Этим вопросом задаются родители школьников, подписывая разрешение на психологическое сопровождение детей во время учебного процесса. Движимая профессиональным и родительским любопытством, корреспондент «БП» отправилась в школу, чтобы узнать, чем заполнен рабочий день педагога-психолога.
Трое из БелГУ
В школе № 20 Белгорода работают три педагога-психолога.
«Коллектив у нас большой: 850 учащихся и сто сотрудников, – рассказывает директор Валентина Маслова. – Работы у педагогов-психологов хватает, и считаю, что даже трёх таких специалистов в штате школы маловато».
Жанну Гонееву, Наталью Березовскую и Анну Сидельникову объединяет не только работа в одной школе. Все они – выпускницы факультета психологии БелГУ, каждая становилась победителем или призёром областного профессионального конкурса «Педагог-психолог Белгородчины». Творческие личности: поют, танцуют, рисуют, исполняют роли в конкурсных постановках. А Жанна Гонеева ещё и парашютным спортом занимается.
Цветы с именами
На часах 8.15. Педагоги в своём рабочем кабинете на третьем этаже готовятся к урокам. Наталья Березовская раскладывает на столе разноцветные бумажные цветы: на каждом написано имя ребёнка. Наталья Васильевна работает в школе десять лет, и её подопечные – почти четыре сотни учеников начальной школы. С большинством из них педагог-психолог знакомится в рамках предшкольной подготовки: она разработала авторскую программу «Готовимся к школе». И во многом благодаря психологическому сопровождению подготовительных групп адаптация первоклассников в школе проходит быстро и, как правило, безболезненно.
Вместе с педагогом я отправляюсь в первый класс. Задача урока – познакомить малышей друг с другом. Вот тут и пригодились бумажные цветы. Наталья Васильевна по очереди вызывает детей к доске, и они крепят цветочки со своими именами на общую «цветочную клумбу». Для каждого ученика педагог находит доброе слово:
«Посмотрите, какая Настя сегодня красивая, какой у неё нарядный бант! А Миша и Ваня очень старательные, аккуратные!»
Правила поведения в школе и на уроках они уже знают, тянут руки, чтобы ответить на вопрос учителя. А когда все писаные законы перечислены, решают дополнить список: во время урока нельзя прыгать по партам и кидаться тетрадями! Каждый хочет быть замеченным, ждёт похвалы и получает её.
Весь урок проходит как занимательная игра, в ходе которой первоклассники учились важным вещам.
На домашнем обучении
В это время Анна Сидельникова проводит индивидуальное занятие с подростком, который по состоянию здоровья находится на домашнем обучении. На столе – массажные шарики су-джок. Мальчик разминает пальцы, затем выполняет упражнение «ленивая восьмёрка»: указательными пальцами рук одновременно в разных направлениях обводит большие горизонтальные восьмёрки, нарисованные на бумаге. Это упражнение, как потом пояснила педагог, способствует развитию межполушарного взаимодействия, и полезно всем детям, а не только с ограниченными возможностями здоровья.
Семь учеников школы № 20 находятся на домашнем обучении, для них составлены индивидуальные программы. И у каждого в расписании – обязательные занятия с педагогом-психологом минимум раз в неделю. С ними занимается Анна Сидельникова. Педагог опытный, более 12 лет в школе.
Сегодняшним своим подопечным Анна Михайловна очень довольна: мальчик старательный, ответственный, усваивает материал в рамках адаптивной программы. Этот успех замечают все учителя, работающие с девятиклассником.
Кем быть?
Затем Анна Сидельникова отправляется в 9-й класс – на занятие в рамках элективного курса «Азбука трудоустройства». Профориентирование – одно из основных направлений работы педагога-психолога в старших классах. Такие занятия раз в неделю Анна Михайловна проводит в каждом из трёх девятых классов.
Старшеклассники не упускают возможности поспорить с учителем. Вот, например, для чего нужно работать? Конечно же, чтобы получать деньги, обеспечивать себя, а в дальнейшем – свою семью. А согласились бы вы вовсе не работать, если бы кто‑то обеспечил вам безбедное существование? Этот вопрос педагога помогает сделать вывод, что профессия – это не только зарплата, но и возможность самореализации, саморазвития и социальный статус. А потому к выбору будущей специальности нужно подходить очень серьёзно, руководствуясь не только своими желаниями, но и способностями, и потребностями рынка труда. Такому подходу учит старшеклассников педагог-психолог Сидельникова.
Как Рыцарю понять Дракона
Большая школьная перемена, как и начало рабочего дня, собирает педагогов-психологов в рабочем кабинете. Можно отдохнуть, пообедать.
В этот день «хвостиком» за педагогами хожу не только я, но и студентки БелГУ Ирина Губина, Анастасия Мухамедова и Полина Потапова: у них производственная практика. Пять лет назад Жанна Гонеева тоже проходила тут практику, да так и осталась в школе. А теперь уже она ведёт студенток на своё занятие в 9-м классе.
«Мои любимчики», – говорит об этих девятиклассниках Жанна Владимировна.
Ребята тоже радостно приветствуют педагога: они знают, что урок будет интересным. Занятие начинается с игры «Рыцарь, Принцесса, Дракон». Для победы очень важно просчитать несколько ходов вперёд, верно выбрать роли, а следовательно, ребятам нужно договариваться между собой. Формированию этого умения и посвящён урок.
Подросткам бывает нелегко понимать друг друга, хотя именно межличностные взаимоотношения выходят на первый план в этом возрасте. А на уроках, направленных на развитие коммуникативных качеств, средние и старшие школьники учатся преодолевать трудности взаимопонимания.
Люди и бумаги
Рабочая неделя педагога-психолога 36 часов. Это время делится на практическую работу и методическую. Психологи 20-й школы наполняют практическое время индивидуальными и групповыми занятиями, уроками, кружковой работой. Добавьте сюда работу с родителями – как на собраниях, так и индивидуально. Да и учителям-предметникам тоже, случается, нужна консультация психолога – скажем, во время профессиональной аттестации. Кроме того, например, Наталья Березовская проводит занятия для молодых коллег из образовательных учреждений города в «Школе начинающего психолога».
И хотя каждый из педагогов работает со школьниками определённого возраста, это разграничение условно: при необходимости специалисты взаимозаменяемы.
Методическая, или «бумажная» работа приносит меньше удовольствия, однако тоже требует немало времени. Ведь в конце года нужно отчитаться за практическую часть. Анна Сидельникова показывает пухлую стопку бумаг: результаты социометрического тестирования лишь одного класса. А сколько классов в школе!
Это тестирование, к слову, очень важная часть профилактической работы, направленной на предотвращение негативных проявлений в детском коллективе, таких как отторжение или травля. Ведь без благоприятной психологической атмосферы невозможно достичь успехов в образовательной деятельности. В школе № 20 Белгорода это понимают.