дисциплин, тоже бывают свои любимые предметы. У Светланы Александровны это русский язык.

«Язык, мне кажется, для формирования личности основополагающий предмет, – говорит она.– Мы постоянно на уроках русского языка обращаемся к церковнославянскому языку, потому что он является основой русского. Отслеживаем иногда очень интересную связь между современными словами и церковнославянскими. Откуда что пошло. Например, «спасибо» – спаси Бог. Дети порой какие-то вещи с удивлением узнают».

В день нашего визита третьеклассники Епифановой на литературном чтении разбирали сказку «Иван-царевич и Серый волк». Большой спор вышел по фигуре Ивана-царевича. В книжке даны слова для его характеристики: смелый, добрый, решительный, трудолюбивый, мужественный. А один из мальчишек слово «добрый» заменил на «злой». К нему повернулся весь класс.

«Он же мог приказать волку не разрывать братьев на мелкие кусочки. Потом не приказал их оживить, как остальных. Немного погоревал и женился. Какой же он добрый?» – обосновал своё мнение смутьян.

В классе завязалась дискуссия. В итоге пришли к общему выводу, что образ Ивана-царевича весьма неоднозначен.

«Мы к этому и стремимся, чтобы ребёнок во всём имел своё мнение и старался не поддаваться стереотипам и шаблонам. Не всё то, что нам показывают по телевизору, полезно и нужно. Не любая книга стоит того, чтобы её читать. Не каждый мультфильм или компьютерная игра хороши. А что хорошо или плохо определяет совесть человека. Совесть же – голос Бога в душе человека», – говорит учитель.

Главное отличие

По словам директора православной гимназии Елены Гринёвой, Светлану Александровну отличают высокие профессиональные качества, результативность в работе.

«Она уже десять лет мой заместитель. О её профессионализме говорят и успехи в конкурсах различного уровня. Так, в 2011 году два её ученика заняли первое место в международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех». А в прошлом году Светлана Александровна стала победителем муниципального этапа регионального конкурса на лучшую методическую разработку урока, посвящённого 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского. Её авторская программа духовно-нравственного воспитания «Традиции» внесена в областной банк данных. В этом году награждена Патриаршим знаком «700-летие Преподобного Сергия Радонежского», – с гордостью рассказала о заслугах Светланы Епифановой директор гимназии.

Праздники в гимназии отмечают весело и всегда сообща. К этому Дню учителя старшеклассники подготовили концерт, да не простой, а с сюрпризами для своих учителей.

«Чем, спрашиваете, отличаются наши учителя от учителей обычных школ? – уточнила мой вопрос Светлана Александровна. И ответила вот как: – Одна мудрая женщина мне сказала: «Ты тогда поймёшь, что ты воцерковилась, когда жизнь свою начнёшь мерить Пасхами». Так и у нас говорят, что учитель меряет свою жизнь сентябрями, а православный учитель – ещё и Пасхами».


для комментариев используется HyperComments