04.12.2016, Воскресенье 07:04
  • 64,15
  • 68,47
  • 2,48
23 октября 2015 г. 17:19:47

Кто такие споттеры и чем они занимаются – рассказывает «ОнОнас»

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
Бабушка, я не шпион!
Фото предоставлено Максимом Рыльским

Хотите прослыть шпионом? Берите рацию, фотокамеру с объективом побольше и начинайте бродить вдоль забора белгородского аэропорта. Следите, чтобы вас заметила какая-нибудь старушка. Тогда, возможно, вас примет лично начальник службы авиабезопасности и… пожмёт вам руку, а то и пару снимков попросит. А как же обвинения в шпионаже, спросите вы? А никак, потому что это сценарий десятилетней давности. Сегодня каждая (ну почти) бабушка знает, кто такие споттеры.

Или не каждая? Тогда рассказываем: споттинг – это хобби такое. Нравится некоторым – днём ли, ночью ли, летом, зимой – фотографировать самолёты. Выслеживать воздушные суда, пополняя коллекцию новыми снимками. Делиться ими в Интернете с себе подобными – то есть споттерами. «ОнОнас» поговорил с основателем сообщества Belgorod SPOTTERS Team («Аэропорт Белгород») Максимом Рыльским, который рассказал нам о...

О том, как всё начиналось:

В 2006-м я познакомился с ребятами, которые фотографировали авиацию очень давно. У них уже были рации и профессиональные фотоаппараты, а я на тот момент ещё с мыльницей ходил. Это ветераны белгородского авиаспоттинга – Андрей Морозов, Анатолий Боев, Данил Никитовский, который, кстати, сейчас работает вторым пилотом авиакомпании «Сибирь». Они уже практически отошли от дел, но благодарны мне, что я продолжаю этим заниматься.

О фототехнике:

Профессиональная оптика у меня появилась года три назад. У меня была цель: если уж начал заниматься авиационной фотографией, надо подойти к этому серьёзно. Читал форумы, советовался с коллегами. Сейчас пользуюсь фотоаппаратом Canon с простым дальнобойным объективом. Два режима работы – мне этого достаточно. Смотрю порой фотографии, сделанные на старую мыльницу, – как будто на телефон снимал!

О службе безопасности:

Некоторые думают, что человек с фотоаппаратом у аэропорта – это шпион. Особенно люди пожилые, не знающие о споттинге. В 2006–2007 годах нас ещё гоняла служба авиационной безопасности и порой принимала за реальных шпионов. Говорили: «Вы кто такие и что здесь делаете? Здесь находиться нельзя – режимный объект». Действительно, с точки зрения закона неофициальная съёмка там запрещена. Мы это всё понимали прекрасно, но мы для себя фотографировали, нам интересен был сам процесс взлёта-посадки. Правда, в полицейский участок из-за этого попадать не приходилось. А потом, когда штат аэропорта поменялся, всё стало нормально. Сейчас начальник службы безопасности относится к нам хорошо, разрешает проводить официальные встречи. Можно сказать, у нас даже есть некое взаимодействие: помимо того что мы занимаемся съёмкой, мы ещё и за безопасностью следим – сообщаем, если увидим что-то странное. Я уже прикалываюсь: «А возьмите меня на работу?»

О коммерческом успехе:

Я снимал самолёты «РусЛайна», и мои фотографии заметили в самой авиакомпании в Москве. Позвонили и попросили их продать – для журналов, магнитиков, сувенирной продукции. Пару десятков фото я им предоставил, а они мне под Новый год прислали кучу подарков. И гонорар, конечно. Небольшой. По сей день с ними работаю. Наш аэропорт взял пару моих снимков для музея и тоже использовал их в сувенирке – напечатал на тарелочках.

О ВИП-бортах:

Если прилетают высокопоставленные чиновники, надо обязательно спросить разрешения на съёмку у начальника службы безопасности. Вообще, это снимать не положено. Но мы снимаем. В 2013-м, когда прилетал Путин, мы фотографировали президентские борта, правда, за пределами аэропорта. Они отличаются от гражданских и разрисовкой – там либо российский триколор, либо звезда, – и модификацией. А на 70-ю годовщину освобождения Прохоровки в июле прилетал Ил-18 – интересный борт, очень редкий гость в Белгородской области. Я на него попал чисто случайно: ехал мимо, а фотоаппарат был под рукой. И я, не спрашивая разрешения, поснимал и выложил в Сеть. Потом мне звонил начальник службы безопасности: «Тебе кто разрешал?!» Ну не удержался, извините!

О самолётах мечты:

Для меня самыми интересными моделями по сей день являются Боинг-747 и 777 – большие, красивые, тяжёлые самолёты. В Белгороде боинги появились относительно недавно, а в 2007-м я специально ездил Москву, чтобы посмотреть на них, да и в целом на гражданскую авиацию. Впервые своими глазами увидел боинг в Шереметьево – это был просто восторг. Мыльница в руках дрожит, эмоции переполняют. Ещё люблю военную авиацию. Но у нас её не поснимаешь – нет военной авиабазы. Хотя в соседних Воронеже и Курске есть. Есть там и гражданские самолёты, наши, советские, старенькие – типа Ту-154, Ту-134, которые сейчас уже отработали своё и идут на списание. А это легенды, раритеты! Новые суперджеты, пришедшие им на смену, – уже не то: они тихие, компактные. А когда садится «тушка», а ты стоишь под ним – внутри всё дрожит, земля дрожит, а он, пролетая, разрезает воздух, и образуются такие вихри! Это настоящая мощь и красота. В Белгороде Ту, к сожалению, сейчас встретишь редко.

Об учениях:

Когда я выложил в Интернет снимки военно-транспортных самолётов Ил-76, которые прилетали к нам на учения (привозили технику, солдат), был такой резонанс! Украинские СМИ стали писать, что русские готовятся к войне с Украиной. Было очень интересно наблюдать скопление этих здоровых махин в аэропорту. По сей день, если какой-то самолёт с сильным шумом пролетает, у меня спрашивают: что это было? Не военный ли самолёт? Я заранее пишу, что это плановая тренировка, чтоб люди не пугались.

О точке съёмки:

Когда в Белгород приходит новая авиакомпания, аэропорт официально собирает любителей авиации, чтобы торжественно встретить самолёт со вспышками фотокамер. Всё началось с «Нордвинда»: в 2011 году Белгород впервые принял Боинг-767 – дальнемагистральный тяжёлый самолёт. Я же не пошёл на эту встречу, потому что знал: с территории аэропорта красивых кадров не получится. Поехал на объездную в район АСК «Вираж» – там есть остановка, наша точка, откуда весь аэропорт как на ладони. Оттуда получаются очень хорошие фотографии.

О птичках:

Недавно в нашем аэропорту появился уазик, который едет по полосе и выдаёт «кря-кря, кря-кря». Я стою и не пойму, что это за звук. Перехожу на частоту, на которой работает наземная служба аэропорта, и слышу: «УАЗ полосу освободил, работу по профилактике отпугивания птиц провёл». Так вот что это было!

Об аэропортах:

Раньше я фанател от всего этого, мечтал о разных лайнерах и аэропортах. Сейчас успокоился. Мне достаточно нашего, белгородского. Снимал в Курске, Воронеже, Москве (Шереметьево, Домодедово, Внуково), в Жуковском был недавно. Когда в Москву приезжаю – постоянно идёт дождь. Смотришь в Интернете погоду – всё нормально, а приезжаешь – небо затянуто, дождь моросит. Как уезжаешь – проясняется.

Об отпуске:

В Адлер на море поехал принципиально, потому что там красивый аэропорт. Из десяти дней отпуска четыре провёл там. Хотел поймать президентский Ил-96, но увы. Зато там была лётная президентская эскадрилья: стояла вдалеке, в полёте заснять её не получилось. А вообще там можно было сделать прекрасные снимки на фоне гор и моря – красота!

О сообществе:

Создано в 2010 году. За неделю на него подписались 35 человек. Сегодня – порядка 1 660. Из них активно фотосъёмкой занимаются человек 30, в том числе девушки. Сначала оно называлось «Аэропорт Белгород», но вскоре появилось ещё одно сообщество с таким же названием – «Международный аэропорт Белгород», официальное сообщество нашего аэропорта. Мне пришлось поменять название.

Множество классных фотографий самолётов доступны на официальной странице сообщества в «ВКонтакте».


для комментариев используется HyperComments