• 59,25 ↓
  • 69,65 ↓
  • 2,32 ↓
23 января 2017 г. 16:37:26
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Белгородский композитор написал музыку по роману Пауло Коэльо
Премьера в Белгородской государственной филармонии. Фото Владимира Юрченко

Музыкальное сочинение «Алхимик» по мотивам одноимённого романа завкафедрой народных инструментов БГИИК Артём Нижник создал для оркестра русских народных инструментов белгородской филармонии.

19 января премьера прозвучала в Белгороде. Днём ранее «Алхимика» услышали в Старом Осколе.

«Алхимик» – третье музыкальное полотно, адресованное композитором оркестру русских народных инструментов. Весной 2016 года в филармонии представили сказку «12 месяцев», автор музыки к которой – Артём Нижник. В сентябре прозвучала ещё одна премьера – Партита № 2 для оркестра русских народных инструментов и баяна «Мактуб».

«После премьеры «12 месяцев» мы с Евгением Алексеевичем (главный дирижёр оркестра русских народных инструментов Евгений Алешников – прим. ред.) подумали: почему бы каким‑нибудь оригинальным способом не привлечь уже другую аудиторию, условно говоря, молодёжь, чтобы показать, что из себя представляет современный оркестр русских народных инструментов, что он может воплощать, какие мысли и идеи?» – рассказал о замысле Артём Нижник.

Так родилась идея создать музыку по мотивам популярного произведения. Дирижёр и композитор остановились на романе Паоло Коэльо. Работа над «Алхимиком» заняла год.

  • Справа композитор Артём Нижник.

Музыкальное полотно – своего рода философское эссе. Композитор поясняет: не стоит искать в музыке прямых иллюстраций к роману. Из всех идей, что поднимает в романе автор, Артём Нижник выбрал четыре основные. Ровно столько же частей в его сочинении. За «Сном» следует «Путь», приведший к постижению «Души мира» и выбору «Своей судьбы».

«Мотив сна есть нечто, что даёт человеку толчок – через подсознание ли или через что‑то с ним произошедшее – и заставляет посмотреть вокруг себя и что‑то предпринять. А каждый уже сам для себя решает, предпримет он что‑то или нет. Две следующие части – рефлексии главного героя. Путь, который он совершает, на самом деле не просто количество километров, которые он отмерил по земле, а может быть, дорога к поиску себя. И здесь же душа Мира, постигая которую, Сантьяго в кульминационный момент понимает, что это и есть он сам и все люди, которые жили, живут и будут жить, – рассказывает композитор. – Четвёртая часть, может быть, несколько даже наивная – это мотив преображения духовного героя. Он осознаёт что‑то несоизмеримо большее, чем все сокровища».

— Положить бестселлер на музыку для оркестра русских народных инструментов – это своего рода риск и эксперимент. Вы так не считаете?

— Нет. Я наоборот думаю, что прелесть оркестра русских народных инструментов в том, что это коллектив, демонстрирующий свою способность исполнять в стилистическом отношении всё: от переложения классической музыки до самых сложных сочинений сегодняшнего дня. Мне кажется, такому оркестру очень естественно играть современную музыку.

Интересная деталь: основную мысль каждой части – прямую цитату из романа – озвучивает чтец, главный дирижёр оркестра Евгений Алешников.

«На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по‑настоящему чего‑то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твоё предназначение на Земле», – так, к примеру, звучит мотив заключительной части.

«Для симфонического оркестра репертуар складывался веками. Оркестрам русских народных инструментов чуть более ста лет. Поэтому важно работать с современными авторами, чтобы они создавали репертуар. Часто в России симфонисты предпочитают исполнять классику, которая уже опробована. А как же современники? Оркестры русских народных инструментов в этом смысле более подвижны. И музыка для них идёт вперёд», – отметил Евгений Алешников, рассказывая о сотрудничестве с Артёмом Нижником.

Вместе с премьерой на концерте прозвучали десять пьес из цикла «Картинки с выставки» (инструментовка – Юрий Чернов, Юрий Бузин, Анатолий Соболев, Александр Бутурлакин и Евгений Алешников) Модеста Мусоргского и сюита «Золотой ключик» белгородского композитора Елены Латыш-Бирюковой.

Оксана Придворева

 


для комментариев используется HyperComments