Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 июня 2020,  18:09

Художник, поймавший Мурзилку. В Белгороде хранятся три рисунка Аминадава Каневского

Работы известного иллюстратора детских изданий «Белгородская правда» нашла в художественном музее

Художник, поймавший Мурзилку. В Белгороде хранятся три рисунка Аминадава КаневскогоАминадав Каневский и его МурзилкаФото: murzilka.org
  • Статья

Белгородские музеи не отдыхали даже в карантин. Фонды пополнялись новыми поступлениями, музейные сотрудники их изучали и описывали, готовили проекты новых выставок. Так что хранилища культурных ценностей встречают посетителей сюрпризами.

Сокровища СССР

В прошлом году изрядно пополнилась коллекция Белгородского государственного художественного музея (БГХМ) и Белгородского государственного литературного музея. Приказом Министерства культуры РФ в фонды БГХМ передали 783 предмета изобразительного и декоративно-прикладного искусства и 650 предметов – в литературный музей.

«Это предметы из коллекции Международной конфедерации Союзов художников (МКСХ), – поясняет старший научный сотрудник художественного музея Наталья Гончаренко. – Она была образована в 1992 году вместо прекратившего свою деятельность Союза художников СССР. В неё объединились союзы художников всех новообразованных стран, кроме бывших советских республик Прибалтики. Несмотря на распад СССР, все они не могли полноценно существовать без объединяющей роли Москвы и открывающихся при этом возможностей. Кроме материальных ресурсов, здания Центрального дома художников в Москве на Крымском Валу, МКСХ владела более чем 50 тысячами произведений советских художников. Но в 2017 году она также была ликвидирована, и её коллекцию решили раздать музеям России. В том числе и нам».

Талант нравиться детям

Бесценное наследие Союза художников СССР из фондов ликвидированной МКСХ – это работы тысяч художников, среди которых немало знаменитых. Таких, например, как Аминадав Моисеевич Каневский (1898–1976). Его имя необычно лишь для тех, кто не читал Библию. Оно встречается в Ветхом Завете. А биография Аминадава Каневского могла бы стать сценарием для фильма, охватывающего эпоху от дореволюционной России до времён развитого социализма.

Родился он в Елисаветграде (в СССР это Кировоград Херсонской области, а ныне – Кропивницкий), спустя год семья переехала в Екатеринослав (Днепропетровск, сейчас – Днепр). Учёба в гимназии небогатой семье была не по карману. И двенадцатилетний Аминадав стал работать.

Он был подмастерьем у фотографа, потом посыльным, подсобным рабочим на заводе. У кустаря-игрушечника выпиливал и раскрашивал фанерных зверей и птиц. В 1917 году – во время Первой мировой войны – Аминадав Каневский служил в царской армии. А в 1920-м пошёл добровольцем в Красную армию.

Он рисовал везде и всюду. И в 1921 году прямо из воинской части был командирован учиться в знаменитый ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, где преподавали знаменитые художники. Кстати, даже литературный Остап Бендер, устраиваясь художником на пароход «Скрябин», рекомендовался выпускником ВХУТЕМАСа.

 

Иллюстрация Каневского к «Золотому ключику»Иллюстрация Каневского к «Золотому ключику»

 

Аминадав Каневский работал во множестве жанров. Его документальные зарисовки могут заменять фотографии московской жизни 1930‑х годов. Писал портреты и сюжетные картины. Его карикатуры печатали газета «Комсомольская правда», журнал «Крокодил» и другие издания. Заслужил все мыслимые для художника советские награды, стал академиком.

Но особенно прославился как иллюстратор детских книг. Как не каждый писатель может писать для детей, так и не каждому художнику дано создавать рисунки, которые нравятся малышам. Каневский обладал таким талантом. Книги с его рисунками выходили миллионными тиражами.

Он иллюстрировал «Золотой ключик» Алексея Толстого, «Мойдодыр» Корнея Чуковского, произведения Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Чехова, Маяковского, Маршака, Катаева, Носова, Агнии Барто.

И создал образ знаменитого Мурзилки – жёлтого пушистого зверька в красном берете, чьим именем был назван старейший в мире детский журнал, выходящий с 1924 года по сей день. В номере 7 за 1937 год в «Мурзилке» было напечатано «Экстренное сообщение»:

«Наконец‑то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку – там ты увидишь Мурзилкин портрет».

До 1959 года Мурзилка был разным – например, в номере 7 за 1941 год это пионер в жёлтой рубашке и с рыжими волосами. Но с 1959 года классический Мурзилка стал бессменным символом журнала.

 

Обложка журнала «Мурзилка» № 7 за 1937 годОбложка журнала «Мурзилка» № 7 за 1937 год / Фото: из открытого архива журнала

Три карикатуры

В Белгородском художественном музее хранятся три работы Аминадава Каневского. Они выполнены на бумаге тушью и акварелью.

Карикатура «А чего ты из цирка сбежал?» относится к 1950–1960-м годам. На ней заяц косит траву, лисица работает граблями. Истолковать рисунок можно как ироничный выбор между работой в цирке и на вольных хлебах.

А карикатуры «Шёл волшебник» и «И Деникина, и Врангеля» датированы 1920-ми годами. На первой – двое мужчин в чёрных одеждах взбираются на гору с мирным пейзажем. В нём без труда узнаётся собирательный образ Крыма.

На второй – те же персонажи падают в воду с такой же обрывистой скалы под натиском Красной армии, которую символизируют знамёна. На заднем плане уплывает в море пароход с белой эмиграцией.

Остролицый барон Пётр Врангель в черкесской одежде узнаваем без труда. А у генерала Антона Деникина почему‑то поросячий пятачок.

«Работы явно взаимосвязаны, – поясняет Наталья Гончаренко. – Скорее всего, в этой серии недостаёт какого‑то рисунка или даже нескольких рисунков. Для какого издания эти карикатуры были сделаны – пока неизвестно, будем проводить исследование. Возможно, это иллюстрации для журнала или целого литературного произведения. А рисунок с зайцем и лисой, скорее всего, был сделан для журнала «Пионер».

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×