Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 декабря 2016, 13:29
 Анна Бессонова 2358

Братья Костенко

Уроженцы Вейделевки строили корабли и электростанции

Братья Костенко Михаил Полиевктович Костенко за рабочим столом
  • Анна Бессонова

На долю уроженцев Вейделевки братьев Костенко выпали разные судьбы, но оба добились выдающихся успехов в своей деятельности. Владимир Полиевктович Костенко стал инженером-кораблестроителем, одним из организаторов судостроения в СССР, лауреатом Сталинской премии.

Под его руководством создавались первые отечественные транспортные корабли и судостроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске. Его младшего брата Михаила Полиевктовича запомнили как замечательного специалиста по электрическим машинам и моделированию энергосистем, основателя научной школы электромашиностроения.

Спаситель броненосца

Братья Костенко родились в семье земского врача и учительницы в слободе Вейделевке (сейчас райцентр Белгородской области). В 1892 году семья переехала в Белгород, где мальчики окончили гимназию с отличием.

Старший из братьев, Владимир, блестяще окончил курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I. Он получил золотую медаль, а фамилию Костенко занесли на мраморную доску.

В это время началась Русско-японская война, и молодого инженера отправили на достройку броненосца «Орёл», а затем – вместе с кораблём – на Тихий океан. В ночь на 14 мая 1905 года началось Цусимское сражение: русские корабли загорались и тонули, однако броненосец, на котором Костенко установил систему быстрого выравнивания крена, держался на воде несмотря на десятки пробоин. «Орёл» уцелел в бою, но вместе с выжившими членами экипажа был взят в плен.

Островной карантин

«17 мая в 12 часов дня броненосец под японским флагом был введён в защищённую со всех сторон горами бухту военного порта Майдзуру, – писал Владимир Костенко в своей книге «На «Орле» в Цусиме. – Всех раненых японцы немедленно сняли с корабля и направили в военный госпиталь. Вместе с ранеными офицерами «Орла» попал в госпиталь и я. Здоровых офицеров и матросов отправили в карантинный изолятор, а затем далее на юг Японии, в лагерь военнопленных».

После двухмесячного пребывания в госпитале порта Майдзуру Владимира Полиевктовича с четырьмя другими офицерами «Орла», как окончивших лечение после ранений, отправили в карантин на остров Ниношима.

«Этот дикий гористый островок совершенно необитаем, – вспоминал судостроитель. – Здесь был выстроен ряд дощатых поместительных бараков… Вследствие полной изолированности этого островка и невозможности сбежать на берег здесь нет ни часовых, ни администрации лагеря. По ночам со стороны Тихого океана дует дикий ветер, задувает через все щели, хлещет береговым пес­ком с прибойной полосы в стены и гремит по крыше, а в горах уныло воет собака. С берегом нас разъединяет пролив. Оттуда ежедневно на катере нам доставляется продовольствие и приезжает японский переводчик».

Череда арестов

Когда Япония и Россия заключили мир, Владимир Костенко вернулся в Россию. Военная карьера капитана прервалась в 1910 году – его арестовали за участие в революционном движении и приговорили к шести годам каторги, но по ходатайству морского министра помиловали.

До Октябрьской революции и после неё Владимир Костенко на руководящих должнос­тях работал на судостроительных предприятиях в Николаеве и Ленинграде. В 1928 году его обвинили в перерасходе сметной стоимости транспортных судов. Приговор – 10 лет заключения в Соловецком лагере, откуда полтора года спустя Владимира Полиевктовича перевели в Харьков для работы в особом проектном бюро, а в 1931 году и вовсе освободили.

Владимир Костенко строил верфи на Дальнем Востоке, когда его вновь арестовали по ложному доносу и обвинили в преднамеренно неверном выборе площадки для строительства завода. Следствие прекратили через полтора года, в 1945 году пришла заслуженная награда – орден Трудового Красного Знамени. Несмотря на преклонный возраст, Владимир Полиевктович работал до последнего дня и умер в 1956 году.

Соратник Капицы

Младший брат Михаил поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но уже через год перешёл в электротехнический институт. В 1910 году его исключили из института за участие в студенчес­ких волнениях и сослали на три года в Пермскую губернию.

Электромеханический факультет Петербургского политехнического института Михаил окончил уже после революции, в 1918 году, и сразу включился в преподавательскую и научную работу. В начале 1920-х годов его командировали в Англию. Там молодой учёный вместе с физиком Петром Капицей, который позже стал лауреатом Нобелевской премии по физике, разработал конструкцию первого в мире импульсного генератора.

После этого в институте Михаила Полиевктовича избрали доцентом кафедры элект­рических машин. В это же время на заводе «Электросила» он создавал мощные турбогенераторы для первых советских гидроэлектростанций.

25 изобретений

После Великой Отечественной войны наш земляк был уже признанным учёным, авторитетом в электротехнике. Его избрали академиком и членом президиума АН СССР и руководителем проектов электросистем Волжского каскада ГЭС. Скончался Михаил Полиевктович Костенко в Ленинграде незадолго до своего 87-летия.

Учёный оставил после себя более 200 опубликованных научных трудов и изобретений, среди них – 7 крупных монографий и 25 патентов на изобретения. Его учебники переведены на английский, французский, испанский, португальский и другие языки и выдержали несколько изданий. Эти книги служат ценным пособием для инженеров, работающих в области электромашиностроения.

Трагическая судьба

У Владимира и Михаила Костенко был ещё один брат – Василий. Вслед за старшим братом он пришёл работать в судостроение, с братом же его арестовали и на 8 лет отправили в Карелию, в посёлок Медвежья Гора, где шло строительство Беломорско-Балтийского канала.

Вернувшись в 1937 году, он продолжил работать по специальности. В 1942 году умер от голода в блокадном Ленинграде.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×