Директор музея им. Маяковского Алексей Лобов говорит, что выставка стала передвижной по стечению обстоятельств. Главное здание музея закрыли на ремонт, и экспозиция отправилась в путешествие по России.
«Маяковский в 1920-е ездил по стране – мы тоже выдвигаемся в регионы, – рассказал Лобов. – Два выездных проекта: «Живопись словами» и «Маяковский Haute Couture: Искусство одеваться» – появились в прошлом году. Весь 2016 год у нас продолжается выставка, посвящённая Хлебникову. Она стартовала в Москве, её показали в Питере и в ближайшее время ждут в Астрахани».
«Живопись словами» в 2015-м экспонировали в тульской галерее «Ясная Поляна». Теперь выставка до поздней осени задержится в Белгороде.
«В последнее время мы много работаем над тем, чтобы показать Маяковского с иной стороны, снять наслоение горлана-главаря советской эпохи. «Маяковский Haute Couture» – это личные вещи поэта от легендарной жёлтой блузы до костюмов 1930 года, – объяснил Алексей Лобов. – И нельзя рассказывать о Маяковском вне эпохи, вне контекста его окружения. «Живопись словами» – это срез современников Владимира Владимировича. Мы даём их в сопоставлении».
Маяковский, Бурлюк, Кручёных, Бобров, Каменский, Родченко, Платов, Розанова, Городецкий – их имена известны в той или иной степени. Выставка знакомит зрителя с незаурядными поэтами-художниками персонально и погружает в контекст эпохи раннего русского авангарда. Его отличительная черта – сочетание слова и изображения, размытые между ними границы. Об этом и расскажут экспонаты: книги, картины, плакаты, фотографии.
Временные рамки выставки охватывают несколько десятилетий. Афишу одной гастроли футуристов в Казани в 1914 году с лекцией о живописи и литературе, поэтические сборники 1910-х («Лысеющий хвост» Давида Бурлюка и «Пету» Боброва, Лопухина, Платова, Хлебникова и других с эпиграфом Максима Горького «В них что‑то есть!») – и вестник отдела изобразительных искусств народного комиссариата по просвещению «Искусство» 1919 года со стихами Ольги Розановой экспонируют с созданными в конце 1940-х пейзажами Сергея Городецкого.
Среди примечательных экспонатов – издание «Облака в штанах» Владимира Маяковского.
«Мы привезли подлинник изданной поэмы и для заинтересовавшихся посетителей – репринтное издание, подготовленное в прошлом году к юбилею поэмы. Чем оно уникально? «Облако в штанах» изначально вышло с купюрами. А в привезённом репринте все цензурные изъятия вписаны рукой Лили Брик», – отметил Лобов.
Отдельной строкой – о Маяковском-художнике. Об этой стороне его творчества расскажут рисунки жирафьей серии из альбома Веры Шехтель – «Жираф и пальмы», «Маяковский верхом на жирафе» (1913). Маяковский учился вместе с братом Шехтель в училище живописи, ваяния и зодчества. Вера вспоминала позднее:
«Из этого периода времени у меня сохранился ряд очень ценных рисунков Маяковского. Рисовались эти рисунки, балагуря по вечерам у нас на Садовой. Большая часть из них почему‑то посвящена жирафам («И в небе жирафий рисунок готов…»)».
Ещё два полотна Маяковского в экспозиции – музейные копии: одна из первых живописных работ «Натурщица» (1912–1913) и «Рулетка», которую в оригинале в России представляли лишь однажды, в 1915 году.
Выставка работает до 12 ноября.
Оксана Придворева