14 августа 2018 г. 9:43:13

 

БелПресса
RUпроспект Славы, 100308009Белгород,
+7 472 232-00-51, +7 472 232-06-85, news@belpressa.ru
10 фактов о художественном руководителе Белгородской драмы Викторе Слободчуке
Виктор Слободчук. Фото из архива драмтеатра

14 августа художественный руководитель Белгородского государственного академического драматического театра им. М. С. Щепкина Виктор Слободчук отмечает 75-летие со дня рождения.

Кажется, его биография всем хорошо известна. Коренной белгородец, Виктор Слободчук 45 лет стоит у руля Белгородской драмы и 55 лет работает в сфере культуры и искусства области. Под его руководством театр стал академическим, коллектив регулярно участвует в престижных российских и международных фестивалях, проводит Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину», с труппой сотрудничают признанные мастера отечественной режиссуры и сценографии.

В день юбилея Виктора Ивановича мы собрали мало известные широкой публике факты его биографии.

Дважды рождённый, дважды названный

Он родился в только что освобождённом Белгороде. Город горел, мать была ранена в руку осколком случайного снаряда. Решили уходить из Белгорода в деревню. Мать везли на телеге с младшими девочками, а старшая сестра несла новорождённого на руках. Навстречу шли наши солдаты, один насмешливо спросил шестнадцатилетнюю Раису: «Что, немчурёнка несёшь?» Девчонке стало так страшно и стыдно, что она отнесла братишку в камыши, да там и оставила. И лишь пройдя километр, подумала: «Мамка заругает!» Вернулась и чудом в суматохе, где смешались, кони, люди, подводы, техника, отыскала и забрала свёрток с младенцем. Можно сказать, Слободчук родился дважды.

Кстати, и имени у него два. По документам – Виталий. По жизни – Виктор. Виталием новорождённого назвала мама в память об умершем старшем сыне. Соседские бабы стали её пугать: «Нехороший это знак, Анна! Зови его лучше Виктором». Имя Виктор было дано мальчику при крещении. И хотите – верьте в магию имен, хотите – нет, но оба имени стали квинтэссенцией характера и судьбы Слободчука. Ведь Виталий происходит от латинского vita (жизнь), а Виктор, как известно, победитель. Жизнелюбию Виталия Слободчука трудно не позавидовать, победительный азарт Виктора Слободчука и по сей день помогает ему одолевать самые трудные препятствия. Так что и живёт Виталий-Виктор за двоих, и работает всю жизнь тоже – за двоих.

Бетхович

Профессиональную карьеру Виктор Иванович начинал как музыкант, окончив музучилище по классу скрипки. А свой первый инструмент маленький Витя… нашёл. Скрипка работы немецкого мастера лежала в дорожной пыли, разбитая. Как она оказалась в белгородском предместье, на Песках, можно только догадываться. Инструмент отреставрировали, и с тех пор мальчишка не расставался со скрипкой, пошёл с ней записываться в музыкальную школу. Уходил за огороды и репетировал гаммы, упражнения, этюды… На Песках, где домашнее музицирование ограничивалось гармошкой или гитарой, где, как говорит сам Слободчук, каждый второй сидел, а кто не сидел, – готовился, пацан со скрипкой вызывал недоумение. Нередко Виктору приходилось защищать её от шпаны, порой – по просьбам местных авторитетов исполнять «Мурку». А потом он снова бежал за огороды и разучивал бетховенского «Сурка». Бетхович – так уважительно прозвали упёртого мальчишку песчанские жители.

 

Педагог музыкальной школы по классу скрипки Виктор Слободчук.
Педагог музыкальной школы по классу скрипки Виктор Слободчук.
Фото из архива драмтеатра

«Витя, ты можешь быть…»

«Витя! – завидев на другой стороне улицы соседского паренька Виктора Гридина (в будущем – баяниста-виртуоза, композитора, дирижёра, народного артиста РСФСР, художественного руководителя Государственного ансамбля «Россия», мужа прославленной певицы Людмилы Зыкиной), закричала учительница музыкальной школы Маргарита Михайловна. – В Белгороде музыкальное училище открылось. Иди поступай! И Витьке Слободчуку скажи, я его готовить к поступлению буду. Бесплатно!» 

Педагогом Слободчука в музучилище стал Александр Островский. Он скоро оценил музыкальную одарённость и трудоспособность своего студента и однажды сказал ему: «Витя, ты можешь быть. Но для этого нужно много работать». Эти слова учителя определили судьбу Виктора. Он оставался заниматься в учебном классе за полночь, подрабатывал частными уроками, играл в оркестре на танцах после спектаклей в областном драмтеатре. А Александр Абрамович с присущей ему деликатностью подкармливал упрямого юношу из бедной многодетной семьи, приглашая в свой дом на обеды.

«Покажи пример!»

После окончания музыкального училища Слободчук работал директором детских музыкальных школ – в Белгороде, Короче и Губкине. В возглавляемых им коллективах Виктор Иванович ввёл такое правило: на отчётных концертах с учениками должны обязательно играть и педагоги. Пусть это будет небольшое произведение, не самое сложное по технике, но учитель должен показать и своим ученикам, и их родителям, и коллегам, что он владеет исполнительским мастерством. Поначалу педагоги возмущались, сопротивлялись, но молодой директор был непреклонен, к тому же он и сам выступал на концертах. 

Впрочем, и этого Слободчуку показалось мало. Однажды он собрал педагогов и предложил: «У нас есть струнные инструменты, духовые… Давайте создадим в школе оркестр!» Нетрудно догадаться, что идея директора была реализована, и много-много лет спустя педагоги-музыканты вспоминали: «Виктор Иванович, какие замечательные были у нас тогда оркестры! Как нам нравилось играть в них!»

Самый молодой театральный директор

Слободчук мечтал вернуться в родной город. Начальнику областного управления культуры прямо сказал: «Я бы пешком пошёл в Белгород».

Руководство предложило Виктору Ивановичу возглавить Белгородский театр кукол – как раз после того как по его неустроенности прошёлся киножурнал «Фитиль». Новый директор добился перевода театра из подвала в другое здание, пробил документацию на строительство нового, а в феврале 1973-го его перебросили в Белгородскую драму. Так он стал самым молодым театральным директором в РСФСР.

 

Виктор Слободчук с супругой Галиной Михайловной.
Виктор Слободчук с супругой Галиной Михайловной.
Фото из архива драмтеатра

Белгородский драматический театр пребывал тогда в полуразваленном состоянии: материально-производственная база ветшала, коллектив был раздираем междоусобицами, а на сцене актёров было больше, чем зрителей в зале. Начинать приходилось с элементарных вещей: наведения порядка и укрепления трудовой дисциплины. Было дело, Слободчук выиграл спор с рабочими сцены: кто быстрее смонтирует декорации? Когда театр выезжал со спектаклями в другие города, директор сам ночами расклеивал афиши, утром шёл на планерку к начальству, потом – на встречи в трудовые коллективы, рассказывал, убеждал, агитировал… И собирал публику! А однажды на гастролях в труппе осталось 17 человек, остальных директор уволил – за систематическое употребление спиртных напитков в рабочее время. Действовать в таких ситуациях, убеждён Слободчук, необходимо беспощадно: «Я не гнулся никогда, говорил в глаза: «Вы случайны в этой профессии. Вы предатель»

«Белгород? Ах, да, рабочий городок по пути в Крым»

В 40 лет Слободчук понял, что зашёл в тупик, что ему, музыканту и выпускнику филфака, не хватает профессиональных знаний о театре. И отправился учиться на высшие курсы для директоров театров в ГИТИСе, к знаменитому профессору Геннадию Дадамяну. На два года пришлось оставить театр, чтобы слушать лекции, готовиться к семинарским занятиям, сдавать экзамены. А ещё смотреть спектакли в лучших театрах Москвы и Ленинграда, встречаться с великими мастерами режиссуры: Олегом Ефремовым, Андреем Гончаровым, Юрием Любимовым, Георгием Товстоноговым

Однажды Виктор Иванович попал на лекцию переводчика Виталия Вульфа, уже хорошо известного в театральных кругах, но пока не прорвавшегося на телеэкраны. Он увлекательно рассказывал о театре США, выдающихся драматургах, постановках по американским пьесам в советском театре. После лекции Слободчук поделился с ним мечтой поставить в белгородском театре спектакль по Теннесси Уильямсу. Виталий Яковлевич, изящно грассируя, с неподражаемой интонацией ответил: «Белгород? Ах, да, рабочий городок по пути в Крым… Помню… Что вы, в вашем театре этого не будет никогда. В столичных театрах не умеют ставить Уильямса!» В 2007 году автор и ведущий программы «Серебряный шар» Виталий Вульф приехал в Белгород на европейскую премьеру спектакля «Весенняя гроза» Т. Уильямса в постановке Александра Огарёва. Посмотрев его, Виталий Яковлевич сказал: «Этот спектакль – подвиг режиссёра и театра». 

 

Виктор Слободчук с режиссёром Юрием Иоффе.
Виктор Слободчук с режиссёром Юрием Иоффе.
Фото из архива драмтеатра

Артист? Давай диплом!

Все годы руководства театром Слободчук собирал труппу, способную решать сложные профессиональные задачи, труппу, которую сегодня театральные критики России называют коллекционной. Заманивал артистов в Белгородскую драму Виктор Иванович с присущими ему настойчивостью и смекалкой. Как‑то на ярмарке выпускников театральных вузов в Курске ему приглянулась актёрская пара – оба высокие, красивые, с хорошей школой… Пригласил на работу в театр. Но у ребят было также приглашение от Брянского драмтеатра, и поначалу они отправились туда. Директор пообещал обоим работу и однокомнатную квартиру. 

А потом на всякий случай решили съездить и в Белгород – на разведку. Виктор Иванович встретил претендентов с распростёртыми объятиями и сразу повёл в областную администрацию. «Вот, смотрите, какие орлы ко мне приехали, а вы театру квартиры не даёте!» – громогласно выступал он в одном из высоких кабинетов.

Потом обратился к молодым супругам: «Вы договор в Брянске подписали? Нет?! А дипломы с собой? Давайте их сюда, оформляем».

Дипломы у опешивших артистов Виктор Иванович забрал, положил в сейф и запер на ключ. А взамен отдал ключи от однокомнатной квартиры… Так стали работать в Белгороде будущая заслуженная артистка России Оксана Бгавина и будущий заслуженный артист России, главный режиссёр БГАДТ им. М. С. Щепкина Виталий Бгавин

«Вас в XXI век зовут, а вы упираетесь!»

В 1990-е годы российским театрам приходилось несладко. Государственное финансирование сокращалось, и, чтобы вписаться в рынок, многие директора пускались во все тяжкие, отдавая театры в аренду чуть ли не под казино. В отличие от коллег Слободчук в эти годы не сдал ни сантиметра площади здания под коммерческие проекты. Напротив, ему удалось вывести театр на новый творческий уровень.

Примечателен такой факт. Для постановки спектакля «Ромео и Джульетта» пригласили режиссёра Михаила Мокеева и сценографа Юрия Харикова. Художническая фантазия потребовала серьёзного перевооружения механики сцены. Цеха восстали: «Это невозможно, этого не может быть никогда». Режиссёр и художник уже были готовы попрощаться с творческим замыслом, но тут взял слово Слободчук. Обратившись к коллегам, он сказал: «Вас в XXI век зовут, а вы упираетесь!»

После этого Михаил Мокеев признался в одном из интервью: «Мне приходилось ставить в Лондоне на Вест-Энде. Должен сказать, что лондонским продюсерским конторам есть чему поучиться у белгородского продюсера театра Виталия Слободчука».

 

Виктор Слободчук в художественном цехе театра.
Виктор Слободчук в художественном цехе театра.
Фото из архива драмтеатра

Ночной переезд Щепкина

Не все белгородцы знают, что памятник Михаилу Щепкину первоначально был установлен не у театра, а перед Смоленским собором, рядом со зданием нынешней мэрии. Это произошло в 1988 году – в дни празднования 200-летия великого русского артиста. Слободчук тогда убеждал власти, что место Щепкина у театра, который носит его имя, но наверху решили, что Михаилу Семёновичу будет лучше под присмотром горкома партии. 

В 1998 году, в канун проведения III Всероссийского театрального фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину» Виктор Иванович совершил подвиг, достойный Геракла. Заручившись поддержкой областного руководства, он организовал ночной переезд памятника от мэрии к драматическому театру. 

«Да смешно вспомнить! – говорил Виктор Слободчук. – Во время первых фестивалей, в дни открытия сезона мы шли паломниками от театра к горадминистрации, чтобы поклониться Михаилу Семёновичу. Теперь он на своём месте, у себя дома!»

Результат всех помирит. Абэдэнц!

Всем членам команды Слободчука известен кодекс его профессиональных и жизненных правил. Вот некоторые из них: «Театр должен быть разным», «Действуй на опережение», «Режиссёр всегда прав», «Не прячься за партнёра», «Результат всех помирит», «Производство во всём должно идти за художником». И самый главный: «Театр начинается с актёра и заканчивается актёром. Режиссёр в театре – Его высочество. И есть только одно Его величество – актёр!»

А ещё у Слободчука есть свой глоссарий – словарь непонятных слов или общеупотребительных, но использующихся в другом смысле. Скажем, все знают, что любимым словом Виктора Ивановича является «интонация». Оно включает в себя как словарные значения, так и нечто большее. Интонация по Слободчуку – это то, что объединяет, подобно камертону задаёт настрой и высоту общения людей. А если интонация состоялась, из уст Слободчука звучит энергичное и громовое: «Абэдэнц!» Это можно толковать как финальный аккорд пьесы, сыгранной всеми присутствующими здесь и сейчас. Аккорд звучный, объединяющий и жизнеутверждающий!

 

Виктор Слободчук с артистами театра.
Виктор Слободчук с артистами театра.
Фото из архива драмтеатра


Справка. Виктор Слободчук – почётный гражданин Белгорода, председатель Белгородского отделения Союза театральных деятелей РФ, дважды избирался депутатом областной Думы. Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед землёй Белгородской» I степени, высшим знаком отличия Белгородской области «Коллекция памятных медалей: Прохоровское поле – третье ратное поле России» III степени; ему присвоены почётные звания «Заслуженный работник культуры РФ» и «Заслуженный деятель искусств РФ».


для комментариев используется HyperComments