• 63,39 ↓
  • 68,25 ↓
  • 2,46 ↑
17 апреля 2015 г. 18:30:05

В Белгородском литературном музее рассказывают о «сражающихся перьях» Сталинградской битвы

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Баллада о военкорах
Фото Вадима Заблоцкого

Выставка «С лейкой и блокнотом» приехала в Белгород из Волгоградского государственного музея-заповедника «Сталинградская битва». Впервые за четыре года существования экспозицию, посвящённую фронтовым будням военных корреспондентов, фотографов и кинооператоров, сделали передвижной. Когда, если не в Год литературы и 70-летнего юбилея Победы, рассказывать о тех, кто силой слова укреплял боевой дух солдат, сражавшихся за каждую улочку города на Волге?

Ради нескольких строчек в газете

«Это выставка рассказывает о кинооператорах, фотокорах, художниках, журналистах и  известных писателях, которые в качестве спецкоров были на Сталинградском фронте в 1942-1943 году. Выставка о тех, кого не знали тогда в лицо, но чьи работы узнавали. Она трогательна тем, что здесь есть уникальные личные вещи. Подготавливали экспозицию сотрудники музея, которые работали в 40-50-х годах. Практически все экспонаты предоставили их хозяева», – рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом государственного музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева.

  • Фотоаппарат ФЭД принадлежал военному фотокорреспонденту ТАСС А. А. Маклецову.

  • Заведующая экспозиционно-выставочным отделом государственного музея-заповедника «Сталинградская битва» Светлана Аргасцева.

Для себя и родных – дневниковые записи и письма, для поднятия боевого духа солдат – ежедневная работа. Армейские газеты писались и верстались едва ли не в самом пекле боёв. А как иначе: солдаты нуждались в информации – призывающей, ободряющей, вселяющей надежду. Призывные «За родину», «Боевой листок», «Сталинское знамя» сообщали о больших подвигах и маленьких победах, звали двигаться вперёд и «бить врага смертным боем». Работали в них те, кто ради нескольких строчек в газете были готовы собирать номер под огнём врага. В 1960-м повесть о буднях военкоров написал Михаил Алексеев, сам прошедший через войну с блокнотом в руках, а 25 лет спустя по её мотивам сняли фильм.

Газеты и журналы, наградные листы и удостоверения, карточки, записки, уникальные фотографии и личные вещи – экспозиция состоит из оригиналов и копий.

По словам Светланы Аргасцевой, с 1948 года музей предлагал всем, кто пополнял его фонды, заполнить карточку дарителя. Так сохранились собственноручные записи и пояснения к переданным вещам местных жителей, рядовых, генералов.

«Для сохранности предметов мы привезли отсканированные экземпляры газет, журналов, фотографий, карточек дарителей. В том числе карточки Константина Симонова и Эммануила Орла, известного под псевдонимом Владимир Похов. Если говорить о Константине Михайловиче, то в наших фондах сохранилось много переписки Симонова с директорами музея», – пояснила Аргасцева.

Симонов – с прищуром полуулыбки – смотрит с копии фотографии 1943 года. Рядом с ним собратья по перу – сотрудники газеты «Красная звезда», а за спиной – почти разрушенный, но свободный Сталинград.

  • Часы, ручка, мундштук и кисет военкора М.В. Лузгина.

«Кто-нибудь услышит, снимет и напишет…»

Знаменитые симоновские строчки звучат лейтмотивом выставки. Правда, самих легендарных леек здесь нет. Зато есть ФЭДы. Один из них принадлежал «тов. Маклецову А. А.», военному фотокорреспонденту ТАСС.

Георгий Липскеров, фотокорреспондент армейской газеты 64-й армии «За родину», боевые будни солдат Сталинграда снимал лейкой.

Москвич Липскеров, участвовавший в боях под Москвой, в январе 1942 года был направлен на фронт фотокорреспондентом. Снимал бои в Сталинграде, на Курской дуге. Уникальный экспонат выставки – его корреспондентский билет, удостоверение в том, «что он действительно является военным корреспондентом фотохроники ТАСС». И просьба: «оказывать т. Липскерову всяческое содействие в его работе и в оперативной поставке материалов в Москву». 

  • Корреспондентский билет Георгия Липскерова.

«Почему мы сделали акцент на Липскерове? Его фотографии достаточно известны. Те, кто смотрел фотоальбомы Великой Отечественной войны, знают его снимки. Кроме того, Липскеров единственный, кто в реальном времени снимал пленение фельдмаршала Паулюса. Другие фотокоры, в том числе съёмочная группа документального фильма «Сталинград», пленение Паулюса и немецких генералов снимали позже, их специально доставляли на эти съёмки самолётом в Сталинград», – пояснила Светлана Аргасцева.

Фильм «Сталинград», снятый в 1943 году Леонидом Варламовым, уникален тем, что по нему можно проследить весь ход полугодовой битвы за город на Волге. В экспозиции личные вещи Валентина Орлянкина, кинооператора фильма, одного из немногих, кто снимал для кинохроники 23 августа 1942 года бомбёжку города. Есть здесь и документы Давида Яновера – директора кинофильма. В их числе – разрешение на съёмку за подписью командующего Сталинградским фронтом: «Предъявитель сего – военный кинооператор товарищ Д. З. Яновер – производит киносъёмки фильма».

  • Фотокорреспондент «Фронтовой иллюстрации» Галина Санько (внизу).

О тех, кто каждый день смотрел на ужасы войны через объектив, известно мало. Фиксируя бои и битвы, снимая отличившихся в них героев, сами фотокоры в кадр попадали лишь изредка.

Молоденькая девчушка совсем не смотрит в кадр. На почти случайном фото – Галина Санько, фотокорреспондент «Фронтовой иллюстрации», журнала главного политического управления Красной армии. Одна из женщин, что снимали войну во всей её уродливости и неприглядности (например, немецкое кладбище близ Сталинграда), была дважды тяжело ранена на фронте, прошла через Сталинградскую битву и Курскую дугу и мимоходом бывала в освобождённом Белгороде.

Пол-Европы прошагали, полземли…

Закольцовывает экспозицию фотография самих фотокоров, сделанная в победном мае на фоне Рейхстага. Слегка растерянные, ещё до конца не осознавшие, что счёты с войной сведены, они и здесь со своим главным оружием – фотоаппаратом. А за их плечами – уже история.

Познакомиться с выставкой можно до 27 июля.


для комментариев используется HyperComments