• 64,15 ↑
  • 68,47 ↑
  • 2,48 ↓
5 апреля 2015 г. 16:49:11

25 лет судно входило в состав Азовского пароходства и перевозило нефтепродукты

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
58 лет назад на воду спустили танкер «Белгород»
Танкер «Белгород». Фото с сайта www.nvrsk-kostomarovo.ru

«Белгород» построили на Херсонской судоверфи и 5 апреля 1957 года спустили на воду. Танкер относился к типу «Казбек», разработанному в старейшем конструкторском бюро «Балтсудопроект».

Длина судна составляла 145,5 м, ширина – около 20 м, экипаж – 44 человека. За один рейс «Белгород» доставлял 11 тыс. тонн нефтепродуктов в районы Черноморского бассейна, Атлантического и Средиземноморского побережья. Через 25 лет танкер «Белгород» выработал свой ресурс и его списали из плавсостава судов морского флота.

Между «Карлом Марксом» и «Бугульмой»

«Белгород» был одним из судов крупной серии танкеров типа «Казбек» (название головного судна проекта), которых с 1951 по 1962 год построили 70: 65 – для СССР и 5 – для дружественной ГДР. Благодаря такому количеству нефтеналивных судов этой серии Советский Союз стал одним из мировых лидеров танкерного флота. Строительство судов шло на трёх предприятиях: судостроительном заводе им. Ивана Носенко (Николаев), Херсонском судостроительном заводе (где был построен «Белгород») и Адмиралтейском заводе (Ленинград).

Любопытно, что названия танкерам этой серии присваивали либо в честь городов, либо в честь исторических деятелей. Так, в списке из 31 танкера, построенного в Херсоне, «Белгород» занял место между «Карлом Марксом» и «Бугульмой». Но были и исключения из этого правила. Например, в начале 1957 года молодые рабочие взяли шефство над строительством следующего за «Бугульмой» танкера, чтобы успеть закончить его к 28 июня 1957 года – дню открытия Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В честь этого события танкер хотели назвать «Фестивальный», однако в министерстве морского флота решили немного изменить название и утвердили имя «Московский фестиваль». Уже 17 июня танкер спустили на воду и после успешных швартовых и ходовых испытаний 28 июня судно передали в эксплуатацию.

А вот с «Белгородом» было не всё так гладко. Изначально судостроители обязались сдать танкер заказчику ещё в марте, но, как это обычно бывает, подвели смежники, из-за которых швартовые испытания вспомогательных котлов и работы по окраске помещений и электромонтажу задержались. Поэтому акт о передаче «Белгорода» в эксплуатацию удалось пописать только 5 апреля. Но даже этот срок означал досрочную сдачу судна пароходству.

Танкер «Белгород».
Танкер «Белгород».
Фото с сайта www.nvrsk-kostomarovo.ru

Суровый предшественник

Танкер «Белгород», построенный в СССР в 1957 году, принято считать первым судном, которое носило на своём борту название столицы Белгородской области.

Однако это не совсем так. Во время Великой Отечественной войны, в июле 1943-го, по программе ленд-лиза советская закупочная комиссия приняла в состав Дальневосточного морского пароходства американский танкер Paul Dunbar, в России получивший имя «Белгород». Это был сделанный на скорую руку, а оттого не очень надёжный сухогруз типа Liberty, построенный на верфях лос-анджелесской компании California Shipbuilding Co и переоборудованный в нефтеналивное судно. Плохое качество стали и спешка, в которой велось строительство, нередко приводили к тому, что на волне корпус судна просто трескался, что иногда приводило к крушению.

Вот такую посудину и принял под своё командование советский капитан Василий Вага, который до этого ухитрился довести до берегов Америки пароход «Вайгач» со сломанным в жестоком шторме рулём. Бывалый моряк заявил американцам о том, что имеет приказ загрузить «Белгород» высокооктановым бензином и следовать во Владивосток. Американцы пришли в ужас от этой мысли.

– Такой бензин танкером перевозить невозможно! – настаивали они.

– Можно! – отрезал капитан Вага. – Раз фронту бензин нужен, то можно, довезем.

Американцы были вынуждены уступить напору русского морского волка. Стоит ли говорить, что «Белгород» без проблем довёз свой огнеопасный груз во Владивосток?

В 1948 году танкер убыл из Петропавловска-Камчатского в Японию. Его вернули Военной судовой администрации США и исключили из списка судов Минморфлота.

Танкер «Белгород» в цифрах.
Танкер «Белгород» в цифрах.
Инфографика Любови Турбиной

Стальной гигант

Танкеры типа «Казбек» стали первыми советскими нефтеналивными судами послевоенного периода. Именно на «Казбеках» судостроители впервые в СССР применили крупноблочный метод постройки, когда танкер собирался из нескольких больших частей при помощи сварки. Это нововведение позволило существенно сократить сроки пребывания судна на стапеле и при этом повысить производительность труда.

По словам бывалых моряков, «Казбеки» отличались друг от друга передней частью надстройки. Танкеры были надёжны и даже предоставляли некоторый комфорт для экипажа. Например, на ботдеке (шлюпочной палубе) в дальнем переходе члены экипажа могли играть в волейбол и устанавливали брезентовые самодельные бассейны, купались и загорали. Однако назначение судна – перевозка легковоспламеняющихся нефтепродуктов – накладывало свои отпечатки на быт моряков. Из-за этого всё убранство каюты, включая двери, столы и даже койки, изготавливалось из стали. Поэтому моряки с любовью именовали танкеры типа «Казбек» стальными гигантами.

Кстати, в 1967 году на судоверфи в Финляндии построили ещё один танкер для перевозки нефтепродуктов, который получил название в честь другого города в Белгородской области – «Алексеевка». Он был приписан Грузинскому морскому пароходству, а потом перешёл в распоряжение Азовского морского пароходства.


для комментариев используется HyperComments