Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 марта 2016, 19:21
 Анна Кущенко 4262

Нарисованы так, что можно разговаривать

Белгородцы могут познакомиться с творчеством знаменитого портретиста

Нарисованы так, что можно разговаривать Портрет монахини Адрианы (справа). Фото Владимира Юрченко
  • Анна Кущенко
  • Статья

В Белгородском художественном музее 23 марта открылась персональная выставка народного художника СССР, мастера классической реалистической живописи Александра Шилова.

Возможностью увидеть полотна прославленного художника в первый же день воспользовались более сотни горожан, включая губернатора Евгения Савченко.

На плечах исполинов

«Они сражались за Родину» – уникальный масштабный выставочный проект. В 2012 году президент России Владимир Путин посетил Московскую картинную галерею народного художника СССР Александра Шилова и, увидев полотна, изображающие тех, кто спас нашу страну, сказал, что выставку необходимо провезти по городам-героям и городам воинской славы.

«В 2012 году эта выставка посетила первый город-герой – Волгоград. На сегодняшний день Белгород – уже 13-е место, в котором мы побывали. Проект имеет большое воспитательное значение», – отметила директор московской галереи Алёна Григорьева.

В экспозицию вошёл 31 портрет.

«Я начал писать этих великих людей, перед которыми преклоняюсь, ещё будучи студентом Суриковского института. Меня познакомили с легендарным лётчиком, Героем Советского Союза Михаилом Водопьяновым. Я даже не поверил, что мне так повезло. Поехал к нему за город, на дачу. Он уже плохо себя чувствовал, но с удовольствием мне позировал», – рассказал Александр Шилов.

  • Александр Шилов с директором художественного музея Татьяной Лукьяновой.

  • Губернатор на выставке.

На картинах – воины абсолютно разных званий и труженики тыла.

«Сколько судеб, сколько трагических событий! И судьба страны прослеживается через судьбу каждого конкретного человека, человека-победителя. Выставка интересна всем поколениям. Но особенно она адресована молодым людям, чтобы они знали, что стоят на плечах исполинов, и гордились великим прошлым нашей Родины», – отметил на открытии выставки начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский.

О судьбах этих людей действительно можно рассказывать часами. Взять хотя бы легендарную лётчицу, заместителя командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков 4-й Воздушной армии Надежду Попову. За годы войны она совершила 852 боевых вылета. Немцы прозвали Надежду и её однополчанок ночными ведьмами: они летали на фанерных самолётах без парашютов и ввергали в ужас врага.

Ещё один портрет – блокадницы Екатерины Ивановой. На её груди медаль «За оборону Ленинграда». Как и другие защитники города, она по 12 часов в сутки рыла окопы и противотанковые рвы на подступах к городу, дежурила на крышах, гасила зажигательные бомбы, а во время страшной зимы 1942-го ходила по домам и искала детей, оставшихся без родителей, затем отправляла их в детские дома и больницы.

А Елена Огнева была сестрой милосердия ещё в Первую мировую войну. Александр Керенский вручил ей Георгиевский крест. За время Великой Отечественной эта женщина, которая всегда мчалась туда, где нужна была помощь, удостоена двух орденов, а также медали «За боевые заслуги».

Сильные духом

Александр Шилов написал серию портретов разведчиков. Среди них – Геворк Вартанян. Владимир Путин приехал на его похороны в 2012 году, чтобы лично проводить легенду разведки в последний путь. Более 45 лет Геворк Андреевич работал в десятках странах мира.

Во время Тегеранской конференции в 1943 году Гитлер выдвинул спецотряд, чтобы уничтожить Черчилля, Сталина и Рузвельта. А советская власть поручила Вартаняну, которому тогда было всего 19 лет, набрать отряд, вычислить и обезвредить отряд врага. Он успешно справился с задачей.

Много у художника и работ, изображающих священнослужителей. Насельница Пюхтицкого подворья монахиня Адриана раньше была разведчицей Натальей Малышевой. В 19 лет она ушла на фронт, попала в армию к Рокоссовскому. Ему доложили, что Наталья в совершенстве владеет немецким, и он предложил ей пройти курсы разведчиков. Её бросали за линию фронта для прослушки переговоров. Однажды наталью поймали. Но немец отпустил её, сказав, что с девушками не воюет. Уходя, она не верила своему счастью и боялась повернуться к солдату спиной.

  • «Ветеран Черноморского флота В. А. Стратонович».

  • «Участник парада Победы полковник Н. А. Горбачёв».

  • Епископ Василий Родзянко (в центре), лётчица Надежда Попова (справа).

  • «Солдатские матери».

  • У портрета Владимира Этуша.

Ещё одна сильная личность – епископ Василий Родзянко, внук того самого Михаила Родзянко, который в результате Февральской революции 1917 года возглавил Временный комитет Государственной думы. Во время Второй мировой войны епископ участвовал в сербском сопротивлении.

Кисть Шилова запечатлела и известных творческих личностей: народного артиста СССР Владимира Этуша, пианиста Давида Лернера с супругой, писателя Сергея Михалкова и других.

Упрёк равнодушным

Есть на выставке и работы, ставшие своеобразным обвинением в чёрствости и равнодушии. Например, «Забытый». За столом сидит одинокий ветеран. Шилов нашёл его в Тверской области. Во время работы над портретом мужчина рассказал художнику, что никому не нужен, а у самого нет сил даже, чтобы принести дров. Через некоторое время Шилов узнал, что в одну из зим этот ветеран умер, замёрзший и голодный.

Продолжает эту серию «Брошенный»:

«Я однажды шёл со своим товарищем по Тверской улице и смотрю – у магазина «Елисеевский» сидит человек. Явно не профессиональный нищий, не наряженный, чтобы превратить милостыню в вымогательство. Он стеснялся даже руку протянуть. Я попросил товарища подойти к нему. Тот сказал: «Со мной известный художник, он хочет вас нарисовать». Старик испугался, отказался. Потом однажды я шёл один, он уже сидел у «Националя», здесь я его и изобразил».

Бывший военный лётчик получал на тот момент хорошую пенсию, но на руках у него были больная жена и больной сын, а лекарства дорожали, и денег в семье стало катастрофически не хватать. Вот и пришлось выйти на улицу.

«В День Победы» – картина, где тоже видно мужество человека на фоне людского безразличия. Пулемётчик Пётр Шорин потерял обе ноги в боях под Псковом. Но, тем не менее, много лет трудился на заводе, имел семью. Квартиру ему дали в доме без лифта, на пятом этаже. И раз за разом безногий ветеран преодолевал многочисленные ступеньки только благодаря невероятной силе своих рук.

  • «В День Победы».

  • «Брошенный».

Художник с оголённым нервом

Александр Шилов досконально выписал каждую морщинку на лицах воинов. Особое внимание он уделяет рукам, которые могут о многом рассказать. Есть в картинах и другие говорящие детали, а в глазах ветеранов мы видим живой блеск.

Перед открытием выставки 72-летний художник пообщался с журналистами и студентами института культуры, рассказал о детстве и творческом становлении, ответил на несколько вопросов.

– Александр Максович, как вы пришли к такой живописной манере, которая у вас есть сейчас?

– Рисовать я любил всегда. Сначала срисовывал. Даже самые великие художники всех времен и народов начинают со срисовывания. Берёшь какого-то художника, который тебе нравится, и, копируя, сам учишься рисовать. Это нужно делать всю жизнь. Иначе можно заболеть нарциссизмом. И погибнуть как художник.

В 13 лет мама увидела, что я люблю рисовать и что у меня получается. Она повела меня в Третьяковскую галерею. Когда я увидел полотна Левицкого, Боровиковского, Брюллова, Иванова, Перова, то был в большом потрясении.

Думаю: «Неужели так можно нарисовать, что с человеком, которого написал, допустим, Перов можно разговаривать?»

Я не вижу кухни художника, я подхожу к полотну и чувствую всю душу этого человека, переживания, страдания или другие эмоции. И мастерство настолько велико, что есть ощущение, что это не художник водил кистью, а кто-то свыше. Я за такое искусство. С детства, теперь и навсегда. Без мастерства шарлатанство быть может, но искусство – нет. И тогда, и сейчас в Третьяковку в числе других приходят обыкновенные рабочие люди из глухих деревень, провинций, которые далеки по своей профессии от искусства, но они стоят и плачут у картин. Ведь искусство для того и возникло, чтобы облагораживать, очищать человеческую душу.

Фото Владимира Юрченко

– У вас есть ученики?

– Учеников нет. Хотя я пробовал преподавать. Но у меня абсолютно нет времени. Работаю я в основном при дневном свете. Отработал, обедаю, иду в галерею, где я художественный руководитель. Там много хозяйственных, административных дел. Потом у меня происходят творческие встречи, вечера. Преподавать у меня физически времени просто нет. Но я никогда не отказываю. Приезжают художники, показывают свои рисунки, иногда я отбираю работы на конкурсы.

– Нужен ли вам отдых? Или вы трудоголик?

– Я не представляю себе, что буду делать без работы. Работаю каждый день и по выходным тоже. А отдых для меня – перемена смысла труда. Чтобы работать в такой манере, как работаю я, то это три-четыре часа – и человек превращается в развалину. Но наступает завтрашний день, я опять сажусь за мольберт. Откуда берутся силы? У каждого своё призвание. Я этим живу, этим дышу. И всё, что я делаю с 1997 года, я дарю государству. Чувство нужности людям – самое главное для любого творческого человека. Задача художника – достучаться до сердца зрителя, тогда у него будут прибавляться силы день ото дня. Потому что будет стимул работать.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×