«К сожалению, некоторые решения компании ОАО «РЖД» и её дочерней компании ОАО «ППК «Черноземье» вызывают серьёзную озабоченность в связи с негативными социальными последствиями», – говорится в обращении депутатов.
Представлявший документ глава думского комитета по промышленности, строительству, транспорту, связи и ЖКХ Леонид Новиков подчеркнул, что с 25 августа 2014 года в одностороннем порядке отменены две пары пригородных поездов на социально важных пригородных направлениях: Готня – Хотмыжск и Старый Оскол – Валуйки. Кроме того, к концу года планируется дальнейшая отмена пригородных железнодорожных перевозок. С сентября 2014 года (как уже сообщала «БелПресса») случилась отмена поезда Валуйки – Москва, который от столицы теперь доходит только до Старого Оскола.
Вместе с тем Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания и ППК «Черноземье» предъявили претензии к правительству Белгородской области о возмещении убытков. Основные новеллы обращения же депутатов заключены в том, чтобы в собственность ППК «Черноземье» передали пригородный подвижной состав и ремонтный комплекс, установив мораторий на дальнейшую отмену поездов до решения этого вопроса. Кроме того, облдума просит продлить маршрут поезда Москва – Старый Оскол до Валуек или принять альтернативное решение «в целях сохранения транспортной мобильности населения».
Ухудшение ситуации с железнодорожными перевозками в регионе связано с непониманием региональных властей и железнодорожников. Последние требуют возмещения убытков за перевозки из казны области, однако в региональном правительстве считают, что для подобных выплат власти должны увидеть из чего эти убытки состоят, т.е. просят перевозчика сделать все финансовые выкладки прозрачными.
Отмена и сокращение пригородных перевозок вызвало довольно серьёзный общественный резонанс. Например, 26 апреля 2014 года из-за недостаточного количества посадочных мест пассажиры перекрыли железнодорожный путь. Конфликт был разрешён только после того, как к поезду присоединили ещё один вагон.
В самом правительстве области неоднократно искали пути решения вопроса, заменив часть пригородных железнодорожных перевозок автобусным сообщением. Кроме того, на малом правительстве области в конце июля 2014 года рассматривался проект по организации пригородных железнодорожных перевозок частной компанией при помощи рельсовых автобусов.
Сергей Шевченко