• 63,87 ↓
  • 68,69 ↑
  • 2,45 ↑
30 мая 2016 г. 18:58:40
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Бьют – значит любят
Фото Владимира Юрченко

Как сочетаются понятия патриотизма и ненависти

Сосед записал сынишку в патриотический клуб при школе. «Чем вы там занимаетесь?» – спрашиваю пацана. Отвечает предсказуемо: рукопашный бой, строевая ходьба, сборка-разборка автомата.

Казалось бы, ничего нового. И никто уже не задумывается о том, что словосочетание «патриотическое воспитание» у нас прочно ассоциируется с начальной военной подготовкой в первую очередь.

При отстранённом же логическом подходе у любого человека в голове сразу же образовалось бы по этому поводу сто тысяч разных «почему?».

Почему патриотизм, который на самом деле про «любить Родину», обязательно должен быть с дубиной?

Почему если я собираю автомат за сорок секунд, а он – за тридцать, то он – больший патриот?

Почему, чтобы любить свою страну, надо ненавидеть какие‑то другие и страстно желать шарахнуть по ним ядерной бомбой, как этого желают диванные «патриоты»?

Почему если ты собираешься берег реки от мусора убрать, то это экологическая акция, а если в зарницу поиграть – то патриотическая?

Почему если школьники обсуждают на факультативе великих русских писателей Достоевского и Толстого, то это литературный клуб, а если маршируют на плацу – то патриотический?

Почему если ты иностранное посольство яйцами закидал, то ты патриот, а если после теракта цветы туда принёс – то предатель?

Сто тысяч разных «почему». Почему нарушение двух, наверное, самых главных христианских заповедей – «Не убий» и «Возлюби ближнего своего» – словно идёт вразрез с нашим патриотическим воспитанием? И самое страшное, что зачастую идёт под патронажем отдельных религиозных деятелей (пусть даже и одиозных).

Почему ты готов быть должен не только к труду, но и к обороне? Почему нельзя готовить человека к труду и честности? Или к труду и справедливости? Труду и скромности? Оборона, сиречь, человек с ружьём – у нас вторая после трудолюбия добродетель. Почему?

Понятно, что народ, который не желает кормить свою армию, будет кормить чужую. Но надо ли нам возводить наполеоновский афоризм в абсолют? В нашей стране, где почти один процент населения – военные, а расходы на вооружение превышают 5 % ВВП, по идее не должно быть проблем с обороной. К обороне мы вроде как готовы. К труду как раз – нет.

В Советском Союзе, когда «кругом враги», такая милитаристическая повестка была в принципе ясна. Сегодня ситуация изменилась и даже если нам и «грозят из‑за океана», то уж не ядерными ракетами больше, а экономическими санкциями. Кстати, помню, как поразила меня до глубины души картинка из доперестроечного школьного учебника по начальной военной подготовке (была такая дисциплина), где авторы пошагово объясняли детворе, как правильно насадить человека на штык.

Наверное, всё‑таки при упоминании фразы «патриотическое воспитание» мы должны вспоминать не только про танки и самолёты, про рукопашный бой и прыжки с парашютом, про разборку АК-47 и метание гранаты.

Как‑то это неправильно, когда слова «ненависть» и «убивать» становятся синонимами слов «любовь» и «Родина».

 


для комментариев используется HyperComments