Мастерица с гордостью демонстрирует изделие, очень напоминающее старинное славянское украшение. Именно такие я помню на своих бабушках, одевавших панёвы и сороки. А у Любови Михайловны Поповой таких украшений – настоящие россыпи! Как и у остальных мастериц студии «Бусинка» Алексеевского дома ремёсел.
Почему бисероплетение
Творческая студия «Бусинка» существует чуть более года. Однако за это время алексеевские мастерицы сумели сделать многое. Браслеты, броши, кулоны и колье из бисера. Различные куклы – от Петрушки на велосипеде до волшебной феи. Вязаные вещи, вплоть до ковриков. Кроме того, мастерицы занимаются восковой живописью – энкаустикой. И большинство поделок выдержано в традиционном русском стиле.
Галина Бондаренко – мастер Алексеевского дома ремёсел и по совместительству руководитель студии, поясняет:
– Низание бисером – это ещё славянское. Панёвы, сороки – вы посмотрите – все украшены бисером. Как только возникло на Руси стекло, так и начали им украшать. Но мало того, что это наша история и наши традиции, – бисероплетение ещё и невероятно красиво!
Душевная атмосфера
В студии занимаются полтора десятка женщин разного возраста. Нина Афанасьева показывает свои изделия и рассказывает о причинах, побудивших прийти в студию:
– Вот это колье. Это кулончик. Мне всегда хотелось чем-нибудь увлечься. Попасть в такое место, где интересно и уютно. Мы здесь объединены увлечением. Я пришла заниматься бисером, но ничего не умела. А сейчас такие вещи делаю, которые не стыдно дарить людям.
Галина Евгеньевна, руководитель студии, говорит:
– У нас тут очень душевная атмосфера. У меня всегда была мечта о женском клубе, и это само собой получилось.
Иконы
Отдельно хочется сказать об иконах, которые вышивают бисером алексеевские мастерицы. Сияние цветного стекла, обрамляющее святые лики, просто завораживает. Тысячи разноцветных бусинок, соединяясь в строгом каноническом рисунке, придают иконам блеск и глубину. Ольга Галушко, занимающаяся иконами, делится секретами своего мастерства:
– На самом деле это не очень трудно. Просто очень кропотливая работа, требующая терпения. Шов – полукрестик. И каждую бусинку надо надеть, пришить и расположить как положено. Впервые я стала вышивать икону «Умиление». И когда за целый вечер прошла всего три строчки – подумала: «Боже мой! Ещё столько много! Как я закончу?». А теперь это уже двенадцатая моя икона! Но у меня мало осталось, потому что дарю их близким. На икону уходит около месяца.
История бисероплетения
История бисероплетения на Руси очень давняя. А ещё раньше даже, чем бисер появился, восточные славяне жемчугом одежду и украшения вышивали. Можно сказать – с незапамятных времён. Потом шитьё жемчугом, или как его ещё называли «саженье», плавно перетекло в бисероплетение. Исконно русские традиции остались. Поменялся лишь материал.
Бисер применялся при изготовлении брошей, колье, браслетов. Использовался в народной одежде и головных уборах. Бисером расшивали парадные одежды бояре, священнослужители и простой люд. Бисером украшали оклады и церковную утварь. Небольшие картины, кисеты, кошельки, сумочки, подстаканники – вот лишь небольшой перечень того, что украшали бисером русские мастерицы. Присутствовал бисер даже в интерьере. Для того, чтобы стать мастером бисероплетения, нужно учиться не один год.
Наибольший рассвет бисероплетение в России получило в XVIII веке.
Преемственность
– Вы продолжаете традиции, – говорю мастерицам. – Ну, а своим детям-внукам будете передавать?
– Обязательно! – говорит Татьяна Коденко, – уже передаём! У меня пять внучек и один внук. Девочки приезжают ко мне в гости и вышивают. Моей старшей внучке всего десять лет, а она уже икону вышивает!
Вот она – преемственность в чистом виде. Для которой не то что дни – года и века всего лишь бусинки, нанизанные на нитку вечности…