Второй фестиваль
Осенью 2011-го его провели впервые. Как раз в октябре, когда Станиславу Косенкову исполнилось бы 70 лет (появился на свет 11 октября в селе Рождественка). Много лет близкие коллеги, поклонники феномена Станислава Косенкова высказывали идеи фестиваля, ему посвящённого. И наконец, правительство Белгородской области такой фестиваль учредило и воплотило совместно с белгородскими Союзом художников России, художественным музеем и мемориальным музеем-мастерской Косенкова, обратив внимание на наследие мастера.
Особое место в фестивальной программе занимает двухдневная конференция «Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции», в рамках которой обсуждают исследования, связанные с творчеством Станислава Степановича, и проблемы культурного ландшафта российской провинции. Но выставочные проекты и в первый раз, и в этот – суть есть Косенковский фестиваль.
Почему три с половиной выставки? Первой открыли экспозицию по итогам межрегионального конкурса, традиционно предшествующего фестивальным событиям (1 октября). Более трёх сотен произведений и почти 200 авторов из Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской областей, а также украинского Луганска – несмотря на жёсткий отбор, произведений оказалось столь много, что их разместили сразу в двух арт-пространствах: художественном музее и «Родине». Во второй фестивальный день белгородцы стали свидетелями и вовсе уникального вернисажа – из Кирова в наш город привезли ксилографии из серии «Малые Страсти» Альбрехта Дюрера. А несколько часов спустя всех пригласили в музей-мастерскую Станислава Косенкова, где перед зрителями предстала центральная тема художника – ребёнок, детство.
Сколки времени
Выставка по итогам конкурса невероятно эклектична (до 26 октября): от видов искусства, здесь представленного (живопись, графика, декоративно-прикладное, театрально-декорационное, скульптура малой формы), жанров (портреты, пейзажи, натюрморты, абстракции) до смысловой и эмоциональной наполненности каждой из работ.
В день её вернисажа наградили и победителей конкурса: I степень – Иван Чернышёв («Без наследников», живопись) и Гиви Калмахелидзе («Две лодки» – «Два монаха» – «Три колокола», графический триптих), II – Юрий Астапченко («Танцовщица», бронзовая скульптура), Леонид Руднев («Осенний мотив», живопись), Владимир Аксёнов («Сухарево», графический цикл), Юрий Болотов («Святые места России. Суздаль», живопись), III – Лидия Скаргина («Македонская экспрессия», живопись), Анатолий Костянников («Голгофа. Памяти художника РФ С. С. Косенкова», живопись), Евгений Щеглов («Портрет Галины», живопись), Владимир Кутявин ( «Корсунская Богородица», икона), Галина Аксёнова («Натюрморт с тремя зёрнами» и «Натюрморт с чашей», ДПИ), Владимир Желобок («Вечер в Хотмыжске», живопись).
«Счастлива тем, что имя Косенкова сегодня объединяет творческих людей, даёт им возможность лишний раз пообщаться друг с другом, показать, чего каждый достиг. Надеюсь, что имя Станислава Степановича, его произведения станут стимулом для тех художников, кто творит сегодня, кто может принять эстафету, нравственную и содержательную. И кто чувствует ответственность за время, в котором мы живём, за всё, что сейчас происходит. На этой выставке невероятно много потрясающих произведений, выполненных художниками-профессионалами, но мало таких, которые бы затрагивали проблемы сегодняшней жизни», – считает Анна Косенкова, вдова художника и заведующая его музеем-мастерской.
Соглашаюсь с Анной Константиновной (каждая из работ самого Косенкова как сколок времени, его эпохи, который между тем сегодня не перестаёт звучать современно и своевременно), и вместе мы идём по экспозиционному залу белгородского художественного музея, рассматривая его экспонаты.
Видим картины луганского живописца Артёма Фесенко из серии «Беженцы».
«Беженцы – вот же она, тема наших переживаний. Ведь к украинским событиям мы не можем относиться спокойно – это наша всеобщая боль», – комментирует Косенкова.
Пересекаем зал. На пути – скульптура «Власть» Александра Вагнера (Липецк).
«Иносказание на все времена. Всякий раз Вагнер создаёт произведение на актуальную тему», – делится Анна Константиновна.
И подходим к работе «Голгофа» автора из Орла Анатолия Костянникова.
«Это не только поклон Славе (речь о визуальном цитировании «Мой дом» из серии «Детство» Косенкова), это повествование о той великой миссии, которая предначертана художнику – ведь любой творец несёт свой крест. Это о конкретном художнике, о себе самом и обо всех», – поясняет вдова Станислава Степановича.
«Мальчиком, бегущим резво, я предстану вам…»
Несколько переиначенной цветаевской строчкой Анна Косенкова назвала новую экспозицию в музее-мастерской своего мужа – собственно его печально-пронзительную и одномоментно светлую выставку графики.
«Мы собрали те работы, где ярко выражено отношение Станислава Степановича к детству. К ребёнку», – скажет о её концепции вдова художника.
1 октября, открытие межрегиональной выставки. Транслируют фильм о Косенкове. Высокий лоб, глубокий, обременённый тайным знанием взгляд – человек, склонённый над листом, обладает некой притягательной силой, определённо носит отпечаток «исключительной духовной жизни». И этим, и ещё чем-то неуловимым напоминает Достоевского, чьи произведения он так много иллюстрировал (за серию листов к «Преступлению и наказанию» и «Бедным людям» получил золотые медали на международных выставках в Чехословакии и Германии) и чью философию с каждой иллюстрацией всё больше постигал, воспроизводя больше не фабулу романа, а его интертекст.
Конечно, Достоевский не единственный автор, которого иллюстрировал Косенков. Книжная иллюстрация – для него жанр особый, в нём он не скован, многообразен, «чудит, как хочется». Скажем, обращался он к Пушкину – возникла удивительная графическая серия «Руслан и Людмила». Исследователь творчества Косенкова, научный сотрудник его музея-мастерской Вера Пушкарёва отметит: «Трагический, мучительно деформированный мир Достоевского уравновешен пушкинской гармонией» («Человек есть тайна…»).
А ещё Лесков («Житие не одной бабы»), Алексей Прасолов (иллюстрации к его поэзии «Жить прожить…», их вы найдёте в музее-мастерской – прим. авт.), Евгений Носов («Красное вино победы»), Евгений Дубровин («В ожидании козы») и др. – он проиллюстрировал более 50 книг русской и зарубежной классики, современных авторов.
Но именно с Достоевским Косенков совпадёт в своих основных мировоззренческих оценках этого мира. И в первую очередь это касается «слезинки ребёнка» – никакая божественная гармония не искупит зло, причинённое детям. И именно с этих позиций он описывал жизнь маленького человека, безгрешного и чистого, его боль, его страдания. Вот он – косенковский «золотой» мальчуган, стоит босыми ногами на пространстве бугра и вглядывается вдаль. Там – его дом, в который ему уже никогда не суждено войти (насыщенно синий цвет разделяющего их пространства, переходящий в особый для Косенкова фиолетовый, указывает уже на свершившийся переход героя в инобытие).
Лично для меня «Мальчиком, бегущим резво…» начинается именно с этой, уже упомянутой гравюры «Мой дом», с неё выстраивается галерея образов чистых и безгрешных, воплощённая великим художником-мыслителем Станиславом Косенковым.
Экспозицию можно оценить до 15 марта.