11.12.2016, Воскресенье 09:09
  • 63,30
  • 67,21
  • 2,45
18 августа 2015 г. 14:23:52
БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
25 голографических картин экспонируют в Белгородском историко-краеведческом музее
Фото Владимира Юрченко

Даже не являясь ценным произведением искусства, голографическая картинка заслуживает внимания как физический феномен. Оценить его можно, посетив выставку «Живые картины».

В скудно освещённом зале расставлены 25 штативов с закреплёнными на них невзрачными стеклянными пластинами. Но стоит зажечься маленькой лампочке над каждой из них, как внутри них оживут изображения. Уникальность их – в трёхмерном объёмном воспроизведении оригинального предмета. Если у обычной фотографии изображение плоское, так как она фиксирует лишь амплитуду световой волны, то светочувствительный материал голограммы регистрирует и волновую амплитуду, и волновую фазу, воспроизводя информацию о трёхмерной структуре объекта.

Осмотреть изображаемое можно с разных сторон, попробовав заглянуть за него и в него. В первую минуту не покидает чувство, что вы смотрите на саму вещь: настолько реальной она выглядит. Но уже в следующую придёт ощущение её призрачности – будто фантом существует по ту сторону бутылочно-жёлтого экрана.

Среди «Живых картин» есть британские и китайские, но большинство их создали физики санкт-петербургского Государственного оптического института имени С. И. Вавилова. Там феномен голографии исследуют примерно с середины XX века. Работы, представленные в музее, выполнены по методу советского физика Юрия Денисюка. Он в конце 1950-х, используя лазер видимого излучения, изобрёл трёхмерные голограммы на основе толстослойных фотоэмульсий и разработал способ их записи – во встречных световых пучках.

«В основе голографии – три фундаментальных положения оптики: волновая природа света, дифракция и интерференция. Линза расширяет луч лазера. Зеркало направляет его на фотопластинку. Через неё проходит часть луча и освещает объект. От него-то и отразится свет, формируя объектную волну. Вот она и опорная волна падают на пластинку с разных сторон. Это и есть схема на встречных пучках. В ней и регистрируется отражающая голограмма. Из сплошного спектра голограмма вырезает один или несколько узких участков и, по сути выполняя роль светофильтра, отражает их. Кстати, поэтому мы и можем видеть голографическое изображение в свете лампы или солнца», – объясняет научный сотрудник музея Елена Салькова.

Экспозиция представляет одноракурсные, двухракурсные, трёхракурсные и многоракурсное голограммы. Последняя, «Танцующие», демонстрирует эффект анимации. Главная героиня балета Чайковского, принцесса Одетта, лебедем парит на сцене Мариинки, приковав к себе тысячи зрительских глаз. Но, возможно, вас куда больше поразит голова воина с мельчайшей нюансировкой вплоть до отдельных волосков и пор или анатомические метаморфозы в духе Мэри Шелли, достигший просветления Будда (голограмма создана со статуэтки из фондов Эрмитажа) или грозящий хаосом разрушения дракон.

Выставку завершат 30 сентября.

Катерина Шаронова


для комментариев используется HyperComments