Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 января 2017, 14:57
 Светлана Старикова 2516

Чужих детей не бывает

Почему белгородский центр «Южный» стал для мальчишек и девчонок родным домом

Чужих детей не бывает Фото Светланы Стариковой
  • Светлана Старикова

В белгородском центре развития и социализации ребёнка «Южный» 28 воспитанников. Из них 16 – это дети, оставшиеся без попечения родителей, пятеро – сироты. О семерых, поступивших сравнительно недавно, нужно сказать отдельно. Это дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию и оказавшиеся в социально опасных условиях.

Снова вместе

В прошлом году 14 января детский дом «Южный» получил статус центра и право принимать таких детей, а уже 15 января поступили четверо ребятишек из одной семьи. Мама и дети (всего их пятеро, самому младшему чуть больше двух лет) остались без крыши над головой. Решением опеки самого маленького направили в дом ребёнка, остальных сюда, в центр, а их маму приютила сестра, у которой своих детей четверо.

Уже находясь в центре, старшие дети часто ходили навещать своего младшего брата в дом ребёнка и мечтали, что они смогут жить все вместе, хоть пока, к сожалению, без мамы. «Южный» создал условия для этого – теперь здесь могут находиться дети с двух лет. Младшего перевели из дома ребёнка в центр, и старшие заботятся о нём. После этой пятёрки приняли ещё двоих детей со схожими судьбами.

«У нас, воспитателей, сложилось хорошее мнение о родителях этих детей, – рассказывает директор центра Юлия Чумакова. – Они приходят почти каждый день, занимаются с детьми, играют, катают на санках. Для них очень важно не только то, как дети накормлены и ухожены, они радуются их успехам, обращают особое внимание на их развитие».

Всего за время существования детского дома, а затем центра более ста детей были переданы в приёмные семьи, 92 человека стали выпускниками. Воспитатели говорят о том, что только за четыре последних года они устроили в семьи 35 детей, не считая выпускников, при наполняемости на то же количество – 35 человек. То есть, если бы не поступали новички, центр можно было бы закрывать. Но, к сожалению, жизнь вносит свои коррективы: сейчас опека готовит документы для передачи в центр ещё семерых маленьких белгородцев, чьи родители по ряду причин вынуждены доверить их воспитание государству.

Фото Светланы Стариковой

Что главнее?

В обществе существует не всегда верное представление о детских домах и таких центрах, как «Южный». О домыслах и мифах на этот счёт я хотела бы поговорить с читателями нашей газеты.

Миф первый: дети в детских домах с дурной наследственностью.

Это не так. Бывает, дети попадают в учреждение, если родители гибнут в результате несчастного случая или аварии, от кого‑то отказываются из‑за бедственного положения (нет работы, жилья, финансовой помощи мужа, родителей).

Но даже рождённые от неблагополучных родителей дети могут вырасти хорошими людьми. Я знаю мужчину, который рос в такой «нехорошей» ­семье и, насмотревшись на вечно пьяных родителей, принял для ­себя решение никогда не пить и не курить. Решение это выполнил, сейчас у него жена, две прелестные дочки, а сам он успешный предприниматель.
Что главнее – гены или воспитание? Ответ на этот вопрос не найден до сих пор. Но в жизни немало примеров, когда благодаря заботе и любви приёмных родителей ребёнок получает возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону.

У каждого свой талант

Миф второй: дети в детском доме отстают в умственном развитии.

А вот это неправда. Белгородский центр гордится многими своими воспитанниками и выпускниками. Шкафы в кабинете его директора Юлии Чумаковой не вмещают всех грамот и благодарностей детям, кубки и другие награды стоят плотными рядами. Покидая центр, воспитанники их забирают, но меньше не становится.

Гордость центра – Дмитрий Г., ему 31 год, живёт в Москве в своей собственной квартире. Дима с малых лет проявлял недюжинные математические способности. В 17 лет выпускник тогда ещё детского дома подал заявление на поступление одновременно в два вуза – БелГУ и МГУ.

Директор центра Юлия Чумакова.
Директор центра Юлия Чумакова.
Фото Светланы Стариковой

«Мы сначала уговаривали: Мос­ква – это же так далеко, учился бы в Белгороде, всё‑таки мы рядом, в случае чего всегда поможем, – рассказывает воспитатель Елена Селищева. – Но когда из Москвы пришло письмо о том, что Дима блестяще сдал вступительные экзамены, решая задания нестандартными способами, мы очень радовались за мальчика. Сейчас Дмитрий преподаёт в МГУ. Он дарит нам свои книги, написанные для студентов и абитуриентов, мы в них, правда, ничего не понимаем, сплошные математические формулы, но всё равно очень рады и бережно их храним. Для Димы наш дом – родной, – продолжает Елена Александровна. – Когда он приезжает в Белгород – первым делом к нам. Но есть у него боль и забота – мама, которая, к сожалению, так и не справилась со своим пороком».

В пухлых альбомах, которые также хранятся в кабинете директора, фото­графии и письма детей и выпускников дома. О каждом из них воспитатели могут рассказывать, кто и где учится, кто какой вуз или учебное заведение уже закончил, где работает, кто женился, у кого сколько детей и так далее.

Счастья хочется всем

Миф третий: у детдомовцев нет желания создавать семью, а большинство девочек-сирот, становясь мамами, отдают своих ребятишек в детский дом, обрекая их на ту же участь, что досталась им самим.

«За 18 лет работы я не знаю ни одного такого случая, чтобы наша выпускница поступила так, – говорит Елена Александровна. – Бывает, что и в детском доме складываются пары, после совершеннолетия они женятся, живут хорошо, имеют детей. Я могу привести немало примеров наших успешных выпускников, хороших, счастливых браков. У нас есть даже интернациональная семья, где папа – выпускник семейного детского дома, который находился рядом с нашим детским домом (его биологические родители родом из южной части Африки были студентами и оставили его в России), а жена у него – славянка, наша воспитанница. Крёстной мамой их замечательной дочери стала наша сотрудница. Наши дети все у нас на виду, очень редко кто прерывает с нами связь. Вот мы были недавно в Калуге на конференции, так прежде чем попасть на мероприятие, семерых наших выпускников, живущих в Подмосковье, навестили».

Перед какими‑то крупными событиями в жизни – например, свадьбой – дети приходят в центр. Уходя служить в армию, тоже сообщают об этом воспитателям.

Фото Светланы Стариковой

Подготовка к взрослой жизни

Миф четвёртый: детдомовцы ничего не умеют делать самостоятельно.

В детских домах стараются подготовить детей к взрослой жизни. Их, например, учат пользоваться бытовыми приборами, рассчитывать бюджет, готовить еду. У каждого ребёнка в белгородском центре есть друг по переписке из благотворительного фонда «Невидимые дети». В эту организацию входят взрослые люди, все русскоговорящие и живущие в городах России и за рубежом. Дети переписываются, получают подарки, нередко общение с «шефами», как их называют дети, продолжается и после выпуска ребёнка. Сходить на почту, заполнить бланк, получить посылку – ещё одна возможность проявить самостоятельность.

Плохо, конечно, что в центре педагогический коллектив – женский. Однако нашли выход, подружившись с ветеранами подразделения особого риска. Они, как и областное управление ФСБ и УВД города Белгорода, шефствуют над детским центром «Южный». Теперь здесь все мальчики усиленно занимаются спортом. Один выпускник учится в лицее полиции, ещё несколько после армии остались служить по контракту.

Не няня, а друг

Миф пятый: воспитатели занимаются только бытовыми вопросами.

Не мы, а мать-природа так устроила, что ребёнок всегда должен быть около взрослого. Детям нужна ласка, любовь, забота, особенно самым маленьким.

«Когда я только пришла работать в детский дом 12 лет назад, по неопытности считала, что у ребёнка мама должна быть только одна, и потому пресекала попытки детей называть меня мамой, – говорит директор центра Юлия Чумакова. – Но со временем поняла свою ошибку. Мама – самое дорогое для ребёнка слово, мама должна быть – и этим всё сказано. Наши дети всячески стремятся получить внимание взрослого, причём в любой форме. Это может быть и беседа, и маленький подарочек. Радость, когда его обнимут, погладят по голове, скажут: «Молодец!». Но все они хотят видеть рядом родную маму, самого дорогого на свете человека».

«Воспитатель в детском доме – близкий друг, почти родственник, которому можно довериться, – считает Елена Селищева. – Скажу так: случайные люди здесь просто не задерживаются. И винить их нельзя, а надо понимать, что не каждый может вкладывать душу, тратить время, силы, нервы, здоровье на чужих, в принципе, детей. Работу воспитателя можно сравнить с работой врача, и заповеди здесь те же: не навреди, помоги тому, кто в этом нуждается».

Фото Светланы Стариковой

Пушистым не был

Миф шестой: дети из детского дома озлобленные и неблагодарные.
Бывает и такое, ведь в детский дом попадают не от хорошей жизни. Всем детям, даже если их в семье несколько, крайне необходимо, чтобы они были единственными, любимыми, а если этого не досталось в полной мере, то уж вы, взрослые, не обессудьте.

«Мы пробовали четверых родных братьев и сестёр передать на воспитание в семью, где есть своих четверо детей, – рассказывает директор центра. – Детям там не понравилось, вернулись, а аргумент звучал жёстко: «Из одного детского дома в другой, что ли?».

Но всё познаётся в сравнении. Вот строки из письма бывшего воспитанника:

«Здравствуйте, Юлия Александровна! Конечно, я помню всё и всех. Я‑то не пушистым был. Помню, как мы не слушались ни Вас, ни воспитателей, самовольничали и прочее, и только сейчас понимаем, как были неправы, ругаясь и гневаясь на всех вас. Я не знаю, кем бы стал, если бы не наш дом. Я женился, у меня растёт сын. Теперь вспоминаю всё и понимаю, что те годы прошли не впус­тую, что Вы всё делали не назло нам, а УЧИЛИ, ЛЮБИЛИ И НАСТАВЛЯЛИ. Вас, Юлия Александровна, и весь коллектив детского дома я от всей души и от всего сердца благодарю!!! Спасибо всем за ласку, за заботу, за помощь, за наставления, за доброту! Простите всех нас. Владимир В.».

Фото Светланы Стариковой

Димина мечта

В сознании граждан сформировалось представление о том, что в детский дом надо обязательно приходить с игрушкой в руках, ведь там живут несчастные дети. Ребёнок в силу своего возраста может не понимать, что он некий образ одинокого и печального «ничейного» ребёнка, а быть жизнерадостным и даже весёлым. Так и не надо своим сочувствующим поведением навязывать ему этот образ. Очередная новая игрушка не сделает его счастливее, а бесчисленные подарки с конфетами только способствуют развитию кариеса. Детям прежде всего необходимы взрослые – трезвые, грамотные и радостные, способные научить чему‑то полезному, что в жизни пригодится.

Проводить меня из центра до остановки автобуса воспитатель попросила мальчика, которого зовут так же, как моего уже взрослого сына, – Дима. Узкая тропинка петляет среди сугробов, так что приходится идти друг за другом. Диме на вид лет 14, он по‑взрослому сдержан, а я не пристаю к нему, понимая бестактность вопросов типа «как попал сюда» да «как тебе живётся».

Однако через некоторое время Дима сам решает завести разговор. И я узнаю, что он усиленно занимается спортом, мечтает после армии пойти работать в МЧС, а в декабре 2016 года он и ещё трое детей из центра как победители всероссийских и региональных конкурсов побывали в Мос­кве на новогодней ёлке Министерства образования и науки РФ.

Дошли до остановки, говорю Диме, чтобы возвращался, холодно. Он соглашается, на прощание машет мне рукой. Хороший, открытый паренёк, и мечта его – помогать людям в сложной, даже опасной ситуации – просто замечательная!

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×