• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
17 апреля 2015 г. 13:07:35

Кто и зачем делает роботов в Белгороде, рассказывает «ОнОнас»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Бéндеровцы
Иллюстрация с сайта genius.com

У каждого поколения своё представление о том, как выглядит робот. Для наших родителей это, пожалуй, робот Вертер из советского фильма «Гостья из будущего». Для поколения 1990-х настоящими идолами стали Терминатор и Робокоп. Масскульт 2000-х дал нам образ Бендера – беспардонного робота-мизантропа, циника и сквернослова из мультсериала «Футурама», который, кстати, не имеет ничего общего с сыном турецкоподданного из романов Ильфа и Петрова.

Рассказав в прошлом номере о своём видении будущего, «ОнОнас» не коснулся одной из популярнейших тем научной фантастики – роботов. Оказывается, в Белгородской области есть несколько объединений, которые занимаются роботостроением. Как на самом деле выглядят современные роботы? Зачем они нужны и что могут? Попробуем разобраться в этом вместе.

Энтузиасты из «Метаморфозиса»

С Евгением Добринским и Оксаной Савельевой мы встречаемся в недавно построенном здании центра молодёжного инновационного творчества «Метаморфозис» при БГТУ им. В. Г. Шухова. В одной из производственных лабораторий несколько юношей и девушек что-то увлечённо обсуждают возле небольшого 3D-принтера. В просторном помещении для переговоров у большого окна в полстены стоит изящное кресло из фанерных модулей, изготовленное на станке с программным управлением, а на длинном столе – несколько небольших роботов. Они не похожи на кинематографических андроидов – больше смахивают на предсерийные образцы робота Валли из одноимённого пиксаровского мультфильма. Собранные из специальных наборов фирмы Lego, роботы ощетинились различными датчиками.

– Наборы Lego у нас собирают школьники: можно сказать, что это первая ступень в роботостроении, – поясняет руководитель ресурсного центра по программе «Робототехника» Евгений Добринский, который, если бы не длинная и солидная должность, сам сошёл бы за старшеклассника-отличника. – С теми, кто уже набрался опыта, мы собираем роботов на более серьёзной платформе Arduino. Она используется для моделирования систем управления, контроля, например для «умного дома».

– А зачем школьникам это нужно?

– Сегодня невозможно переоценить значение робототехники в образовательном процессе, – подключается к разговору секретарь ресурсного центра Оксана Савельева. – Такой курс позволяет совместить несколько предметов: информатику, физику, математику. Школьники учатся проектировать простейшие системы. К сожалению, наша образовательная система к этому не совсем готова.

– Есть мнение, что, возможно, никакой робототехнике и учить не нужно, – провоцирую собеседников. – Кому интересно, те могут найти необходимую информацию в Интернете – Google и YouTube в помощь.

– Это не совсем так. Начнём с того, что об этом вообще мало кто знает. Мой сын, например, начал заниматься робототехникой после областного фестиваля науки, на котором он впервые в жизни увидел таких роботов. А к соревнованиям мы уже готовились под руководством Евгения Павловича, – Оксана кивает на смутившегося от того, что его назвали по отчеству, Добринского.

  • Переговорная в центре молодёжного инновационного творчества БГТУ.

  • Оксана Савельева.

  • Евгений Добринский.

Оказывается, что почти все роботы, которые всё это время безмолвно стоят на столе перед нами – это спортсмены для киберсостязаний. На них роботы соревнуются в ловкости, скорости, решают различные задачи. По сути, конкурируют не механизмы, а разработчики. Выигрывает тот, кто предлагает более совершенное инженерное или программное решение.

Белгородцы совсем недавно начали участвовать во всероссийских и международных соревнованиях роботов, тогда как другие регионы уже несколько лет успешно выступают на различных битвах машин. Хотя первые 50 наборов для занятий робототехникой появились в некоторых школах Белгородской области ещё три года назад.

– Когда мы начали мониторить работу школьных кружков робототехники, выяснилось, что в некоторых учебных заведениях эти наборы Lego даже не распакованные всё это время стояли, – огорчённо сообщает Оксана Савельева. – Почему-то мало кто заинтересован во внедрении курса робототехники в школах – ни учителя, ни директора. Хотя за этим – будущее!

– Уже сегодня понятно, что без роботов нам не обойтись: ими заменяют людей на опасных производствах, на современных заводах создают робототехнические конвейеры, которые работают без человеческого участия. Понимая это, мы и начали работу по подготовке будущих кадров для нашей экономики. И начинать нужно именно со школ, иначе останемся без своих специалистов, будем и дальше привлекать иностранцев,– резюмирует Добринский.

БАРГ, Урсик и космические технологии

Евгений и Оксана очень надеются, что когда-нибудь во всех школах области робототехнику введут хотя бы в виде факультатива. А пока всё держится на энтузиастах, готовых ради интереса строить роботов и обучать этому других. На таких, как Никита Шумаков. Молодой учитель информатики из школы № 3 города Строителя вместе со своими учениками-старшеклассниками создал робота-метеостанцию, который может передвигаться по теплице, собирать данные с разных её участков и на основе полученной информации регулировать микроклимат. Роботы Шумакова наполовину состоят из частей старой бытовой техники, отслуживших своё компьютеров и детских игрушек.

  • Никита Шумаков и его ученики.

  • Робот-метеостанция.

Старое железо охотно используют и в детском творческом объединении по робототехнике и конструированию «Орион» при Центре детского технического творчества Белгорода. В цокольном этаже жилого дома несколько помещений оборудованы широкими стеллажами, на которых громоздятся кучи различных плат, микросхем и прочего электротехнического добра – при создании роботов в ход идёт всё. Вдоль одной из стен почти по росту стоят угловатые родственники футурамовского Бендера. На грудных пластинах роботов краской выведены имена: Орион, Урсик, БАРГ... Последний – в рост человека.

– А что означает имя БАРГ? – спрашиваю у руководителя кружка Анатолия Захарова.

– Большой андроидный робот-гигант, – улыбаясь, отвечает он. – На какой-то из выставок один парень так с ходу расшифровал его название. Хотя изначально я посвятил название Баргузинскому хребту.

Анатолий Захаров учит детей строить роботов в Белгороде аж с 1983 года. За это время через его кружок прошло огромное количество детей, многие из которых сегодня сами работают преподавателями в вузах и трудятся в крупных компаниях, занимающихся робототехникой. Со многими из них Захаров поддерживает связь, а его воспитанники, в свою очередь, помогают учителю в его работе.

  • Воспитанники объединения «Орион» вместе с Анатолием Захаровым и БАРГом.

Одна из последних разработок робототехнического объединения «Орион» – робот МИМ (расшифровывается как «мобильный интернет-манипулятор»), который работает на придуманном здесь же авторском программном обеспечении «РЕСУРс» (это тоже аббревиатура, которая означает «распределительная единая система управления роботами»). МИМа под руководством Анатолия Захарова построил одиннадцатиклассник белгородской гимназии № 2 Сергей Овсеенко.

МИМ – это захват-манипулятор на самоходном шасси, которым можно управлять при помощи персонального компьютера или мобильного телефона. Кстати, мобильное приложение для операционной системы iOS Сергей разработал сам. Роботом можно управлять через Интернет, находясь за тысячи километров. МИМ может охранять ваш дом или покормить домашнего питомца, пока вы отсутствуете. Робота впервые продемонстрировали на I Всероссийском молодёжном образовательном спортивно-техническом фестивале робототехники и киберспорта в Сочи. Во время презентации манипулятором при помощи мобильного телефона с неподдельным интересом рулил член жюри конкурса, лётчик-космонавт Евгений Тарелкин. А позже, уже в Белгороде, на одной из выставок МИМом управлял губернатор Евгений Савченко.

«Предшественником МИМа – тоже роботом-манипулятором – заинтересовались даже представители Роскосмоса, – с гордостью сообщает Захаров. – На выставке «Архимед» к нам подошёл начальник лаборатории космической робототехники ЦНИИ машиностроения Валерий Богомолов. Ему настолько понравилась наша разработка, что он пригласил нас на экскурсию к себе в лабораторию. Богомолов рассказал о том, как Роскосмос приобрёл дорогущий и сложный американский манипулятор для работы на орбите, а он сломался. Теперь специалисты присматриваются к разработкам, подобным нашей, чтобы собрать свой более надёжный аналог».

  • Каркасы домиков из конденсаторов.

  • Сергей Овсеенко.

  • Робот «Чужой».

Объединение «Орион» сегодня занимается не только в прямом смысле космическими проектами, но и вещами попроще. Самые маленькие воспитанники – а по словам Захарова, сейчас в объединении занимаются даже дошкольники (вместе с родителями, конечно) – паяют из конденсаторов каркасы домиков. Те, кто постарше, выполняют давнюю мечту руководителя кружка, собирая актёров для Театра роботов.

«Покажи журналистам Чужого!» – обращается Анатолий Захаров к подростку лет двенадцати.

Тот снимает с полки чёрного робота, действительно похожего на угловатую версию пришельца из фильма Ридли Скотта. Став ногами на деревянный пол, Чужой начинает движение: то подкатывает к нам вплотную, норовя схватить манипуляторами за брюки, то вращает головой, угрожающе мигая лампочками. Окажись на моём месте Сигурни Уивер, она была бы в полнейшем восторге!


для комментариев используется HyperComments