Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 февраля 2014, 15:25
 Светлана Непомнящая 2787

Быть или не быть

Над белгородскими предприятиями, где трудятся инвалиды по зрению, нависла угроза закрытия

Быть или не быть Фото Владимира Юрченко
  • Светлана Непомнящая
  • Статья

Чем больше производят продукции, тем глубже погружаются в долговую яму… В такой парадоксальной ситуации оказалось валуйское предприятие «Металлоизделия», где трудятся инвалиды по зрению. Именно поэтому над ним нависла угроза закрытия.

Долговая яма

Основная продукция, которую здесь производят, – машинка для скоросшивателя. Картонную папку «Дело» видели, наверное, многие. Внутри папки – приспособление для крепления листов бумаги. Это и есть машинка для скоросшивателя, которую собирают инвалиды. Себестоимость одной – 48 копеек, а продавать её в условиях конкуренции вынуждены по 38 копеек. Отсюда и долги. В 2013 году они вылились в солидную сумму – почти в 5 млн рублей. Центральное правление Всероссийского общества слепых (ВОС) выделило «Металлоизделиям» в прошлом году определённую сумму на пополнение оборотных средств. Этот спасательный круг смог удержать предприятие на плаву. Но что будет дальше? Расходы превышают доходы.

«Только за отопление приходится платить более 200 тысяч рублей в месяц, – сообщил директор предприятия Сергей Болотин. – Несмотря на то что 50 % работающих – инвалиды, льгот по оплате коммунальных услуг у нас нет. Сдача в аренду пустующих площадей могла бы приносить определённый доход, но в маленьком городе трудно найти желающих их использовать. К тому же здание старое, требует капитального ремонта».

Предприятие до недавнего времени выпускало в больших объёмах крышки для консервирования. Сейчас основные заказчики – консервные комбинаты – перешли на крышки другой конфигурации, поэтому  «Металлоизделиям» пришлось значительно сократить производство. Их продукцию приобретают только для домашних заготовок. Производят здесь мётлы для уборки улиц, дисковые щётки для жилищно-коммунальных предприятий, папки на завязках, шьют постельное бельё. Одним словом, стараются искать свою нишу на рынке.

«Работа швейного цеха рентабельна, – отметил Болотин. – Мы заключили договоры с детскими домами, домами престарелых, медицинскими учреждениями. Но цех небольшой, и он не может вытащить из долговой ямы всё предприятие».

По словам директора, он ищет возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции. Но сделать это непросто: важно, чтобы выполняемые операции были по силам инвалидам. Недавно был разработан бизнес-план по производству дорожных знаков. Для его реализации необходимо специальное оборудование.

«Если центральное правление ВОС выделит средства на его приобретение, можно будет побороться за существование предприятия. Нет – значит, будем умирать», – резюмировал Болотин.

Хотим работать

В 2010 году «Металлоизделия», по словам его сотрудников, тоже были на грани краха. Из-за отсутствия заказов работников отправили в долгий отпуск без сохранения зарплаты. Но инвалиды встали на защиту своего предприятия. Ольга Мелешкова вместе с коллегами каждый день приходила в пустой и гулкий цех. Люди требовали, чтобы их обеспечили работой.

«Мы обращались во многие инстанции. Девять месяцев спустя предприятие заработало, – рассказывала Ольга. – Тогда мы боролись не только за себя, но и за других, за тех, кто моложе нас и кому ещё предстоит искать работу. Ведь у инвалидов нет большого выбора. Где нас ещё примут?! А мы хотим работать, пока есть силы, возможность. Нам нужно содержать своих детей, помогать родителям».

  • Ольга Мелешкова.

  • Директор валуйского предприятия «Металлоизделия» Сергей Болотин.

  • Машинки для скоросшивателей делают инвалиды по зрению.

Ольга трудится на предприятии вместе с мужем Николаем, инвалидом I группы. У них двое сыновей.

«Моей пенсии хватает только на оплату коммунальных услуг и на завтраки детей в школе, – говорила Ольга. – Но нам нужна одежда, еда. Нам предстоит учить детей. На пенсию мы прожить не сможем. Даже работая, мы едва сводим концы с концами. За одну тысячу собранных машинок мы получаем 73 рубля. А норма – три тысячи машинок в день. Поэтому стараемся норму перевыполнять. Некоторые берут работу на дом, чтобы больше заработать. Но у меня такой возможности нет. Дома меня ждут дети».

К сожалению, после вынужденного отпуска в цех, где трудились почти сто человек, вернулись всего 30 инвалидов по зрению (остальных обеспечить работой предприятие не может). Эти люди сейчас замерли в ожидании. Для них вопрос «Быть или не быть предприятию?» звучит иначе, с более личным оттенком: «Быть или не быть им самим?».

Найти рынки сбыта

Председатель региональной организации Всероссийского общества слепых Николай Поклад заметил, что все три предприятия, обеспечивающие рабочими местами инвалидов по зрению, находятся в очень тяжёлой ситуации. ООО «Белгородское» в Белгороде практически прекращает своё существование, валуйскому требуется серьёзная финансовая помощь для освоения новых видов изделий и капитального ремонта, «Оскольскому» в Старом Осколе необходима помощь в реализации продукции.
Николай Федотович вспомнил, что в период расцвета, в 80-е годы, на трёх предприятиях работали 3 500 человек, из них 2 000 – инвалиды по зрению. Сегодня – 173 человека, из них 98 инвалидов, в том числе 57 инвалидов по зрению. Цифры удручающие.    

Одна из проблем предприятий – практически нет рынка сбыта продукции на территории области. Хотя потребность в ней есть. Старооскольское, например, изготавливает респираторы, в которых нуждаются металлургические и цементные предприятия.

«И они их закупают, – рассказал Николай Фёдорович. – Но не у ООО «Оскольское», а у той фабрики за пределами области, куда оно их продаёт. В результате обе стороны в убытке. Предприятие общества слепых вынуждено тратить деньги за доставку продукции в другой регион, а металлургические предприятия закупают респираторы по более высокой цене…  Из 400 тысяч пар бахил, которые выпустило старооскольское предприятие в прошлом году, только 50 тысяч остались в Белгородской области. Остальные ушли заказчикам Воронежской, Московской областей».

«Предприятие «Белгородское», которое производит пробки для укупорки молочной продукции, майонеза, кетчупа, практически бездействует, выполняя лишь разовые заказы. Из самого мощного оно превратилось в самое малочисленное: там трудятся 24 человека, включая ИТР, из них – 7 инвалидов по зрению. Для предприятия закуплено современное оборудование, но региональных заказчиков нет».

В 2013 году департаментом экономического развития области был намечен план поддержки предприятий ВОС (подобный план составлялся и в 2009-м). Среди обозначенных мероприятий – оказание помощи в реализации продукции на территории области, преференции при размещении заказов на поставку товаров.

«До сих пор намеченные мероприятия остаются в статусе намерений», – с сожалением констатировал председатель региональной организации ВОС.  

Николай Поклад рассказал о практике других областей и республик, в которых существует госзаказ на 70 % продукции предприятий общества слепых (остальные 30 % они реализуют самостоятельно). Такой подход – серьёзное подспорье для компаний, где трудятся инвалиды. Тем более что выигрывать в тендерах им довольно сложно. Себестоимость ручного труда слепых людей заметно выше, чем на остальных производствах.

«К предприятиям, на которых трудятся инвалиды, отношение должно быть особым, – считает Поклад. – Их нельзя ставить в один ряд с коммерческими. Ведь они выполняют социальную функцию».  

По мнению Николая Поклада, подобные предприятия нужно освободить от налогового бремени или хотя бы ослабить его. Но этот вопрос – уже в компетенции федерального центра. Кстати, программа трудоустройства инвалидов, в соответствии с которой работодателю компенсируют затраты на создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, не распространяется на предприятия обществ инвалидов.      


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×