04.12.2016, Воскресенье 00:59
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
31 августа 2015 г. 12:37:00

28 августа в выставочном зале «Родина» открыли выставку художественных работ мастеров из Сергиева Посада. 2 сентября свои произведения в Сергиевом Посаде представят белгородские художники.

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Белгород – Сергиев Посад: во имя дружбы
Фото Владимира Юрченко

Грандиозная обменная выставка стала возможной благодаря руководителям местных отделений Союза художников – Станислава Дымова и Ивана Харченко.

История дружбы

В 2014 году в Белгородской области объявили губернаторский конкурс, посвящённый 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Для подготовки к нему группа из 12 белгородских художников отправилась в Сергиев Посад, чтобы собрать материалы о великом подвижнике. Итогом поездки и конкурса стала выставка в Белгородском художественном музее: первую премию тогда получил художник из Борисовки Александр Иванов (картина «Варфоломей»), вторую – Владимир Аксёнов, третью – председатель Белгородского отделения Союза художников Станислав Дымов.

«Та поездка очень помогла, иначе выставку было бы нечем наполнять, в том смысле что наши художники к теме жизни Сергия Радонежского до этого никак не обращались, – рассказал Владимир Аксёнов. – Это была целенаправленная поездка: белгородцы побывали в Абрамцево, в Покровском женском монастыре в Хотьково, где находятся мощи родителей Радонежского – Марии и Кирилла, в Радонеже, в 4 км от Хотьково, где стоит известный памятный знак, посвящённый отроку Варфоломею работы Вячеслава Клыкова. Поездка вышла плодотворная, продуктивная: художники привезли много работ и в рамках конкурса сделали ещё небольшую выставку, посвящённую непосредственно пленэру».

Во время того визита Станислав Дымов и договорился с главой сергиевопосадского отделения Союза художников Иваном Харченко о проведении обменной выставки. В том же 2014 году Харченко поучаствовал в Международном славянском пленэре, проходившем в Валуйском районе Белгородской области неподалёку от села Сухарево. А этим летом, в конце июля, по его приглашению на пленэр в Сергиев Посад отправились два белгородских художника – Владимир Аксёнов и Владимир Нестерков.

«Мы приехали недавно и выставки ещё не делали, но готовим работы к выставке трёх городов (в Белгороде 3 октября планируется вторая выставка художников из Белгорода, Курска и Орла – прим. авт.) и областной выставке в октябре, – сообщил Аксёнов. – На том пленэре нас было всего семь человек: два художника из Белгорода, два из Посада и три из Калуги. Каждый оставлял по две работы как компенсацию за пребывание на пленэре – это нормальная общеизвестная практика. Со многими тогда удалось познакомиться, и, думаю, это не последнее наше общение».

Однако история культурных и дружеских взаимоотношений представителей художественного сообщества двух городов началась гораздо раньше пленэров последних лет, и связана она с Абрамцевским художественно-промышленным училищем, что в 15 км от Сергиева Посада. Это старинное учебное заведение образовалось на базе многочисленных творческих мастерских (гончарных, столярных, вышивальных и т. д.) знаменитого абрамцевского художественного кружка, куда входили Васнецов (сегодня училище носит его имя), Нестеров, Репин, Поленов, Врубель и другие. Там учились и Станислав Дымов, и Владимир Аксёнов, и его супруга Галина Аксёнова, его выпускниками являются и многие сергиевопосадские художники.

Не обошлось и без духовных связей.

«Самое ценное – это дружеские отношения одного союза с другим, – уверен Дымов. – Но наши отношения идут дальше: в Белгороде была выставка, посвящённая святителю Иоасафу, который четыре года был настоятелем Троице-Сергиевой лавры. У них даже есть придел в трапезном храме, посвящённый Иоасафу Белгородскому. Так что случайного ничего не бывает».

  • В центре - глава сергиевопосадского Союза художников Иван Харченко.

  • «У стен Лавры» Леонида Демина.

  • На выставке.

  • На выставке.

В традициях русской иконописи

На выставке в Белгороде 52 мастера представили около 100 произведений – живописных, графических, скульптурных, декоративно-прикладных (керамика, металл, текстиль, резьба по дереву – иконы, шкатулки, игрушки и другое). Откуда такое разнообразие жанров? Секрет в невероятной концентрации вокруг Сергиева Посада художественных школ, мастерских и учебных заведений. Только представьте: рядом, в Москве, – Суриковское училище, Строгановка, ещё ближе – Абрамцевское художественное училище, где готовят мастеров абрамцевско-кудринской резьбы и сильнейших керамистов, Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, Российский художественно-технический колледж игрушки, знаменитая иконописная школа под управлением архимандрита Луки при Московской духовной академии.

«Сейчас уже много иконописных школ по стране, но они ещё молоденькие, в стадии становления, – говорит Иван Харченко. – А у нас она гораздо раньше начала складываться. Здесь сильные преподаватели, а выпускники всегда заметны на крупных выставках. Наши иконописцы всегда выделяются – не только размером, но и качеством работ».

Неспроста на выставке так широко представят храмовое искусство: воплощённый в дереве мученический лик Иоанна Предтечи, дополненный росписью и золочением (автор – Олег Данилов), Богоматерь Шуйская (автор – Александр Петров), деревянные иконы работы Ирины Виниченко («Прп. Сергий», «Св. Пантелеймон») и Анны Щербаченко («Св. Александр Невский», «Св. вмч. Екатерина»), образы четырёх евангелистов Валерия Филинина…

«Конечно, у нас очень сильные иконописцы, – поясняет искусствовед, заведующая изофондом Мурановского художественного музея Татьяна Гончарова, приехавшая на вернисаж. – К иконе совершенно другое отношение, чем к картине на стене – далеко не декоративное. Даже бумажная иконка в себе содержит такие глубины, которое не вместит никакое искусство. Сегодня иконописцы тоже становятся членами Союза художников, хотя их и не сразу приняли в художественный круг, потому что это же сакральные вещи. Теперь у нас целое отделение иконописцев при союзе (всего в сергиевопосадском союзе – 153 человека – прим. авт.). Стали появляться резные иконы. И они в другое качество переходят. Так что мы видим эти иконы уже как предмет искусства. Это время даёт свои переломные моменты. Трудно совместить несовместимые вещи, но приходится это делать».

  • Резные иконы работы Олега Данилова и Александра Петрова.

  • Искусствовед Татьяна Гончарова.

  • Художник Владимир Аксёнов.

  • Работа Людмилы Ермиловой.

  • На вернисаже.

«Сергиевопосадские иконописцы, которые прошли школу архимандрита Луки в Лавре, – это лучшее продолжение русской иконописной традиции, которое только может быть, – считает Владимир Аксёнов. – В этом плане они очень строго следуют и технологии – всё досконально. Каких-то новаторских поисков они не делают, но в то же время постоянно работают на углубление образа – собственно, к чему иконопись и должна стремиться».

Православную тему по-своему продолжают и живописцы, запечатлевшие виды Троице-Сергиевой Лавры (Виктор Багров, Леонид Дёмин, Павел Дёмкин), и графики («Карта монастырей» Елены Боковой, линогравюра «Сергий Радонежский» Людмилы Ермиловой), и мастера декоративного искусства («Души праведные в лоне Авраама» Галины Васильевой (медь, эмаль), батик «Печальник земли русской» Ивана Харченко).

Единство – в разнообразии

Среди пейзажей выделяется особой экспрессией работа народного художника России Евгения Захарова «Начало весны» – багряные пятна света, которые легли на деревья и дома, вызывают ощущение вовсе не приходящего тепла, но нарастающей тревоги. И на контрасте с ней воспринимается схожая по колористике картина Анатолия Власова «В Сергиев день», насыщенная энергетически, но гораздо более мягкая и тёплая. Через край плещет энергия и с абстрактных полотен Ольги Рождественской(она присутствовала на открытии – прим. авт.). Её «Интродукция Луны» и «Звон. Завтра пятница» разместили в Зелёном зале.

«У неё очень красивые работы, – говорит Татьяна Гончарова. – Оля – певец цвета, интонации цветовой – я бы о ней так сказала. Она поэт. Никогда не работает с натурой: только питается впечатлениями от виденного, а потом приходит, закрывается и всё это перерабатывает. И ложатся на холст вот эти образы. Можно сказать, что это цветовая музыка, музыка в цвете».

Интересна ксилография Татьяны Киселёвой, проиллюстрировавшей посмертную книгу стихов члена Союза писателей России, руководителя сергиевопосадского литературного объединения «Свиток» Владимира Сосина. На выставке можно увидеть её оригинальную графику – вычерченные пером, тончайшие, чистейшие, филигранные миниатюры – наследие лучших российских гравёров Фаворского, Гончарова, Кравченко.

Стоит отметить и работы молодых сергиевопосадских художников – например, Елены Догониной, вдохновлённой эстетикой фактуры крафтовой бумаги и создавшей серию очень живых графических работ – городских пейзажей Сергиева Посада. Или скульпторов Ирины Муравьёвой и Петра Добаева: первая покорила бронзовым «Домом бабы Лили» и медным «Жирафом», творения второго (пусть представленные опосредованно, через фотографию) удивили серьёзностью тем и монументальностью (Павел создал памятники Александру Невскому и Серафиму Смоленскому).
Чудесны в своей простоте и детскости глазури и фаянс Юрия Леонова (например, «Корова»), вазы Галины Одинокой, сказочные ларцы и сундучки Вадима Муралева и Алексея Юревича

Насыщенную до предела и произведениями, и смыслами, выставку «Художники Сергиева Посада» невозможно осмыслить за одно посещение. У белгородцев будет возможность открыть для себя эту экспозицию до 27 сентября.

«Думаю, мы сделали очень хорошее дело – открыли в Белгороде выставку сергиевопосадских художников, о которых 99 % белгородцев никогда бы не знали. Потому что, если кто-то едет в Сергиев Посад, обычно знакомится с Лаврой, историческими местами – им в данном случае не до художников. И мне кажется, многие белгородцы придут на выставку, потому что они были в Посаде, но художников местных не знали. Теперь у и них есть такая возможность», – уверен Станислав Дымов.

  • «В Сергиев день» Анатолия Власова.

  • На выставке.

  • Декоративные работы Юрия Леонова..

  • «Звон. Завтра пятница». Картина Ольги Рождественской.

  • На выставке.

  • На выставке.


для комментариев используется HyperComments