Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
17 декабря 2013, 12:18
 Алексей Стопичев 7539

Без «шашек» и без совести

В Белгородской области сформировался теневой рынок нелегальных таксистов

Без «шашек» и без совести
  • Алексей Стопичев

С 2006 по 2011 год, когда отменили обязательное разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в сфере пассажирских перевозок воцарился если и не хаос, то изрядная неразбериха.

Мало того, что совершенно невозможно было определить, сколько автомобилей занимается извозом, так ещё и пассажиры оказались абсолютно беззащитны перед никем не отчитывающимися таксистами. Федеральный закон  № 69 от 21 апреля 2011 года вновь ввёл разрешение и подарил робкую надежду, что наконец-то в этой сфере деятельности воцарится порядок. Однако действительность показала, что большинство таксистов не хотят работать в правовом поле…

Чёткий порядок

В наше время стать таксистом несложно. Нужно просто иметь стаж вождения не менее трёх лет. Кроме того, закон определяет и требования к автомобилю. Во-первых, это обязательное разрешение, после получения которого каждые полгода нужно проходить техосмотр. Во-вторых, автомобиль в обязательном порядке должен быть оснащён оранжевым фонарём и специальными цветографическими схемами (шашечками). Плюс специальная страховка для такси. Кресло или удерживающее устройство для ребёнка. Добавьте сюда таксометр (счётчик) либо фиксированную оплату, которые делают работу таксиста прозрачной.

Всё вышеперечисленное сделано для того, чтобы максимально обезопасить пассажира и пустить на рынок пассажирских перевозок действительно надёжных поставщиков услуг. Однако дело в том, что в последнее время наряду с легальными таксистами на рынке услуг появляется всё больше нелицензированных таксистов, которых в народе прозвали «бомбилами». И что самое опасное – «бомбил» этих всё чаще объединяют в довольно крупные сообщества.

В два раза больше

В Белгородской области перевозку пассажиров легковым такси осуществляют более 2000 индивидуальных предпринимателей и 52 юридических лица, которые имеют 4180 разрешений. Однако легальные таксисты уверены, что как минимум несколько тысяч водителей работают в области безо всяких разрешений. И такое положение дел не может не волновать по многим причинам.

Колл-центры

Прошли те времена, когда бомбилы на свой страх и риск колесили по городу, подхватывая пассажиров где придётся. Тогда они перебивались случайными заработками и серьёзной конкуренции легальным таксистам составить не могли. Однако за последний год ситуация поменялась коренным образом. Нигде не оформленные «таксисты» очень хорошо организованы и работают якобы в фирмах «такси». Только на самом деле фирмы эти являются «колл-центрами». Через них-то водители и получают заказы. Всё, что нужно «бомбилам», – исправно платить колл-центру 13 процентов за посредничество.

Сами же колл-центры – нечто из ряда вон выходящее. Не знаю, кому первому пришла в голову эта идея, но суть нелегальных такси, объединяющих «бомбил», в следующем: колл-центры рекламируют себя как такси, хотя кроме диспетчеров не обладают ничем – ни собственным автопарком, ни водителями, работающими с ними на договорной основе. Кроме того, подобные образования не платят налоги, пенсионные и страховые выплаты, а потому относиться к сегменту такси не могут в принципе. Что не мешает им принимать заказы и затем «раскидывать» их по «бомбилам», которые, в свою очередь, отстёгивают посредникам нужный процент.

Публичная оферта

Что такое колл-центры, можно наглядно посмотреть на первой подобной фирме, появившейся в Белгородской области. Это общество с ограниченной ответственностью «ВезиТакси». Скажу сразу, что несмотря на название, общество к такси, как мы и говорили ранее, никакого отношения не имеет. И вообще зарегистрировано в Тюмени. А вот ответственность у этого «предприятия» действительно ограничена, стоит лишь изучить публичную оферту, которую эти граждане вывесили на своём официальном сайте.

В документе написано, что услуги, которые оказывает данное ООО, являются сугубо информационными. А ответственность несут заказчик (пассажир) и перевозчик. При этом звонок с заказом такси автоматически означает, что вы согласились с публичной офертой и потому предъявить какие-либо претензии к компании уже не сможете. То, что ссылка на оферту находится в левом нижнем углу и напечатана мелким шрифтом, - никого не волнует. Не нашли и не прочитали - ваша вина.

Как стать «бомбилой»

Если для того, чтобы стать таксистом официально, нужно оформить ИП или юридическое лицо и получить лицензию, то вот «бомбилой» стать очень легко и просто. Чтобы узнать, что требуется современному «бомбиле», я позвонил в то самое «ВезиТакси» и спросил, есть ли у них вакантные места водителей.

– Есть, – бойко ответил мужской голос, – но нам нужны водители с личным авто.

– Да без проблем, – говорю ему, – машина у меня есть.

– Какая?

– «Лада-Калина».

– Состояние хорошее?

– Исключительное!

– Приезжайте к нам. Мы вам дадим программку, скачаете её и будете работать.

– Ну, а что надо? Документы, справки?

– Ничего не надо.– Но что-то требуется?

– Чтобы стаж вождения был хотя бы год, ну и российское гражданство.

Всего в ходе журналистского расследования кроме «ВезиТакси» мы выявили ещё три аналогичные организации: «Везёт», «Мото-Мото» и «Арбат». Во всех трёх меня готовы были взять на работу без нужных документов и со стажем вождения всего два года. Естественно, безо всякого договора. Кроме, оговорюсь, «Арбата». Там мне сообщили, что договор со мной составят, но договор этот будет только... на оказание информационных услуг.

При этом в фирме «Везёт» в своеобразном договоре, который очень долго нужно искать по сайту, указано: «ООО «Лидер-Б» («Везёт») безвозмездно оказывает Заказчику диспетчерские услуги и при этом не является фрахтовщиком, перевозчиком, экспедитором или иным участником гражданских правоотношений».

Кому все шишки

Все колл-центры, осуществляющие свою деятельность на территории Белгородской области, зарегистрированы в других регионах. К нам приезжает лишь представитель, у которого есть необходимое программное обеспечение. Такие представители нанимают водителей. И никаких договоров, как правило, с водителями не заключают. При этом зачастую даже диспетчерские пункты находятся в другом регионе. А когда пассажир звонит на белгородский номер, происходит переадресация звонка.

Работа «бомбил» с такими колл-центрами строится подобным образом. Водитель, согласившийся работать с «предприятием», закачивает на телефон специальную программку, позволяющую определять его местоположение. И вносит предоплатой сумму на электронный кошелёк колл-центра. Те начинают сбрасывать водителю заказы на перевозку пассажиров. Если «бомбила» соглашается на заказ, сотрудники колл-центра взимают 13 своих процентов из предоплаты. Диспетчеры работают только с предоплатой и без неё не сбросят «бомбиле» ни одного заказа.

При этом, не желая нести ответственность за перевозчика, дельцы с ним не церемонятся. В подобных организациях существует очень жёсткая система штрафов и взысканий за надуманные проступки для водителей. Кроме того, желая снискать популярность у заказчиков, дельцы очень охотно предоставляют им скидки. За которые, как вы понимаете, тоже платят «бомбилы».

Рейд по «нелегалам»

Управление автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области, обеспокоенное наличием нелегальных перевозчиков, совместно с сотрудниками УМВД России по Белгородской области всё чаще проводит специальные рейды. В один из таких рейдов попал и я.

Полдесятого утра. С сотрудником отдела экономической безопасности УМВД России по городу Белгороду и представителем управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области звоним в «ВезиТакси» и вызываем такси на улицу Преображенскую. Женщина спрашивает, куда ехать, и называет цену – 90 рублей. Спустя 5 минут приходит СМС с указанием номера и марки машины. Когда авто подъезжает, садимся и называем адрес, где нас уже ждут сотрудники ГИБДД.

Автомобиль без опознавательного фонаря жёлтого цвета и цветографических схем, что уже является нарушением действующего законодательства. В самом автомобиле нет ни счётчика, ни бейджика с указанием фамилии водителя. Зато сам водитель необычайно разговорчив. Пока доехали до нужного места, успели обсудить и мировую политику, и особенности российско-украинских отношений. Видимо, словоохотливостью решил все требования закона заменить.

Подрабатываю...

Правда, «бомбила» сразу погрустнел, как только увидел останавливающего нас инспектора ДПС.

– Контрольная закупка? – спросил обречённо у полицейского.
– Совершенно верно, – подтвердил сотрудник отдела экономической безопасности.
Пока сотрудники ГИБДД оформляли протоколы, я пообщался с водителем.
– Вас как зовут?
– Игорь.
– И долго занимаетесь таксистской деятельностью?
– Ну, как вам сказать. То работал. То не работал. Последнее время с весны где-то. Ну и вообще это не извоз.
– А что это?
– Это я так, подрабатываю. Зарплаты одной не хватает.
– Ну, а сколько в месяц выходит?
– Я не подсчитывал. Потому что целый день никогда не ездил.
– Ну рублей по 500 в день выходит?
– Выходит.
– А если бы работали официально и постоянно – больше бы выходило?
– Вряд ли. Бензин. Расходы. Ремонт автомобиля. Это ж надо учитывать. И вообще, сюда идут не от хорошей жизни.

Крайний – водитель

Государственный инспектор группы технического надзора ОГИБДД УМВД России по городу Белгороду капитан полиции Михаил Захаров и его напарник инспектор ДПС старший лейтенант Роман Авдеев заполняют протоколы на задержанного водителя.

– И по какой статье штрафуете? – спрашиваю их.

– 12.3 КоАП РФ. Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, – отвечает Авдеев. – Наказание – штраф 5 тысяч рублей.

– А диспетчерский центр как-то наказывать будете?

– Как? – удивляется полицейский. - Это в наши обязанности не входит. Они по закону ничего не нарушили. Нарушил водитель, перевозящий пассажиров без лицензии.

– То есть в этой ситуации крайним остаётся водитель?

– Естественно, – кивает капитан. – Именно он согласился на противоправное действие.

Как получить лицензию

Начальник отдела легковых такси управления автомобильных дорог общего пользования и транспорта Белгородской области Виктор Винников считает, что исправить ситуацию можно, только изменив федеральное законодательство:

– Правительство и Государственная Дума рассматривают вопросы об ужесточении наказания диспетчерских служб. Потому что настоящее зло исходит даже не от водителей, а от тех, кто организует эту работу.

– Так, может быть, очень сложно разрешение получить, и потому водители предпочитают нелегально работать?

– Ничего сложного в получении разрешения нет. Нужно всего лишь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а затем подать заявление в управление автомобильных дорог. К заявлению прикладывается копия паспорта владельца автомобиля и копия паспорта транспортного средства. Плюс госпошлина в размере 2150 рублей. И разрешение получено. Причём сроком на пять лет. Единственное условие, по которому управление автомобильных дорог не может выдать вам разрешение, - это предоставление недостоверных сведений.

Желающих стало меньше

Виктор Анатольевич признаётся, что в этом году желающих получить разрешение меньше, чем было год назад. При этом многие из тех, кто даже получил разрешение, в этом году его аннулировали.

– И с чем это связано? – спрашиваю его.

– Я могу лишь высказать предположение, что связано это, скорее всего, с увеличением страховых взносов. В январе этого года они стали больше почти в три раза, и теперь в год надо платить чуть более 36 тысяч рублей в Пенсионный фонд и в Фонд обязательного медицинского страхования. Плюс налог. Вот многие и закрываются.

– Так работать в сфере такси индивидуальному предпринимателю невыгодно?

– Почему невыгодно? У нас более двух тысяч индивидуальных предпринимателей в области, которые благополучно работают.

А один из участников легального рынка такси – генеральный директор ООО «Такси «Позитив» Евгений Богашов считает, что количество водителей, желающих работать легально, уменьшается как раз таки из-за появившейся возможности делать это незаконно:

«Я согласен, что какая-то часть прекратила деятельность именно из-за возросших страховых взносов – объясняет Евгений Владимирович. – Но большая часть – всё-таки просто уходит от выплат. Представьте, что вы таксист. Вам нужно заплатить налоги, страховые взносы. Тратиться на медика и механика. И вдруг появилась реальная возможность заниматься тем же самым, но государству при этом не платить ни копейки! Кто устоит?»

Сколько теряет бюджет

Я попытался подсчитать, сколько теряет бюджет из-за того, что таксисты не хотят легализоваться. Предположим, что ИП, созданное для таксистских перевозок, работает по единому налогу на вменённый доход. Государственная пошлина стоит 800 рублей. Получение разрешения 2150 рублей. Отчисления в Пенсионный фонд составляют 35664 рубля. Плюс 15104 рубля налог на вменённый доход по городу Белгороду. Получается, что 53718 рублей отчислений идёт с одной машины в бюджет. Даже с одной тысячи «бомбил» государство недополучает более 53 миллионов рублей! А если нелегальных таксистов несколько тысяч, то и сумма, соответственно, возрастает в разы.

Всё это мы теряем из-за нежелания большинства перевозчиков работать в правовом поле. При этом нелегальные таксисты даже не задумываются о том, что, уходя от налогов и страховых выплат, в первую очередь наказывают самих себя. Хотя бы тем, что лишают себя рабочего стажа и пенсии.

Криминальная составляющая

Однако финансовые потери бюджета – не единственный минус нелицензированных таксистов. Не следует забывать и о безопасности пассажиров. Сотрудник управтодора уверен, что нелицензированные такси – сильнейший катализатор для криминальных проявлений.

Дело в том, что пассажир, вызывая нелегальное такси, даже предположить не может, кто к нему приедет. Бывали разные случаи. Водители завозили пассажиров куда угодно. Требовали деньги. Грабили. Выкидывали пассажиров из машины. Насиловали. И пассажиры, вызывая таких перевозчиков, должны понимать, что ни от чего не застрахованы.

Кроме того, «бомбилы», в отличие от легальных такси, не проходят перед выездом медосмотр, а их автомобиль не проверяет механик. В итоге нет никакой гарантии, что такой «таксист» не будет находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Как нет гарантии того, что вас повезут в технически исправном автомобиле. И очень часто такие вот «таксисты», вначале назвав одну сумму, по прибытии озвучивают сумму совсем другую, оправдывая это стоянием в пробках или ещё какими-либо причинами. При этом конфликтные ситуации они сгладить не стараются: им, в отличие от законопослушных таксистов, нечего терять.

Но есть и оборотная сторона медали. Точно так же не застрахованы от агрессивных пассажиров нелегальные перевозчики. Легальные же таксисты практически все снабжены рациями или тревожными кнопками и в случае нестандартной ситуации могут вызвать помощь. «Бомбила» такого шанса лишён. И потому может быть ограблен. Бывали случаи, когда у таких горе-«таксистов» даже автомобили забирали.

Проявлять благоразумие

Во избежание ненужных эксцессов хотелось бы призвать жителей области пользоваться услугами легальных таксистов, чтобы понапрасну не рисковать своими жизнью и здоровьем. Тем более, что определить настоящее такси от ненастоящего очень легко. На официальном такси обязательно должны присутствовать:
– Оранжевый фонарь.
– Цветографические схемы на автомобиле.
– В салоне автомобиля - табличка с указанием данных перевозчика.
– Бейдж с фамилией, именем, отчеством и фотографией водителя.
– Информация об условиях оплаты в этом такси. И если нет фиксированной оплаты - таксометр (счётчик).
Кроме того, вы вправе потребовать у водителя предъявления путевого листа с пометками о прохождении техосмотра и медосвидетельствования.

Как бороться

5 тысяч рублей штрафа, предусмотренного нынешним законодательством за нарушение пассажирских перевозок, - достаточно лёгкое наказание. Таксисты признаются, что отработать эти деньги в областном центре можно за три-четыре дня. Поэтому действенность такого наказания, увы, оставляет желать лучшего.

В Москве, где проблема нелегальных извозчиков стоит наиболее остро, столичная полиция предлагает решать вопрос кардинально. Так, за первое нарушение правил перевозки пассажиров сотрудники МВД предлагают увеличить штраф до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение - конфисковывать автомобиль. Кстати, в Белоруссии за нелицензированный извоз автомобили стали арестовывать ещё несколько лет назад. Таксисты утверждают, что эта мера более чем действенная, и сейчас в стране просто невозможно найти «бомбил».

Кому-то платят

Если говорить о сложностях, с которыми сталкиваются легальные таксисты, то необходимо упомянуть о ещё одной категории «бомбил». Это те, что стоят возле увеселительных заведений и гипермаркетов. Возле рынков и вокзалов. Нигде не оформленные товарищи ведут себя очень агрессивно по отношению к легальным таксистам. Провоцируют драку. Один из легальных белгородских таксистов, у которого совсем недавно произошла стычка с такими гражданами на автовокзале, согласился дать комментарий, но с условием, чтобы фамилию его не называли. На мой вопрос: «Почему?» честно ответил:

– Всякое может случиться. Недавно у нас девушке-таксистке колёса порезали. Могут и стёкла побить в автомобиле. Да и самого побить могут.

– За что?

– За то, что становимся якобы на их места. Хотя мы работаем по лицензии, а у них ничего нет.

– Тогда как они это объясняют?

– Говорят, что за место это платят кому-то. Но кому – не говорят.

Выход есть!

Ещё один представитель легального бизнеса в области пассажирских перевозок генеральный директор ООО «Городское такси» Александр Максимчук считает, что ситуация очень сложная, но пока ещё исправимая:

– Вы посчитали, сколько недоплачивают бюджету водители нелегальных такси. А колл-центр недоплачивает ещё больше. Привожу пример: везде они берут 13 процентов от поездки. Тысячу вызовов в сутки умножьте на 100 рублей (это средняя стоимость поездки) - 100 тысяч получается. Доход колл-центра от тысячи поездок, соответственно, будет составлять 13 тысяч рублей. На сегодняшний день в Белгороде за сутки все колл-центры уже делают около 5 тысяч заказов. И доход их составляет около 65 тысяч рублей в сутки. Умножаем на 30 дней и получаем, что их прибыль - около 2 миллионов рублей в месяц! А представьте, что творится по стране? И я уверен, что с этих денег никто никаких налогов никому не платит!

– Александр Леонидович, и какой вы видите выход?

– Что касается колл-центров, законный выход один - их нужно обязать заключать договор с индивидуальным предпринимателем. И тогда эти 13 процентов предприниматель будет платить официально. А колл-центр с этих 13 процентов будет платить налоги. Ведь сейчас это настоящая нелегальная пирамида, у которой есть хозяин. А фирм этих - целая сеть по стране. В Санкт-Петербурге легальным перевозчикам даже предлагали эту сеть купить. И давали нам справочник, где было указано, что нелегальная сеть пассажирских перевозок действует в 46 городах России! И по всей стране у нас этим пока никто не занимается, кроме Москвы. В Москве жёстко взялись за нелегалов и вообще этому направлению огромное внимание уделяют: дают льготы легальным таксистам. Выделяют им места для стоянок. Однако и требования предъявляют жёстче.

– То есть на уровне региона вопрос решить можно?

– Можно, я считаю. Взять тот же вопрос со стоянками. У нас в городе крупных стоянок около десятка. Это вокзалы и торговые центры. Если бы администрация урегулировала вопрос с ними, было бы намного проще. Чтобы сотрудничали именно с легальными такси. И если мы выбьем из-под них экономическую составляющую - «бомбилам» станет работать намного сложнее. Колл-центры взять. Зарегистрирован в Тюмени. Под юрисдикцию нашего региона он не подпадает. Ни там его не контролируют, потому что деятельность его у нас, ни здесь.

Чёткое видение решения проблемы есть и ещё у одного официального перевозчика. Директор легального такси «Метелица» Ольга Жукова называет две главные составляющие борьбы с нелегалами:

– Во-первых, рейд если проводится, - нужно не просто штрафовать нелегальных таксистов на 5 тысяч, но и задерживать автомобиль и помещать его на штрафстоянку. Тем более, что закон такую меру предусматривает. До 59 дней, до принятия административного решения, автомобиль может находиться на штрафстоянке. Теперь считайте. Нахождение автомобиля на штрафстоянке обойдётся нелегальному таксисту более чем в 70 тысяч рублей. Если точно, то 73632 рубля. Как только эта мера будет вводиться, я уверена, нарушать закон перестанут. Одно дело получить штраф в 5 тысяч рублей. И совсем другое - терять десятки тысяч за нелегальную деятельность. Кстати, эти десятки тысяч будут идти в местный бюджет. И здесь двойная выгода. Кроме того, что будет пресекаться незаконная деятельность на территории региона, ещё и бюджет будет довольно ощутимо пополняться, так как первое время нарушений этих будет очень много. Во-вторых, нужно создавать легальные стоянки для легальных такси.

– Ну, а легальные такси готовы помогать властным структурам выявлять незаконных перевозчиков?

– Готовы. И ещё, хотелось бы сказать дополнительно о рекламе нелегальных такси, которая идёт во многих средствах массовой информации. Нам до сих пор удивительно, как могут размещать рекламу организации на деятельность в области пассажирских перевозок, если у них нет на это разрешения?

Проигрывают войну

Директор ещё одного белгородского легального такси - «Айсберг» - Игорь Подлесный рассказывает:

– В августе в Санкт-Петербурге состоялся международный Евразийский форум «ТАКСИ», в котором приняли участие и белгородские перевозчики. Особой темой для обсуждения стала борьба с нелегальным извозом. Ведь получается, что на данный момент закон, лицензирующий деятельность таксистов, практически не работает. Это не означает, что таксистов, получивших разрешение, нет. Это означает, что «бомбил», не оформленных нигде, всё больше.

С появлением колл-центров доходы легальных перевозчиков резко сократились и продолжают падать. И официальные, зарегистрированные по закону таксисты медленно, но неуклонно проигрывают «бомбилам» в конкурентной борьбе. Проигрывают по одной простой причине: они работают по правилам. Платят налоги. Отчисления в Пенсионный фонд. Два раза в год проходят технический осмотр автомобиля. Заключают договора с медиками и механиками, что тоже стоит денег.

А «бомбилы» плевать хотели на налоги и всю прочую казуистику. Себестоимость поездки, а как следствие – и цена для пассажира у нелегалов будет меньше. И если меры против нелегалов приняты не будут, мы рискуем потерять добросовестных перевозчиков. Потому что никто им не помешает точно так же уйти в тень. А через какое-то время, садясь в машину непонятно к кому, мы будем всякий раз рисковать не только комфортом, но и собственной жизнью...

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×