Дети не пришли
Дабы не тратить государственные средства впустую, средние профессиональные учебные заведения формируют бюджетные места на основе заявок от работодателей. Такой подход гарантирует выпускникам трудоустройство, а фирмам квалифицированную рабочую силу.
Итогом заказной кампании 2014 года стали 1 707 мест в средних профессиональных образовательных учреждениях. Именно столько людей готовы трудоустроить предприятия, которые занимаются строительством.
«На самом деле нужно больше 6 тыс. специалистов, исходя из того что работодатели заявляют в центрах занятости, но нам они подали заявки на 1 707 мест, – сказала первый замначальника департамента внутренней и кадровой политики области Ольга Павлова. – Фактически было принято 1 294 человека, поскольку на некоторые специальности абитуриенты даже не подавали документы. Контрольные цифры приёма составили 76 %, дети не пришли».
По её данным, у абитуриентов наименее популярными профессиями в строительстве оказались мастер отделочных и общестроительных работ. В нескольких районных техникумах из-за отсутствия спроса у абитуриентов не получилось сформировать группы сварщиков. Популярными же остаются специальности, связанные с энергетикой и лесными ресурсами (ландшафтные дизайнеры).
Для транспортной отрасли кадры готовят 17 учебных заведений. Исходя из заявок работодателей, контрольная цифра приёма составила 1 030 мест, а фактически пришли учиться 954 человека – 93 % от потребности. Наибольший конкурс был на программы «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в Белгородском строительном колледже – почти 2 человека на место и в Шебекинском техникуме промышленности и транспорта на «организацию перевозок и управление на транспорте» – 1,2 человека на место.
«Итоги приёмной кампании 2014 года показывают, что привлечь абитуриентов для получения рабочих профессий непросто, и даже самые востребованные у работодателей специальности, такие как мастер отделочных работ, мастер общестроительных работ, машинист крана, малопривлекательны для бывших школьников, – констатировала Ольга Павлова. – При этом не всегда дело в размере зарплаты: мы прекрасно понимаем, что у нас отделочники и мастера общестроительных работ зарабатывают очень хорошо, если хорошо работают и хорошая выработка. Причина, видимо, в том, что была слабая профориентационная работа. Если мы сейчас не проведём профориентационную кампанию, мы не привлечём ребят на хорошие специальности».
Размер оклада имеет значение
Правительство пытается формировать новый рабочий класс, который с началом перестройки и развалом промышленных гигантов сам собой канул в лету. Школярам внушают: в стране перебор с «офисным планктоном», нужны рабочие руки, которые смогут и варить, и строить. Работодатели распинаются о том, как они ищут профессионалов и перекупают их у конкурентов, как держатся за специалистов, которым давно пора на пенсию, но их некем заменить. Словом, рабочие нужны, не торопитесь получать дипломы юристов-экономистов.
Но все убеждения о престиже, безусловной нужности, почётности, а иногда даже незаменимости рабочих профессий развеиваются при просмотре реальных предложений о работе: сварщик – от 12 тыс. рублей, плиточник-отделочник – от 15 тыс., каменщик – от 8,1 тыс. Только маляр может рассчитывать на доход от 20 тыс. и крановщик от 25 тыс. Во всяком случае такие оклады предлагаются на сайте «Город работ» в Белгороде. Каков отрыв от нарисованной юным воображением картинки «Требуются сотрудники в офис»: кабинет с кондиционером и кулером, белый воротничок и оклад тысяч 30, а лучше 40. Оно и понятно: необходимо устраивать свою начавшуюся взрослую жизнь, а она дорожает, растут не только требования, но и реальные расходы.
Не стоит забывать, что и во времена советских экономических подвигов и больших строек многие приходили на заводы-фабрики только ради заработка и не задерживались там надолго. Чтобы удержать текучесть, гиганты советской промышленности вынуждены были идти на большие социальные обязательства: бесплатное жильё, место в детском саду, гарантированная путёвка в Крым и т. д.
Сегодня основную массу работодателей составляют мелкие и средние компании, которые при всём желании не могут брать на себя такой груз социальной ответственности. Как правило, всё ограничивается социальным пакетом, гарантированным государством, в лучшем случае предоставлением места в корпоративном детском саду и льготными займами на жильё, которые ещё надо будет возвращать.
Как отметила Ольга Павлова, отделочники и мастера сухой стройки при желании могут зарабатывать вполне достойные деньги, но есть профессии в отрасли ЖКХ, заработки в которых настолько низки, что даже не стоит тратить усилий на агиткампанию.
«Учиться туда не идут, и так будет до того момента, пока заработная плата не будет повышена, – считает она. – Если департамент строительства, транспорта и ЖКХ предпримет усилия, работая с управляющими компаниями по повышению зарплаты, то мы подключаемся и ведём агитацию. Если нет, то агитировать будет бесполезно и дальше будет только ухудшение ситуации».
Впрочем, нынешняя экономическая ситуация с неизбежной оптимизацией и сиквестированием расходов особо амбициозных кандидатов тоже заставит умерить аппетиты. Новая приёмная кампания заявок от работодателей стартует в феврале. До этого времени они должны прислать свои заказы на специалистов и подумать, кому и сколько готовы платить. Если, конечно, продолжат свою деятельность к тому моменту.