Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 декабря 2015, 12:37
 Ирина Дудка 2688

Государство vs бизнес

Как не превратить диалог власти и предпринимателей в разговор слепого с глухим

Государство vs бизнес Фото Вадима Заблоцкого
  • Ирина Дудка
  • Статья

Дорасти до большого бизнеса малому предпринимательству мешают дороговизна кредитов и, как следствие, невозможность получения средств на развитие. Так считает большинство участников опроса, проведённого Гильдией предпринимателей малого и среднего бизнеса. В хвосте проблем оказались проверки, составление отчётности и коррупция в органах власти.

Копейка рубль принесёт

«Дорогая страховка, высокая залоговая база, дорогое обслуживание в банке и, конечно, общая экономическая ситуация в стране не способствуют развитию бизнеса, беспокоят предпринимателей и высокие неналоговые сборы», – озвучила результаты опроса представитель Гильдии предпринимателей Анастасия Гладкова.

Деньги дорогие не только в Белгородской области. На недавней всероссийской конференции, которую проводили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и газета «Ведомости», этот вопрос тоже был в числе наиболее значимых.

«На первом месте недостаток финансовых инструментов для поддержки малого и среднего предпринимательства, высокая стоимость кредитов, на втором – отсутствие личной и финансовой ответственности чиновников, мотивации работать на результат, – рассказал участник конференции, предприниматель Алексей Суворов. – В числе сдерживающих факторов рост налоговой базы, зависимость судов от исполнительной власти, подключение к энергоресурсам и неопределённость фискальной политики».

О том, что ставки кредитов непомерны, предприниматели говорят давно, но как раз этот аспект остаётся до отчаяния стабильным. На проходившем в мае форуме малого и среднего бизнеса бизнес-омбудсмен Андрей Минаев озвучивал итоги опроса Промсвязьбанка: 85,9 % предпринимателей хотели бы снижения процентных ставок.

Да что предприниматели! Банки и сами плачут, что каждый рубль им обходится в копеечку, но повлиять ни ситуацию в стране они не в силах. Ключевая ставка 11 %, депозиты под 5 % никто не принимает, поэтому российский бизнес может только мечтать о европейских 5–7 % годовых.

«Маржа, которую мы зарабатываем, ненамного выше, чем у банковских структур за рубежом, просто стоимость денег изначально у них существенно ниже, – разъяснил ситуацию директор Белгородского регионального филиала Россельхозбанка Алексей Киселёв. – Каждый рубль нам стоит денег. Весной мы привлекали депозиты под 24 %, а зимой вообще доходило до 29 %, чтобы удержать денежную массу в нацвалюте. Банки, по сути, выполняли государственную задачу, связанную с денежно-кредитным регулированием».

Ещё одним фактором, влияющим на размер ставок, банкиры называют неблагонадёжных заёмщиков: люди обращаются за деньгами, смутно представляя на чём, собственно, они будут зарабатывать. Риски невозврата, конечно, закладываются в процентные ставки.

Не интересны

«Сейчас брать кредиты не под что. Проекты, которые бы окупали такие проценты, единичны, покупательская способность упала в два раза», – констатирует предприниматель Вячеслав Саломасов, работающий в сфере телекоммуникационных услуг.

В этой ситуации банки вынуждены идти к тем, кто раньше им был не особо интересен, – малому и микробизнесу. Но, снижая планки по суммам и срокам займа, пересматривая условия их выдачи, тем не менее, большие финансовые институты по-прежнему далеки от реалий. Минимум, который определило государство для микробизнеса, сам бизнес называет заоблачным: 120 млн рублей выручки в год. Отталкиваясь от этих критериев, строятся и все остальные расчёты, включая кредитную политику.

«Разрыв в понятиях у нас с банками колоссальный, – констатирует Андрей Александров, он работает в сфере компьютерных услуг. – Я бы хотел видеть линейки кредитов для тех, у кого нет даже миллиона выручки в месяц. Для того чтобы «мелочь» могла масштабироваться: кто-то открыл вторую, третью парикмахерскую или магазинчик. Вот это и есть микробизнес».

Вот и получается, что те, у кого выходит меньше 10 млн рублей выручки в месяц, банкам не интересны.

«У нас сеть магазинов канцтоваров, мы работаем с НДС, а это значит, что белая вся входящая и исходящая бухгалтерия. У меня 15 сотрудников, у них вся зарплата белая, это огромная статья расходов по пенсионному фонду. Денег остаётся мало, бизнес малорентабельный, и я для банкиров не интересна», – констатирует предприниматель Елена Золотарёва.

Деньги есть, желающих нет

Одной рукой государство забирает, а другой даёт в виде господдержки. Но исполнительный директор Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Олег Колесников констатирует: денег много и условия замечательные, а люди не идут.

«У нас по займам ставки от 5 до 14 %, причём для начинающих без залога до 500 тыс. рублей, отсутствие понижающих коэффициентов, если есть залоговое обеспечение, кредитование до 5 лет, – рассказал он. – Мы вводим и новые продукты. С 2016 года можно будет оформить инвестиционный заём до 5 млн рублей при ставке 12–14 % на приобретение оборудования, которое может стать залоговой базой. Есть займы для сельхозников: до 1 млн рублей под 5 % сроком до одного года. Но предпринимателей мало, нет повторных обращений к нам, хотя это очень выгодно».

По его словам, в этом году по грантам выдали 13 млн рублей, по лизингу – 25,5 млн рублей, на субсидирование процентной ставки – 13 млн.

Важный момент: желающий получить деньги на развитие обязан зарегистрироваться в качестве предпринимателя, создать новые рабочие места. Новоиспечённый предприниматель уже всем должен: налоговые, неналоговые сборы, отчисления в пенсионный фонд и прочее. Он полноценный участник рынка, и обязательств с него никто не снимает. Плюс отчётность: куда потратил выделенные государством деньги, на что, покажи чеки. Понимая это, молодые-креативные не стремятся в вольное плавание.

«Только 6 % молодых людей хотят идти работать в малый бизнес, а раньше было и 30, и 50, и 70 %, – привёл статистику бизнес-омбудсмен на том же форуме. – Молодёжь хочет работать в госсекторе, корпорациях, понимая, что там больше зарплата, есть соцпакет и возможность быстро обогатиться без особых усилий и рисков».

Как развиваться

В России малый бизнес производит только 20 % ВВП, в нём занято 10 млн человек. При этом ключевые сферы деятельности в основном там, где прибыль можно получить при минимальных затратах: торговля и сфера услуг. К примеру, в Италии малый бизнес составляет 80 % ВВП и занято в нём столько же процентов экономически активного населения. В Японии в эту сферу вовлечено 70 % работающего населения, они формируют 60 % ВВП. В США – 50 % и столько же работающего населения.

В Белгородской области в этом секторе занят практически каждый четвёртый трудоспособный житель. На 1 января 2015 года зарегистрировано 72,5 тыс. малых и средних предприятий. Многочисленные рейтинги ставят регион в лидеры по условиям ведения бизнеса, но сами бизнесмены и исследователи видят массу неразрешённых проблем.

«Деятельность многих предприятий малого и среднего бизнеса нельзя признать достаточно эффективной, значительная доля предприятий этого сектора имеет невысокую производительность труда, использует недостаточно квалифицированный персонал, не имеет возможности вкладывать средства в охрану труда, собственное развитие. Причина – недостаточность оборотных средств, низкая доходность, изменение законодательства и принятие административных решений, ухудшающих положение предпринимателей», – констатируют в своём исследовании о состоянии малого и среднего бизнеса в Белгородской области авторы из БГТУ им. В. Г. Шухова: доктор экономических наук Юрий Селивёрстов и кандидаты экономических наук Александр Левченко и Наталья Королёва.

«Нужен экспертный совет или коалиционный общественный орган, который бы разработал дорожную карту развития малого бизнеса и выработал решения для отдельных его проблем», – предлагает Анастасия Гладкова.

Для взаимодействия бизнеса и власти уже есть АСИ, его ветвь – Национальная предпринимательская инициатива, региональная экспертная группа, советы предпринимателей на уровне муниципалитетов, общественные представители, бизнес-омбудсмен... Словом, формы для взаимодействия есть, но самого взаимодействия мало. Похоже, у предпринимательского сообщества явный кризис доверия к ним.

«Экспертный совет, о котором мало кто слышал, есть, и работа по поддержке ведётся, только людьми, работающими не в малом бизнесе, а с малым бизнесом, – подвела итог Анастасия Гладкова. – Все: и кадровики, и чиновники, и банкиры – знают как надо, могут дать много дельных советов и много рассказывают, как они работают в этом направлении. Только отчего-то не растёт малый бизнес. Может, стоит серьёзно задуматься и понять, что эти схемы не работают и имеющиеся структуры и механизмы, скорее, мёртвые, чем живые?»

Правительство ставит задачу нарастить долю занятых в малом бизнесе до 50 % населения, а значит, на местах нужны такие условия, которые бы не отпугивали потенциальных предпринимателей, а стимулировали. И лучше всех о них могут рассказать сами бизнесмены. Поэтому сторонам вынужденно или добровольно, а точки соприкосновения искать придётся.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×