В скудно освещённом зале расставлены 25 штативов с закреплёнными на них невзрачными стеклянными пластинами. Но стоит зажечься маленькой лампочке над каждой из них, как внутри них оживут изображения. Уникальность их – в трёхмерном объёмном воспроизведении оригинального предмета. Если у обычной фотографии изображение плоское, так как она фиксирует лишь амплитуду световой волны, то светочувствительный материал голограммы регистрирует и волновую амплитуду, и волновую фазу, воспроизводя информацию о трёхмерной структуре объекта.
Осмотреть изображаемое можно с разных сторон, попробовав заглянуть за него и в него. В первую минуту не покидает чувство, что вы смотрите на саму вещь: настолько реальной она выглядит. Но уже в следующую придёт ощущение её призрачности – будто фантом существует по ту сторону бутылочно-жёлтого экрана.
Среди «Живых картин» есть британские и китайские, но большинство их создали физики санкт-петербургского Государственного оптического института имени С. И. Вавилова. Там феномен голографии исследуют примерно с середины XX века. Работы, представленные в музее, выполнены по методу советского физика Юрия Денисюка. Он в конце 1950-х, используя лазер видимого излучения, изобрёл трёхмерные голограммы на основе толстослойных фотоэмульсий и разработал способ их записи – во встречных световых пучках.
«В основе голографии – три фундаментальных положения оптики: волновая природа света, дифракция и интерференция. Линза расширяет луч лазера. Зеркало направляет его на фотопластинку. Через неё проходит часть луча и освещает объект. От него-то и отразится свет, формируя объектную волну. Вот она и опорная волна падают на пластинку с разных сторон. Это и есть схема на встречных пучках. В ней и регистрируется отражающая голограмма. Из сплошного спектра голограмма вырезает один или несколько узких участков и, по сути выполняя роль светофильтра, отражает их. Кстати, поэтому мы и можем видеть голографическое изображение в свете лампы или солнца», – объясняет научный сотрудник музея Елена Салькова.
Экспозиция представляет одноракурсные, двухракурсные, трёхракурсные и многоракурсное голограммы. Последняя, «Танцующие», демонстрирует эффект анимации. Главная героиня балета Чайковского, принцесса Одетта, лебедем парит на сцене Мариинки, приковав к себе тысячи зрительских глаз. Но, возможно, вас куда больше поразит голова воина с мельчайшей нюансировкой вплоть до отдельных волосков и пор или анатомические метаморфозы в духе Мэри Шелли, достигший просветления Будда (голограмма создана со статуэтки из фондов Эрмитажа) или грозящий хаосом разрушения дракон.
Выставку завершат 30 сентября.
Катерина Шаронова