Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 июня 2022,  15:43

#ДержиИнтонацию. В Белгороде прошёл первый региональный театральный фестиваль

С 24 по 26 июня свои премьерные спектакли представили семь театральных коллективов из Белгорода, Старого Оскола и Губкина

#ДержиИнтонацию. В Белгороде прошёл первый региональный театральный фестивальФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

От пробы пера до спектакля-бенефиса, от русской народной сказки до бессмертного Мольера, от Белгорода до Старого Оскола – такую «Интонацию» впервые задало в этом году белгородское отделение Союза театральных деятелей России при поддержке регионального министерства культуры.

Выигрывает зритель

В программу фестиваля включили спектакли, поставленные в театральном сезоне 2021–2022 годов. Официально он завершился во всех театрах региона (за исключением Белгородского государственного театра кукол), но у зрителей появилась возможность ещё раз попасть на постановки, которые они, возможно, так и не успели увидеть за сезон, или побывать на премьерном спектакле театра из другого города. 

За три фестивальных дня на чётырёх сценах – в БГИИК, в детской школе искусств № 1, в театре кукол и театре драмы прошло семь спектаклей. Кроме этого, в программу фестиваля включили творческие встречи с режиссёрами Ириной Сухановой и Максимом Меламедовым и лекцию театрального критика Ольги Сенаторовой

 

 

Аналитик театра, гендиректор творческо-координационного центра «Театр-Информ», член правления Международного театрального фестивального союза Ольга Сенаторова возглавила на «Интонации» экспертный совет. 

«Я много лет знаю театральный Белгород – это действительно город, в котором культивируется театральное искусство. Этому способствует талант людей и их чувство ответственности перед теми, кто приходит в зрительный зал. И зрители растут, развиваются, задают интересные вопросы, бывает нестандартная зрительская реакция – я за этим наблюдала на спектаклях. Поэтому мне кажется, что идея провести фестиваль вызревала. А то, что появилось стремление масштабировать пространство общения общекультурного, театрального, – это естественный процесс развития», – отметила она. 

Председатель экспертного совета фестиваля Ольга Сенаторова (справа) Председатель экспертного совета фестиваля Ольга Сенаторова (справа) / Фото: Павел Колядин

 

По её словам, сейчас в России есть около 40 региональных театральных фестивалей, и белгородский теперь присоединился к этому списку. Однако Сенаторова подчеркнула: у организаторов фестиваля есть своё представление о его формате:

«Для меня это видение в его названии. «Интонация» – это то, что я много раз слышала из уст Слободчука (худрука БГАДТ им. М.С. Щепкина – прим. авт.). Для меня в нём некое обаятельное начало заключено. С другой стороны, я смотрю, как высказывается, как строится фестиваль, и понимаю, что это понятие «интонация» для фестиваля принимает ещё и общекультурное значение». 

Чтобы выразить время, чувства, нюансы отношений и своего видения человека, действительности, по словам Ольги Сенаторовой, надо сначала воспринять:

«То есть интонация – это понятие, которое мотивирует и к изучению жизни, и к изучению искусства, и того, как реагирует сегодня мир на те или иные явления. Из бытового, приятного слова выросло очень значимое понятие для искусства и для нашего бытия». 

Время Тартюфов и Оргонов

Фестивальный показ спектаклей 26 июня завершил «Тартюфом» Старооскольский театр для детей и молодёжи им. Б. И. Равенских. К 400-летию драматурга Жан-Батиста Мольера на старооскольской сцене его поставил московский театральный режиссёр, выпускник ГИТИСа Максим Меламедов. 

«Тартюф» – вторая работа Меламедова в театре Старого Оскола. Его первым спектаклем там стал «Смердяков» по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Перед спектаклем Максим Меламедов встретился со зрителями в Белгородской драме. 

Рассказывая о премьерной постановке, он отметил: комедийная пьеса более чем 350-летней давности на самом деле сегодняшнего дня. 

«Мне не нравится, когда говорят: «Эта пьеса актуальна». Мне больше нравится, когда говорят: «Эта пьеса сегодняшняя». Сегодняшнее время – на безумных скоростях. И с этим контекстом надо справляться, люди непринимающие всё равно должны будут принять это время», – объяснил Меламедов. 

 

Оригинальное, мольеровское название – «Тартюф, или Обманщик». Завязка действия такова: парижанина Оргона подкупает своими скромностью, благородством, набожностью и бескорыстием молодой человек Тартюф. Своих домашних, пытающихся уверить его, что Тартюф не так уж и кристально порядочен и честен, Оргон считает неблагодарными людьми. Не раскрывая всех карт до спектакля, режиссёр отметил: в постановке ему хотелось поговорить прежде всего о людях обманывающихся.

«Не тех, которые обманывают, а тех, которые обманываются. Легко сказать: «Меня обманули, он виноват», – немножечко ответственность снимается. А трудно себе признать: «Что же я наделал?..» Вот с этим интересно поработать и поразмышлять над своими демонами, над своими пороками. Поэтому для меня сегодня время не тартюфов – для меня время оргонов. И я часто бываю Оргоном, и Тартюфом, и Дон Жуаном – нам нравятся разные роли. Но в общем контексте осознаёшь, что ты чего‑то не можешь понять и просто ответить, почему вот так вышло», – рассказал Максим Меламедов.

 

В подзаголовок своей постановки он вынес определение «Пороки». 

«Все мы знаем Тартюфа и Оргона: один обманывает, другой – обманывается. Но в пьесе много персонажей, и у каждого – свой порок. И мы их хотим достать», – объяснил Меламедов.

И свой порок в спектакле находится у каждого. Безусловно, авторское решение, где каждый герой видит себя настоящего как будто в зеркале, оценили зрители. Любопытно, что каждое из отражений воплощает не артист, а многоликий машинист сцены старооскольского театра Даниил Сторожев

 

Таланты и поклонники 

В финале фестиваля дипломами отметили спектакли и занятых в них артистов. 

Так, спектакль «Скажи мне что‑нибудь на твоём языке» по рассказам Виктории Токаревой, сыгранный студентами 3-го курса кафедры актёрского искусства БГИИК (мастер курса – народная артистка РФ Марина Русакова) получил диплом за верность традициям русской школы актёрского искусства. Постановка «Vinsent. Начало» по роману «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна любительского театра-студии «Новая сцена» (режиссёр – Ольга Михайлова) удостоилась диплома за синтез искусств в решении темы призвания художника. 

За страстный призыв к восхождению человеческой души к свету поощрили спектакль «Сотворившая чудо» Юрия Маковского по одноимённой пьесе Уильяма Гибсона. Он стал бенефисом заслуженной артистки РФ Оксаны Бгавиной в Белгородской драме этой весной. Отдельным дипломом отметили актёрский дуэт Оксаны Бгавиной и Дарьи Купавцевой за роли Энн Салливан и Хэлен Келлер

 

 

Спектакль «Гуси-Лебеди, или Привередница» Белгородского театра кукол в постановке Якова Мера удостоили диплома за яркое сценическое воплощение русского фольклора и благородное отношение к памяти ушедших коллег. Артистка Светлана Щебенькова за роль Сказительницы в спектакле получила отдельный диплом. 

Постановку Ирины Сухановой «Хандрить по‑русски» по пьесе Николая Некрасова «Осенняя скука» в Губкинском театре для детей и молодёжи отметили за нескучное сценическое решение философских аспектов русской хандры. Выделил экспертный совет и роль Ирины Сухановой – Аграфену-ключницу. Спектакль «Огниво» детского музыкального театра ДШИ № 1 Белгорода в постановке Андрея Зотова отметили дипломом за яркое содружество муз в звучании спектакля. 

«Тартюфа» из Старого Оскола удостоили диплома за смелость «держать зеркало перед природой, показывать доблести её истинное лицо и её истинное – низости, и каждому веку истории – его неприкрашенный облик». Также эксперты отметили актёрскую работу Андрея Костикова за роль Оргона в спектакле. 

 

«То, что выкристаллизовывается в эти фестивальные дни, очень важно для людей театра прежде всего, и не во вторую очередь – для зрителей. Те, кто начинает сегодня, и те, кто отдалён от областного центра, разговаривают друг с другом, ищут новые понятия в нём в театральном языке, говорят о нестандартном театральном формообразовании, и это становится достоянием всего театрального круга области, – подвела итог «Интонации» Ольга Сенаторова. – А каков социальный эффект этого профессионального развития? Тот, что зритель будет получать со сцены полноценную художественную картину».

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×