Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 января 2018, 16:56
 Анастасия Писаревская 1598

Чтобы ложка стояла. Как молодая селянка построила душевный семейный бизнес

Чтобы ложка стояла. Как молодая селянка построила душевный семейный бизнес Алеся Краснопёрова. Фото Анастасии Писаревской
  • Анастасия Писаревская

Алеся Краснопёрова молодая мама, активистка, журналистка, а теперь и предприниматель – один из лучших в России.

В честь бабушки

Алеся родилась и выросла в селе Фощеватово Волоконовского района. Закончила факультет журналистики БелГУ, до декрета работала в пресс-службе областного управления молодёжной политики. А в 2016 году с нуля создала в родном селе завод молочных продуктов.

«Родители закупали молоко у местных фермеров и часто обсуждали, как было бы хорошо не просто его покупать и перепродавать, а самим перерабатывать в готовые продукты, – вспоминает Алеся. – Потом я выиграла грант. Начали строить в 2014 году – сами рыли фундамент, нас бабушка очень поддерживала».

В честь бабушки и назвали мини-завод – «Лида». Ей на момент стройки было 90 лет. Предприятие расположилось недалеко от её дома.

«Бабушка была уникальным человеком, в селе её все знали, потому что она лечила вывихи, суставы – к ней шли как к местному целителю. Ещё она была учителем начальных классов, многие односельчане учились писать и читать под её руководством», – добавляет директор завода.

Стройка длилась около года, но самое сложное ждало впереди. Алеся, как и остальные члены семьи, осваивала новые навыки.

«Оборудование мы видели впервые, никогда им не пользовались и не знали, что делать. Во время пусконаладочной работы много молока уходило в никуда. Мы почти ночевали на заводе, чтобы понять, как работает пастеризатор, сливкоотделитель… Многое не получалось, разрывались пакеты, что‑то сгорало или взрывалось. Было сложно, но всё преодолели, брат освоил всю технологическую часть, хотя это не его специальность».

Дмитрий Толстых, брат Алеси, окончил факультет управления и предпринимательства БелГУ. Он вернулся из Белгорода, чтобы помочь семейному бизнесу. После университета работал в администрации Волоконовского района, а потом перешёл на завод. В свободное время занимается рыбалкой, играет в волейбол.

 

Дмитрий Толстых.
Дмитрий Толстых.
Фото Анастасии Писаревской

«Я ответственный за продажи, собираю заявки, работаю с магазинами, развожу продукцию, но и на заводе участвую во всей производственной цепочке, – рассказывает Дмитрий. – Не жалею, что переехал из Белгорода, надо поднимать село».

Забытый вкус

В сутки завод перерабатывает до тонны молока. Выпускают сметану, кефир, молоко, творог, масло. В основном распространяют товар в Волоконовском и Валуйском районах. Продукция пользуется хорошим спросом, всё расходится. Завод работает без убытков, стабильно, но прибыль небольшая, и она уходит на обновление оборудования. На предприятии трудятся шесть человек, почти все – члены Алесиной семьи.

«Мы не используем растительные жиры, добавки, у нас всё натуральное. Молоко закупаем у местных фермеров, у односельчан. Поэтому и сроки хранения небольшие, – объясняет Краснопёрова. – Работа трудная. Мама просыпается в 4 утра, готовит завтрак, в 5 за ней приезжает машина и она едет за молоком. К 8 часам молоковоз возвращается на завод. Здесь мы скачиваем молоко, пастеризуем, оно проходит несколько фильтров очистки. А дальше – стадии обработки в зависимости от конечного продукта».

Молоко на заводе проверяют на наличие антибиотиков, уровень кислотности, соответствие органолептическим показателям: вкус, цвет, запах. Если молоко отвечает всем требованиям, то пускают на производство, если нет – сдают на другие заводы, которым оно подходит. Поскольку завод ещё молодой, делается всё методом проб и ошибок.

«Мы меняем закваски, ищем лучше, чтобы нравилось людям. Пытаемся сохранить то, что давно забыто. Городские жители уже не помнят вкус настоящего домашнего молока, а оно отличается от магазинного. Наш кефир получается очень густой. Местные довольны, говорят, что он похож на йогурт – добавляют варенье и едят ложкой. В кефире высокое содержание белка, мы ничем не разбавляем – отсюда и густота. Сметану тоже делаем такую, чтобы ложка стояла».

 

Технолог Антонина Русанова.
Технолог Антонина Русанова.
Фото Анастасии Писаревской

Мама, ням-ням!

В 2017 году Алеся представила проект «Фощеватовский молочный мини-завод «Лида» на всероссийский конкурс «Молодой предприниматель России». Финал проходил в Москве. Из 248 человек Краснопёрова стала второй в номинации «Производство года».

«Передо мной выступали ребята с необычными идеями: кто бабочек экзотических выращивает на продажу, кто делает большие котлы, в которых люди могут купаться на улице в любую погоду, кто изготавливает водоотталкивающую пропитку для одежды, которая в ночное время ещё и светится. Но у моего бизнеса, как отметил один из членов жюри, есть душа. Я правда живу этим».

Сейчас Алеся нянчит дочь Александру, которая растёт на молоке «Лида».

«Она любит дегустировать свежий, ещё горячий творог. Если говорит «мама, ням-ням», значит, творог удался. Дочери неделя исполнилась – и мы приехали на завод масло делать. А когда ещё в роддоме была, как раз зарплату надо было сотрудникам начислять. Так я лежала с ноутбуком на животе. Два дня до родов, а я работаю!»

На производстве Алеся бывает в выходные дни, хотя и посреди недели может приехать. Но живёт она в Белгороде и выполняет административную функцию: занимается всеми счетами и закупками.

«Я знаю, где лучше заказать фильтры, чистящие средства, бутылки. Но у нас есть и свой бухгалтер, которая работает с накладными. Пять лет в университете я училась совсем другому, а здесь всё освоила за время работы. Даже программу производственного контроля научилась составлять, хотя я гуманитарий. Близкие мне всегда помогали и поддерживали».

Алеся мечтает вернуться на прежнюю работу и совмещать её с производством. А «Лиду» в ближайшее время ждёт расширение: предприниматель планирует выпускать йогурты, топлёное и ультрапастеризованное молоко.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×