• 63,30 ↓
  • 67,21 ↓
  • 2,45 ↓
2 июня 2015 г. 10:24:38

Как корреспондент «БелПрессы» раскапывал танк

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Броня была крепка
«Почему про этих ребят не пишут в мужских журналах?». Фото Натальи Харитошкиной

Последняя неделя мая подходила к концу, когда почти все белгородские СМИ запестрели заголовками вроде «Сегодня в Белгороде строители откопали советский танк». Правда, кроме скупой информации о том, что это советский Т-34-76, подорвавшийся на мине в 1943 году, нигде не было ни строчки. «БелПресса» решила разобраться, почему танк оказался на участке ИЖС, как его нашли и куда он попадёт дальше.

В поисках «электриков»

«Добрый вечер, вы мне звонили!» – слышу из трубки мужской голос.

Алексею Шевченко, руководителю историко-поискового клуба «Огненная дуга», я не мог дозвониться несколько часов – его телефон постоянно был занят.

«Весь день журналисты звонят – просят про танк рассказать, – смеётся Алексей. – Я даже специально денег на телефон забросил, чтобы всем перезванивать и всё разъяснять».

Мы договариваемся с ним о том, что на следующее утро я и фотокорреспондент Наташа отправимся вместе с поисковиками, чтобы продолжить раскопки танка и на месте разобраться, что это за боевая машина, как она оказалась в земле и почему её нашли только сейчас.

В 9:00 мы не без труда отыскиваем базу клуба «Огненная дуга» – вход расположен на заднем дворе белгородского Центра молодёжных инициатив. В небольшом помещении оборудован целый музей находок: на стенах развешаны образцы отечественного и немецкого стрелкового оружия, на полках и витринах разложены предметы военного быта ушедших времён – от полуистлевшей печатной машинки до глазного протеза. Посреди комнаты на раскладном станке стоит немецкий пулемёт MG-34, хорошо знакомый любителям фильмов о войне характерным дырчатым кожухом ствола. Прямо на полу лежит поржавевшая двунога от немецкого миномёта.

«Её мы вчера рядом с танком нашли, – поясняет Алексей Шевченко, – там была стратегически важная высота, на которой немцы обустроили линию обороны. А наши танки наступали. Вот они и оказались рядом».

  • Тот самый немецкий пулемёт MG-34.

  • В музее историко-поискового клуба представлены подлинные образцы советского и немецкого оружия.

  • Найденная неподалёку от танка двунога от немецкого миномёта.

  • Полуистлевшая печатная машинка.

На весть о том, что под Белгородом нашли танк, съехались поисковики со всей области. Нас определяют пассажирами в машину к ребятам из Алексеевки – Николаю и Александру.

«Мы всю ночь под Воронежем копали, – рассказывает Николай. – А как узнали, что тут танк нашли, да ещё и немецкое оружие, сразу сорвались сюда. У нас очень хороший прибор есть – позволяет находить металл, даже если он на четырёхметровой глубине лежит».

В подтверждение этих слов Александр молча кивает головой.

Внешне они абсолютно разные. Николай высокий, сухой, импульсивный, с почти белыми волосами и голубыми глазами. Актёры такого типажа обычно играют немцев в фильмах про войну. Николай закончил истфак в Воронеже, а сейчас руководит охранной фирмой в Алексеевке. Он – мозговой центр поисковой команды.

Александр, которого напарник почему-то всё время называет Васей, внешне совсем другой – среднего роста, флегматичный, немного склонный к полноте. По словам Николая, Саша (он же Вася) – настоящий гений в области электротехники и радиоэлектроники.

«Однажды мы зимой заглохли посреди чистого поля на машине, – лихо управляя своим кроссовером, рассказывает Николай. – И тогда Саня говорит: «Есть вариант попробовать напрямую соединить вот эти провода...» Машина в итоге поехала. С тех пор я уверен в нём, как в самом себе. У нас настоящая команда, хотя многие пытались нас переманить. Но мы работаем вдвоём».

Столь непохожих внешне людей объединила любовь к истории и раскопкам. Особенно ценят ребята вещи, связанные с «электриками» – так на языке поисковиков называют части СС за две латинские буквы S, стилизованные под две молнии. Эти знаки размещались на всём – на военной форме, на посуде и оружии эсэсовцев. Говоря современным языком, всё было брендированным. Александр и Николай охотятся за эсэсовскими касками и фляжками – во многом ради этих артефактов они и сорвались за 200 километров в Белгород.

«Мы прекрасно отдаём себе отчёт, что СС – это были те ещё мрази... – жёстко говорит Николай. – Но ведь это не значит, что историей этих частей не нужно интересоваться. Мы ведь в принципе хорошее дело делаем – солдат находим, поднимаем архивные данные».

Я вспоминаю слова генералиссимуса Александра Суворова: «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». Что ж, с этим сложно поспорить – а работу поисковиков сложно переоценить.

«Они даже понять ничего не успели...»

Наша машина останавливается на одном из участков на краю будущего жилого массива «Юго-Западный 2.5». На месте уже работают поисковики с металлоискателями и лопатами. В паре метров от них бригада молодых строителей роет траншею под ленточный фундамент.

«Мы работали здесь, копали и в углу наткнулись на металл. Зачистили от грунта, пригляделись – а это снаряд! – рассказывает рабочий Роман. – Мы сразу МЧС вызвали, полицию. Признаться, сколько работаем, но вот с таким сталкиваемся впервые».

  • Актёры такого типажа, как Николай, в кино про войну обычно играют немцев.

  • Александр (Вася) за работой: несёт глубинный прибор «Сталкер».

  • Юрий Пономаренко (на фото слева) в клубе является специалистом по бронетехнике.

  • Роман и его коллеги наткнулись на снаряд, когда копали фундамент.

  • Руководитель историко-поискового отряда «Огненная дуга» Алексей Шевченко (справа) с одним из поисковиков.

Накануне спасатели извлекли из земли несколько снарядов от танка, по калибру которых определили, что это была одна из модификаций «тридцатьчетвёрки» с 76-миллиметровым орудием, которые составляли основу советских танковых частей в 1943 году. А после поисковики начали обследовать территорию и наткнулись на крупные фрагменты бронетехники.

Рядом горой сложены ржавые и изуродованные взрывом части советского танка. Ведущее колесо, которое вырвало из корпуса вместе с редуктором, поверх очков внимательно рассматривает Юрий Пономаренко, который представился специалистом по бронетехнике историко-поискового клуба «Огненная дуга». По его словам, по каткам со стопроцентной вероятностью определить модификацию и место производства танка непросто:

«На Т-34 в условиях полевого ремонта ставили катки даже с немецких «пантер» – есть соответствующие фото, подтверждающие это. Но, судя по тому, как выглядит крепление редуктора ведущего колеса, танк был выпущен в 1942 году. Более точно определить модификацию танка поможет башня, которую, к сожалению, мы пока не нашли...»

По мнению поисковика, «тридцатьчетвёрка», скорее всего подорвалась на противотанковой мине – об этом свидетельствует гусеница, которую словно изгрызло какое-то колоссальное чудовище. Опорный каток из литой стали, который принял на себя силу страшного взрыва, согнут дугой. Так силачи в цирке сгибают в трубку стальные подносы и тарелки.

После подрыва сдетонировали снаряды в боеукладке. Чтобы понять силу взрыва, достаточно представить вздувшийся ламинат после того, как вас залили соседи, – только здесь вздуло 40-миллиметровую кормовую плиту из броневой стали. Крышка моторного отсека массой несколько десятков килограммов отлетела почти на 200 метров – её нашли через несколько участков от места подрыва танка.

Танковый дизель В-2, изготовленный по большей части из алюминиевых сплавов, превратился в белый пепел – такая была температура горения. При таком стечении обстоятельств четверо членов экипажа погибли мгновенно.

«Они даже понять ничего не успели», – тихо заметил один из поисковиков.

  • Благодаря металлоискателям поисковики нашли крупные фрагменты танка.

  • Всё, что осталось от танкового дизеля.

  • Стальной опорный каток танка сдавило, словно жестяную тарелку.

  • Крупные и тяжёлые фрагменты вытягивают с помощью автомобилей.

  • Гусеницу словно погрыз колоссальный зверь.

  • Прямоугольную крышку моторного отсека отбросило почти на 200 м.

  • Всю территорию разлёта фрагментов исследовали с помощью металлоискателей.

  • Кусок задней брони, деформированный взрывом.

  • По заднему ведущему колесу удалось определить, что танк выпущен в 1942 г.

Пока я рассматривал груду металла, которая когда-то была танком, Александр и Николай собрали и приготовили к работе свой чудо-аппарат – глубинный прибор «Сталкер» – и начали прощупывать почву сантиметр за сантиметром. Со стороны это выглядело очень необычно: Александр, раздевшись по пояс («День-то солнечный, почему бы и не позагорать?»), повесил на шею коробочку, которая проводом соединяется с прямоугольным контуром из труб. Перенося контур за две матерчатые лямки, он внимательно прислушивается к частоте писка, который издаёт коробочка, висящая на шее. Как только мужчина подаёт знак, к нему сразу бросаются два-три человека с лопатами и начинают копать. Именно так нашли крупный фрагмент бортовой брони с креплениями для навесных баков. А вот башни всё нет. Заразившись всеобщим азартом поиска, Наташа тоже ждёт этой находки с нетерпением.

«Я девочка, я не хочу ничего решать, я хочу башенку!» – заявляет она. А позже добавляет, наблюдая за поисковиками: «Почему мужские журналы не пишут вот про таких людей? Вот где настоящие мужчины в естественных условиях – увлечённые своим любимым делом, спорящие, радующиеся находкам, как дети. По-моему, это прекрасно!»

Работа была в самом разгаре, но нам пора возвращаться в редакцию.

«Здесь наверняка есть ещё крупные фрагменты. Будем копать, пока всё крупное не поднимем!» – заверил меня Алексей Шевченко, когда мы с ним прощались.

Напоследок он посетовал, что у него садится батарея на телефоне, и попросил вечером созвониться со своим заместителем Александром с позывным «Капитан».

«Сто процентов, что мы сегодня ещё что-нибудь интересное найдём!» – обещает напоследок Шевченко и заговорщицки подмигивает Наташе.

Руководитель поискового клуба не обманул. Вечером раздался звонок Капитана:

«Вадим, мы тут ещё фрагменты нашли. Завтра будем всё грузить в машину и отправлять в Прохоровку, в музей. Если хотите успеть, то приезжайте завтра часикам к девяти утра».

Не безбашенный

Утром следующего дня я проснулся раньше будильника. Мысль о танке не давала покоя. Взяв в редакции творческий отгул, я сел на велосипед и покатил по уже знакомому маршруту.

Из поисковиков на месте оказался один Капитан Александр. Он возится в неглубокой яме, вырытой в полуметре от траншеи будущего фундамента. На дне из-под земли выглядывает причудливо изгибающийся фрагмент толстой танковой брони. Недолго думая, прихожу Капитану на помощь: беру в руки небольшую лопату и начинаю расширять яму. Вдвоём дело идёт значительно быстрее, а край ямы вслед за уходящим в землю куском металла начинает подбираться к траншее строителей.

«Вы, пожалуйста, осторожнее, нам сегодня надо уже бетон заливать», – просят нас землекопы.

  • Автор этих строк тоже приложил руку к раскопкам.

  • Часть башни показалась из земли.

  • Капитан.

  • Под башней оказались два фрагмента снаряда.

  • Фрагменты погрузили в КамАЗ и доставили в прохоровский музей.

Их можно понять, они не виноваты, что здесь обнаружили танк.

«Мы-то постараемся, но вдруг тут снаряды найдутся? Что тогда? Лучше уж сейчас найти, чем залить фундамент и взлететь на воздух», – резонно возражает Капитан.

Через полчаса работы мы понимаем, что наткнулись на башню, – ту самую, которую вчера так ждала Наташа. Вот круглое основание, которым башня крепилась на погон корпуса, вот характерный изгиб, указывающий на то, что её изготовили методом литья. Вот рёбра жёсткости. Словом, ясно, что это была так называемая башня-гайка из более поздних модификаций Т-34-76. Мы с Капитаном довольно потираем руки.

– А где Наталья, которая вчера фотографировала? – интересуется он.
– У неё сегодня день рождения и законный выходной, – отвечаю я и набираю Наташин номер.

«Мы в твой день рождения башню нашли! Поздравляю!» – слышит она, пожалуй, одно из самых необычных поздравлений в своей жизни.

К нам присоединяются поисковики, которые уже успели подъехать. На краю ямы с фрагментом башни собирается целый консилиум: тут и поисковики с лопатами и щупами, и рабочие со стройки, и сотрудники полиции, охранявшие раскопки.

– Надо её машиной подцепить и вытащить! – советуют одни.

– А если под ней снаряды? Завтра в газете про тебя, Семён, напишут: «Работал на стройке и погиб при взрыве снаряда», – чёрно шутят землекопы.

– Ага, и мы, так сказать, «при исполнении», – вторят им полицейские.

Коллегиально решаем обкопать башню и таки вытащить её с помощью буксировочного троса и УАЗика Капитана. Во время зачистки из-под фрагмента извлекают два снаряда...

Как вытаскивали башню танка. Видео Вадима Кумейко

 

УАЗ, рыча и надсаживаясь, с третьей попытки медленно вытягивает из ямы кусок танковой башни. В это время на подъехавший КамАЗ начинают грузить найденные ранее фрагменты танка. По словам Алексея Шевченко, все найденные части доставят в музей-заповедник «Прохоровское поле», где будет решаться его дальнейшая судьба.

«Мы планируем восстановить танк, для этого у нас есть реставрационные мастерские, – сообщила «БелПрессе» директор музея, член Общественной палаты Белгородской области Наталья Овчарова. – Мы собираем фрагменты советской и немецкой бронетехники времён Великой Отечественной войны – именно такая задача уже давно поставлена перед поисковиками. В запасниках есть литая башня от Т-34, сохранившаяся почти целиком. Надеемся, что со временем нам удастся восстановить боевую машину. Многие посетители нашего музея наверняка видели на выставочной площадке башню немецкого танка T-IV (так в отечественной историографии принято называть средний танк PzKpfw IV. – прим. ред.). Так вот, постамент под башней выполнен из фрагментов брони такого же танка, максимально близко к оригиналу».

Под тяжестью деталей натягиваются стропы. Ржавое железо, ставшее братской могилой для четверых танкистов, чьи имена мы пока не знаем, аккуратно укладывают в кузов грузовика.

«Давай пять! Считай, мы вдвоём с тобой эту башню выкопали!» – протягивает мне свою крупную пятерню Капитан.

С чувством жму ему руку. Над Юго-Западным 2.5, грозя разразиться дождём, низко ходят хмурые тучи. Как в той песне про танкистов...


для комментариев используется HyperComments