Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 июня 2023,  16:48
 3001

«Оперная точка». Белгородская филармония завершила 56-й концертный сезон

14 июня на суд белгородских зрителей представили концертный вариант знаменитой оперы Сергея Рахманинова «Алеко»

«Оперная точка». Белгородская филармония завершила 56-й концертный сезонСветлана ЛомоносоваФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Рахманиновскую одноактную оперу по поэме Александра Пушкина «Цыганы» поставили впервые в Большом театре в 1893 году. Так что белгородским музыкантам удалось отметить сразу два юбилея – 130 лет со дня первой постановки оперы и 150 – со дня рождения великого русского композитора.

Высокая планка

Прошедший музыкальный год в филармонии белгородские зрители вспоминают с благодарностью. В памяти останется множество ярких и запоминающихся программ и проектов. Самые крупные и интересные – Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья», Шереметьевские музыкальные ассамблеи, которые в этом сезоне посвятили 90-летию Родиона Щедрина, I Международный славянский органный фестиваль, а также Парад дирижёров оркестров народных инструментов, который прошёл с большим размахом при поддержке Российского фонда культуры.

«Все мероприятия, которые нам удалось провести, подняли сезон на очень высокую планку профессионализма и культурного уровня нашего региона, – отметила директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха. – Однако для наших артистов этот год оказался непростым: приходилось работать в госпиталях, в пунктах временного размещения, то есть на площадках, которые не предназначены для концертов. И всё же наши музыканты выступали с удовольствием, с открытым сердцем, чтобы помочь людям, которые тоже нуждаются в искусстве».

Большую музыкальную точку в завершение сезона поставил концертный вариант оперы Сергея Рахманинова «Алеко». Это своеобразный подарок к 150-летию со дня рождения композитора. 

 

Действующие лица

Жемчужина постановки – солистка филармонии Светлана Ломоносова. Она знакома белгородскому зрителю, который всегда отличает её проникновенное сопрано, её манеру чувственно исполнять самые различные музыкальные жанры – от романсов и песен до классики разных эпох и стилей. 

Не впервой вокалисту браться и за оперный репертуар – в творческом багаже певицы такие оперные героини, как Серафина («Колокольчик» Г. Доницетти), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Лиза («Пиковая дама» П. И. Чайковского), Норина («Дон Паскуале» Г. Доницетти). И Земфира из «Алеко» С.В. Рахманинова для неё тоже знакомый материал:

«Это одна из моих любимых партий и один из любимейших композиторов, – рассказала журналистам перед выходом на сцену Светлана. – Партию Земфиры я уже пела лет 14 назад. Героиня под стать моему характеру, моему голосу. Но сейчас я обрела её по‑новому, это совсем другой посыл, который я хочу показать сегодня зрителям». 

 

 

Это в полной мере относится ко всем исполнителям, кто участвовал в концертном исполнении оперы. Народный артист России Евгений Григорьев, заслуженная артистка России Нина Стрижова, солисты Московского театра «Новая опера» Артём Гарнов и Сергей Писарев – всем им пришлось присутствовать на сцене одновременно, вместе с симфоническим оркестром под управлением заслуженного деятеля искусств РФ Рашита Нигаматуллина, а также солистами академического хора (главный дирижёр – Елена Алексеева). 

Большой зал филармонии и на этот раз был переполнен. Но и сцена едва уместила 120 музыкантов и исполнителей – именно столько человек задействовано в постановке. Однако все исполнители арий смотрелись на сцене даже без костюмов и декораций очень органично, каждый прожил внутренне своего героя и порадовал публику блестящим вокалом. 

Роль Алеко – главного мятущегося персонажа оперы – досталась Артёму Гарнову, и прекрасный баритон блестяще справился с задачей: его полный противоречий персонаж покорил зрителей с первых минут, а также снискал заслуженные крики «Браво!».

 

«Певцы, которые служат в оперном театре, обязаны проникаться персонажем, которого поют, – рассказал перед премьерой вокалист. – Мой герой ревнив, властен, самолюбив, в конце проявляется и чувство сожаления, он способен на него. Я сам в жизни достаточно эмоциональный человек, поэтому мне интересно исполнять эту партию. И потом Рахманинов – очень глубокий композитор, в его произведении очень много переключений, которые требуют постоянного и пристального внимания – к каждой ноте, к каждому такту, к партнёрше, к дирижёру», – признался Артём Гарнов.

Он считает роль Алеко равной среди равных в своём музыкальном арсенале, где есть такие герои, как Онегин из одноимённой оперы Чайковского, Валентино из «Фауста» Гуно, Энрико из «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, Курвенал из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера и многие другие.

Среди приглашённых вокалистов для постановки концертной версии оперы солист «Новой оперы» – тенор Сергей Писарев. Коллеги по сцене особо отметили исключительную окраску голоса, который представлял высокую партию молодого цыгана с настоящим накалом и страстью. И конечно, публика рукоплескала своему любимцу – солисту филармонии, народному артисту России Евгению Григорьеву, убедительно и характерно исполнившему роль старого цыгана. 

 

 

Филармонический сезон завершился, но работа у служителей муз будет кипеть все три летних месяца. Посетителей ждёт специально разработанная программа, которая так и называется – «Лето в филармонии». Она рассчитана на самого разного зрителя, в афише – детские программы, вокальные вечера и романсы для старшего поколения, джаз – для молодых.

Арина Беседина 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×