11.12.2017, Понедельник 20:20
  • 59,28
  • 69,64
  • 2,19
22 мая 2017 г. 17:11:34

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Дай пять! «Токаев-квинтет» идёт к первому юбилею
Фото из архива Белгородской государственной филармонии

Художественный руководитель белгородской филармонии Евгений Алешников говорит, что в народных инструментах заложен «код русскости».

Ансамбль «Токаев-квинтет» не просто расшифровал этот код, а переустановил систему: их темы легко вписываются что в сельский праздник, что в рок-концерт. Из нашего интервью ты узнаешь, как прыгать через балалайку-контрабас на корабле и где её место в поезде, чем опасна пилочка для ногтей и зачем музыканту топор.

Лаборатория удивлений

Как вы открыли для себя музыку?

Алексей Васютин: В детстве мне подарили какую‑то дудочку, и я подбирал мелодии на слух. Потом стал осваивать гармошку, баян – это были самые популярные инструменты на селе, к тому же дедушка на них играл. Папа научил меня нотной грамоте. Так в 10 лет я поступил в музыкальную школу – естественно на баян. К третьему-четвёртому году учиться расхотелось, а когда закончил школу, вдруг захотелось снова. До сих пор не могу себе внятно объяснить, почему.

Юрий Фукалов: Всё началось в детском саду. Нас привели в музыкальную школу, стали показывать инструменты. Я посмотрел на балалайку и сказал, что хочу на ней играть. В итоге детское желание выросло в профессию.

Михаил Токаев: Мама по молодости занималась на аккордеоне, училась в культпросветучилище, и дома я, конечно, всегда слышал аккордеон. Кроме того, у нас было фортепиано. Музыка окружала меня с детства и постепенно – после музыкальной школы, училища и академии – пришло понимание своего пути.

Артур Прокопенко: Основательно музыкой я занялся в 9-м классе, хотя с детства подбирал мелодии и на гармошке, и на гитаре, и на домре. Понял, что нужно учиться, и поступил на ударные инструменты, которые стали моей профессией.

Ольга Саитова: В музыкальную школу я пришла в класс баяна, но баян оказался для пятилетней меня слишком большим по размерам. И тут появилась милая женщина с маленьким кругленьким инструментом – домрой. Она увлекла меня рассказом об инструменте и его чудесными звуками. В итоге домрочка со мной осталась, а баян ушёл.

Что для вас значит «Токаев-квинтет»?

Алексей Васютин: Это творческая лаборатория. Здесь можно экспериментировать, включать в программу то, чего зритель не ожидает от такого состава ансамбля.

Ольга Саитова: Каждый инструмент у нас – солирующий, поэтому звучание должно быть безупречным. Получается ансамблевая игра, но в ней проявляется индивидуальность. Мы исполняем то, что хочется нам, тщательно отбираем, обсуждаем и оставляем те произведения, которые интересны каждому.

Михаил Токаев: Не просто играть на народных инструментах классику или современную музыку, но мы на каждом концерте хотим удивить слушателей и доказать им, на русских народных инструментах достойно звучит не только русский фольклор, а многообразие культур и стилей. «Токаев-квинтет» – это семья. Мы не просто обмениваемся творческими идеями, мы и в повседневной жизни сопереживаем, помогаем друг другу. Я дальнейшую жизнь без ансамбля вообще смутно представляю.

Обнимашки с «орехом»

Какие воспоминания самые яркие в вашей творческой жизни?

Юрий Фукалов: Недавно играли в школе «Искорка». Обычно выступать в общеобразовательных школах сложно, дети не могут сосредоточиться – и вы догадываетесь, какая на таких концертах дисциплина. Вопреки нашим ожиданиям в зале воцарилась такая атмосфера, что мы раскрылись на все сто! После концерта долго общались с детьми, давали автографы…

Алексей Васютин: Да, успех концерта сильно зависит от публики, ведь настроение слушателей – не знаю, догадываются они об этом или нет – передаётся музыкантам и может сделать выступление незабываемым или, наоборот, обесточить даже самую уверенную игру. Высший пилотаж – увлечь своим искусством неподготовленную публику. Самые яркие впечатления бывают тогда, когда на наших инструментах звучит музыка нефольклорная. Моя цель как музыканта – развенчать стереотипы. Убеждён, наступит время, когда эти инструменты будут восприниматься просто как музыкальные инструменты – без всяких клише.

Ольга Саитова: Мы регулярно приглашаем солистов, которые придают шарм программам квинтета. Например, Михаил Пидручный играл с нами ирландский фолк в рок-обработке на волынке.

Михаил Токаев: Любая крупная поездка или сольный концерт в филармонии – это событие, к которому мы тщательно готовимся. Из самых ярких – международный конкурс в Италии, где мы заняли первое место, Олимпиада в Сочи, где участвовали в творческой программе. Там возникла курьёзная ситуация, когда Юру не пропускали на концерт с маленькой пилочкой для ногтей…

Юрий Фукалов: По пути в Олимпийскую деревню было много досмотров. На одном из металлодетекторов сотрудники безопасности обнаружили пилку для ногтей, щипчики – маникюрный набор. Для музыкантов это обязательные вещи. И не пускали, мол, пилочка для ногтей – опасный предмет. В итоге, конечно, всё уладили, но после таких досмотров мы поняли: Олимпиада пройдёт без эксцессов.

Михаил Токаев: В Сочи мы жили на корабле. Алексея с Юрой разместили вдвоём, а я жил в одноместной каюте. В ней хотели расположить балалайку-контрабас, но не получилось – очень мало места. Тогда ребята предложили поставить инструмент в свой двухместный номер. Открыли – а он оказался точно таким же, как и мой одноместный. Приходилось в буквальном смысле прыгать через контрабас!

Юрий Фукалов: Когда в первый раз ехали ансамблем в поезде, контрабас негде было поставить в купе. Лёша суетился больше всех – он же на нём играет. Минут двадцать с ним обнимался. Девчонки сказали, что он похож на белку из «Ледникового периода».

Алексей Васютин: Теперь частенько называем контрабас орехом. Это удобно: никто из посторонних не понимает о чём речь.

Юрий Фукалов: В итоге повесили его вверх ногами у входа…

Алексей Васютин: Утром проводница зашла в купе и протаранила его головой.

Михаил Токаев: С тех пор контрабас знает своё место в купе – грифом вниз между верхними полками.

Кто в лес, кто по дрова

Чем занимаетесь, когда рядом нет инструментов?

Артур Прокопенко: Люблю рубить дрова. На выходных взял бензопилу, топор и нарубил целую кучу дров. Хотя топор в каком‑то смысле тоже ударный инструмент.

Алексей Васютин: Люблю походы «на выживание». Прихожу в лес с минимумом вещей, строю плот и неделю плыву по реке с друзьями. Так сказать, проверяю дружбу на прочность.

Ольга Саитова: Свободного времени совсем мало, и я люблю проводить его с семьёй в прогулках по городу.

Михаил Токаев: Я занимаюсь воспитанием дочери. Это вся моя жизнь и хобби.

В этом году ансамбль отметит пятилетие. Как отметите?

Михаил Токаев: В филармонии состоится большой юбилейный концерт, куда мы с удовольствием приглашаем читателей «ОнОнаса», жителей и гостей города. Мечтаю пригласить вас и на 50-летний юбилей – надеюсь, мы здесь надолго. На сегодня в нашем репертуаре больше ста произведений разных жанров и направлений – вокальных и инструментальных. Ансамбль сотрудничает с разными солистами, коллективами, включая симфонический оркестр.

Ольга Саитова: Миша всё время говорит, что мы поедем на гастроли куда‑нибудь за границу. Мы молодой профессиональный коллектив, хочется, чтобы в других городах и странах о нас узнали. Музыка, не совсем традиционная для наших инструментов, к сожалению, не часто звучит в филармонии, но мы будем стремиться, чтобы её услышали.

Алексей Васютин: Программа-минимум – вывести ансамбль на такой уровень, который позволит нам быть уникальными. Для этого нужно не только совершенствовать исполнительское мастерство, но и найти свой стиль, который звучал бы современно, а также неповторимую манеру исполнения. Пять лет – это некий рубеж, время всеядности прошло. В перспективе хотелось бы писать собственные произведения, ведь современная музыка составляет ничтожно малую часть репертуара домристов и балалаечников. Думаю, самую сложную работу нужно провести в головах. Если заинтересуем молодое поколение, тогда у нас есть будущее.

Михаил Токаев: Нам важно знать, что интересно молодёжи. У нас есть группы в социальных сетях «ВКонтакте», «Фейсбуке», в «Одноклассниках». Там отражаются все события ансамбля, есть видеозаписи с концертов, фотографии – оставляйте отзывы, следите за афишами, приходите. Мы открыты всему новому. Будем рады общению на сцене и за её пределами!

На правах рекламы


для комментариев используется HyperComments