Под его руководством создавались первые отечественные транспортные корабли и судостроительные заводы в Комсомольске-на-Амуре и Северодвинске. Его младшего брата Михаила Полиевктовича запомнили как замечательного специалиста по электрическим машинам и моделированию энергосистем, основателя научной школы электромашиностроения.
Спаситель броненосца
Братья Костенко родились в семье земского врача и учительницы в слободе Вейделевке (сейчас райцентр Белгородской области). В 1892 году семья переехала в Белгород, где мальчики окончили гимназию с отличием.
Старший из братьев, Владимир, блестяще окончил курс кораблестроительного отделения Морского инженерного училища императора Николая I. Он получил золотую медаль, а фамилию Костенко занесли на мраморную доску.
В это время началась Русско-японская война, и молодого инженера отправили на достройку броненосца «Орёл», а затем – вместе с кораблём – на Тихий океан. В ночь на 14 мая 1905 года началось Цусимское сражение: русские корабли загорались и тонули, однако броненосец, на котором Костенко установил систему быстрого выравнивания крена, держался на воде несмотря на десятки пробоин. «Орёл» уцелел в бою, но вместе с выжившими членами экипажа был взят в плен.
Островной карантин
«17 мая в 12 часов дня броненосец под японским флагом был введён в защищённую со всех сторон горами бухту военного порта Майдзуру, – писал Владимир Костенко в своей книге «На «Орле» в Цусиме. – Всех раненых японцы немедленно сняли с корабля и направили в военный госпиталь. Вместе с ранеными офицерами «Орла» попал в госпиталь и я. Здоровых офицеров и матросов отправили в карантинный изолятор, а затем далее на юг Японии, в лагерь военнопленных».
После двухмесячного пребывания в госпитале порта Майдзуру Владимира Полиевктовича с четырьмя другими офицерами «Орла», как окончивших лечение после ранений, отправили в карантин на остров Ниношима.
«Этот дикий гористый островок совершенно необитаем, – вспоминал судостроитель. – Здесь был выстроен ряд дощатых поместительных бараков… Вследствие полной изолированности этого островка и невозможности сбежать на берег здесь нет ни часовых, ни администрации лагеря. По ночам со стороны Тихого океана дует дикий ветер, задувает через все щели, хлещет береговым песком с прибойной полосы в стены и гремит по крыше, а в горах уныло воет собака. С берегом нас разъединяет пролив. Оттуда ежедневно на катере нам доставляется продовольствие и приезжает японский переводчик».
Череда арестов
Когда Япония и Россия заключили мир, Владимир Костенко вернулся в Россию. Военная карьера капитана прервалась в 1910 году – его арестовали за участие в революционном движении и приговорили к шести годам каторги, но по ходатайству морского министра помиловали.
До Октябрьской революции и после неё Владимир Костенко на руководящих должностях работал на судостроительных предприятиях в Николаеве и Ленинграде. В 1928 году его обвинили в перерасходе сметной стоимости транспортных судов. Приговор – 10 лет заключения в Соловецком лагере, откуда полтора года спустя Владимира Полиевктовича перевели в Харьков для работы в особом проектном бюро, а в 1931 году и вовсе освободили.
Владимир Костенко строил верфи на Дальнем Востоке, когда его вновь арестовали по ложному доносу и обвинили в преднамеренно неверном выборе площадки для строительства завода. Следствие прекратили через полтора года, в 1945 году пришла заслуженная награда – орден Трудового Красного Знамени. Несмотря на преклонный возраст, Владимир Полиевктович работал до последнего дня и умер в 1956 году.
Соратник Капицы
Младший брат Михаил поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, но уже через год перешёл в электротехнический институт. В 1910 году его исключили из института за участие в студенческих волнениях и сослали на три года в Пермскую губернию.
Электромеханический факультет Петербургского политехнического института Михаил окончил уже после революции, в 1918 году, и сразу включился в преподавательскую и научную работу. В начале 1920-х годов его командировали в Англию. Там молодой учёный вместе с физиком Петром Капицей, который позже стал лауреатом Нобелевской премии по физике, разработал конструкцию первого в мире импульсного генератора.
После этого в институте Михаила Полиевктовича избрали доцентом кафедры электрических машин. В это же время на заводе «Электросила» он создавал мощные турбогенераторы для первых советских гидроэлектростанций.
25 изобретений
После Великой Отечественной войны наш земляк был уже признанным учёным, авторитетом в электротехнике. Его избрали академиком и членом президиума АН СССР и руководителем проектов электросистем Волжского каскада ГЭС. Скончался Михаил Полиевктович Костенко в Ленинграде незадолго до своего 87-летия.
Учёный оставил после себя более 200 опубликованных научных трудов и изобретений, среди них – 7 крупных монографий и 25 патентов на изобретения. Его учебники переведены на английский, французский, испанский, португальский и другие языки и выдержали несколько изданий. Эти книги служат ценным пособием для инженеров, работающих в области электромашиностроения.
Трагическая судьба
У Владимира и Михаила Костенко был ещё один брат – Василий. Вслед за старшим братом он пришёл работать в судостроение, с братом же его арестовали и на 8 лет отправили в Карелию, в посёлок Медвежья Гора, где шло строительство Беломорско-Балтийского канала.
Вернувшись в 1937 году, он продолжил работать по специальности. В 1942 году умер от голода в блокадном Ленинграде.