Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
22 декабря 2014, 13:01
 Олег Шевцов 4417

Антироссийские железные дороги

Антироссийские железные дороги
  • Олег Шевцов
  • Мнение

«Белгородские известия» рассказывают о том, как железнодорожники пытаются переложить ответственность за отмену электричек на других.

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru

На имя белгородского губернатора поступило письмо, подписанное группой граждан. Люди переживают: количество электричек сокращается с каждым годом, а значит, как следует из письма, «сложившееся положение дел с отменой пригородных поездов создаёт большие трудности для решения задачи, как добраться до места работы, медицинских учреждений, к учебным заведениям, магазинам». Авторы письма сетуют, что старики, женщины и дети вынуждены часами дожидаться другого транспорта и толкаться в очередях. В завершение письма губернатора призывают «принять все возможные меры по сохранению и дальнейшей работе пригородного железнодорожного транспорта в целом». На первый взгляд ситуация выглядит предельно простой: народ просит правителя не оставить его без электричек. Но не тут-то было.

К истории вопроса

Весной прошлого года отдельные посетители белгородского вокзала заметили странные изменения в его работе. Равнодушные доселе сотрудники вдруг стали ласково встречать пассажиров чуть ли не на входе в здание, выучили слова «здравствуйте» и «пожалуйста», проявляя повышенную чуткость к нуждам тех, кто пользуется электричками.

Народ от такого обращения, понятное дело, терялся. И слушал красивую историю о том, что в скором времени тарифы на электрички в очередной раз взлетят до небес и потому надо принять превентивные меры – написать письмо губернатору, дабы он обратился к федеральным властям и попросил у них субсидию на электрички. А чтобы народ сильно не заморачивался по поводу формулирования послания, услужливые железнодорожники подсовывали ему бумагу: тут всё за тебя умные люди написали, ты только распишись, родной!

В письме содержался недвусмысленный призыв «сохранить ценовую доступность» электричек, а также «предусмотреть компенсацию перевозчику». То бишь железнодорожникам в лице пригородной пассажирской компании. Народ, понятное дело, внимал речам и с готовностью ставил подписи под соответствующие «болванки», которые затем отвезли в приёмную губернатора.

Как и полагается «эффективным менеджерам», руководство железными дорогами всегда интересовалось мнением народа в последнюю очередь. Уже поэтому сам факт сбора подписей под эгидой некоей «общественной приёмной» и красноречивым названием «Сохраним поезд!» не может не вызывать вопросов. На первый взгляд, получается прямо как у Гоголя: унтер-офицерская вдова сама себя высекла – в том смысле, что железнодорожники не хотят повышения своих тарифов. Но стоит внимательно вчитаться в смысл подготовленного послания – и всё сразу становится на свои места. Наши железнодорожники просто попытались (и пытаются до сих пор) загребать жар чужими руками.

За что мы платим?

Итак, что мы имеем? На протяжении многих лет Белгородская область платит перевозчику дотации – чтобы, значит, проезд в электричке не влетал трудовому человеку в копеечку. Речь идёт о десятках миллионов рублей в год. Это наши деньги – пусть даже их берут не напрямую при покупке билета в кассе, а из наших с вами налогов. В официальных документах это дело именуется компенсацией выпадающих доходов. Но железнодорожникам денег мало. Железнодорожники говорят: дайте ещё!

Несколько лет назад белгородские чиновники поинтересовались у железнодорожников: а за что мы, в общем-то, платим? Сколько денег вы, ребята, тратите на аренду подвижного состава? Из чего, собственно говоря, складывается этот ваш тариф? Мы, конечно, готовы увеличить объёмы дотаций, но не могли бы вы экономически обосновать ваши тарифы и объяснить растущие аппетиты? Проще говоря, правительство области согласилось компенсировать выпадающие доходы за услугу по перевозке пассажиров в пригородном направлении, но никак не убытки неэффективной компании по результатам её хозяйственной деятельности.

Железнодорожники послали белгородских чиновников лесом: давайте сюда вашу субсидию, а вопросы оставьте при себе! Да, в договоре между областным правительством и пассажирской компанией прописано: «Исполнитель обязуется предоставлять заказчику (правительству области) расчёты экономически обоснованного уровня тарифов и другие документы по запросу заказчика». Но мало ли что в договорах пишут…

Как результат, комиссия по регулированию цен и тарифов Белгородской области решила, что в 2012 году перевозчик получит 26 млн рублей, а в 2013-м – 35 млн. Но поскольку железнодорожникам эта сумма показалась недостаточной, летом 2012 года они просто взяли и отменили сначала прямые электрички между Белгородом и Харьковом, а потом ещё несколько пригородных маршрутов. Проще говоря, поставили власти перед выбором: или вы покрываете нам все убытки из средств налогоплательщиков, или...

На тот момент «открытая и социально значимая компания» мнением народа отчего-то не шибко интересовалась. Её руководитель не обратился к белгородцам с вопросом о том, как жить дальше. Пресс-служба не направила в СМИ пресс-релизы с внятным разъяснением ситуации. Подтянутые топ-менеджеры из рекламных роликов, которые крутят на вокзальных экранах, не пытались рассказать, кто виноват и что делать. Народ по привычке проигнорировали.

Народу к такому, конечно, не привыкать. Народ почесал в затылке и пересел на автобусы, благо владельцы пазиков и «Газелей» такому повороту дела были только рады (кому война – кому мать родна!). И дополнительных денег из белгородского бюджета железнодорожники не получили.

Отменилась и Ржава

Летом 1943 года тысячи белгородцев – наши деды и прадеды, – превозмогая голод и боль, строили трассу Старый Оскол – Ржава. Эту дорогу не зря назвали дорогой жизни: фронт нуждался в снарядах, бронетехнике, санитарных эшелонах. В первый же день их обстреляли с воздуха мессершмиты. Но они не сдались. Молодые девчата, страдающие от недоедания мальчишки, немощные старики за 32 дня уложили 80 тысяч кубометров грунта и построили дорогу протяжённостью 95 км.

70 лет спустя дорога, которую строили всем миром, попала в руки «эффективных менеджеров» из железнодорожной компании. В январе 2014 года пригородная пассажирская компания объявила о полной отмене электричек Елец – Старый Оскол и Старый Оскол – Ржава.

Дальше – больше. 26 апреля пассажиры купили билет на электричку Белгород – Готня, но в поезд попасть не смогли – просто физически не помещались. Доведённые до отчаяния люди блокировали железнодорожные пути. И – о чудо! – недостающий вагон тут же нашёлся.

Наконец, в августе железнодорожники «без объявления войны» отменили пригородные поезда Готня – Хотмыжск и Старый Оскол – Валуйки. Продолжающееся противостояние заставило депутатов областной Думы обратиться к правительству России: помогите сохранить пассажирские железнодорожные перевозки на территории региона!

Впрочем, одним лишь обращением областные власти не ограничиваются. Во-первых, они организуют альтернативное автобусное сообщение, привлекая перевозчиков: и сама дорога из пункта А в пункт Б обходится дешевле, и ценообразование прозрачнее. Во-вторых, увеличивают количество рейсов на маршрутах. В-третьих, ремонтируют и строят местные автодороги – чтобы развивать новые автобусные маршруты. Это – инвестиции в перевозки, а не в перевозчика.

К вопросу об «эффективности»

Сегодня стоимость проезда железнодорожным транспортом в России догнала и перегнала многие европейские страны. Более того, из белгородского аэропорта сегодня можно улететь в Москву дешевле, чем уехать поездом.

Что делают железнодорожники в развитых странах, столкнувшись с проблемой снижения доходов? Правильно, оптимизируют расходы. Сокращают персонал. Заменяют медлительных кассирш быстрыми автоматами по продаже билетов. Предлагают специальные акции и тарифы выходного дня. Придумывают скидки для тех, кто заранее бронирует билеты в Интернете.

Что делают их российские коллеги? То же самое, только с точностью до наоборот. Скажем, в 2010 году госмонополия содержала только одну дирекцию, но затем к ней прибавились ещё две – дирекция пассажирских обустройств и дирекция моторвагонного подвижного состава. Зарплату эти «эффективные менеджеры» получают в том числе благодаря нам с вами: сначала – когда мы покупаем билет, затем – когда отчисляем часть своего заработка на налоги.

«Менеджеры», которые неспроста пишутся в кавычках, не хотят сокращать издержки. «Менеджеры» не стремятся повысить качество услуг. «Менеджеры» хотят лишь одного – как можно дольше сохранять статус-кво. И потому они собирают наши подписи под петициями на имя губернаторов, лицемерно прикрывая свою неэффективность заботой о «сохранении ценовой доступности».

Страна у нас большая, сетуют отдельные железнодорожники, вот и издержки высокие. К слову, семь десятилетий назад бесноватый нацистский лидер Адольф Шикльгрубер тоже очень переживал по поводу размеров моей страны. Это было как раз в те времена, когда моя покойная бабушка совсем молодой девчонкой чуть ли не голыми руками – с ломом и носилками! – строила отменённую нынче дорогу жизни Старый Оскол – Ржава…

 

Мнение автора может несовпадать с мнением редакции


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×