Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 июня 2021,  18:27

Как в развитых городах. Появится ли в Белгороде Центр современного искусства

Белгородские молодые художники обратились с такой просьбой к Вячеславу Гладкову

Как в развитых городах. Появится ли в Белгороде Центр современного искусстваРаботники культуры обсудили обращение художников на совместном заседанииФото: Олег Гончаренко
  • Статья
  • Статья

Работники культуры обсудили обращение художников на совместном заседании совета при управлении культуры области и комиссии по образованию, культуре и молодёжной политике областной Общественной палаты.

Почему это важно

Интересы художников представила автор письма Анастасия Лукша – лауреат премии «Молодость Белгородчины» в номинации «Архитектура, скульптура, живопись». По её мнению, наличие такого учреждения – характерная черта развивающегося, культурного города. 

Центр современного искусства (ЦСИ) – это общественный центр, призванный поощрять практики нетрадиционных видов искусств. Он предоставляет пространство для выставок и работы художников и техническое оборудование, развивает площадки для семинаров, образовательных и просветительских проектов. 

В классических выставочных залах, в большинстве случаев, попросту невозможно разместить нетрадиционные творческие инсталляции. Они могут быть размером, например, с грузовик.

Их жизнь, как правило, недолговечна, долго хранить их нет смысла – но лишь потому, что в отличие от классики, современное искусство говорит о вопросах сегодняшнего дня, которые завтра сменятся другими.

«У нас в городе нет места, удовлетворяющего запросам современного искусства, – констатирует Лукша. – Классические галереи, такие как художественный музей, выставочный зал «Родина» – труднодоступны для молодых деятелей, элитарны и технически не приспособлены для экспонирования современного искусства. Галерея фотоискусства Виталия Собровина, музей-мастерская Станислава Косенкова – маленькие, узкоспециализированные пространства. Мультипространство «Октябрь» подходит для различных культурных мероприятий, но не для выставочных проектов».

ЦСИ есть в Москве и Санкт-Петербурге, в Уфе, Самаре и Воронеже, в Твери и Чебоксарах, в небольших городах – Апатитах и Железногорске. Известную надпись на набережной в Перми «Счастье не за горами» выполнили художники местного ЦСИ, и этот арт-объект стал городским брендом. По мнению Анастасии, даже Старый Оскол более продвинут в развитии современного искусства, чем областной центр. 

Белгород теряет и в том, что многие известные в России деятели культуры не приезжают сюда с лекциями и выставками, так как нет подходящего места. А здешние мастера вынуждены переезжать в столицы.

 

С микрофоном Анастасия Лукша С микрофоном Анастасия Лукша / Фото: Олег Гончаренко

Где разместить?

Центры современного искусства в разных городах устраивают в бывших зданиях заводов и мануфактур, вокзалов. По мере роста городов промзоны становятся центральными районами, а их культурное преображение притягивает жителей. 

«В Белгороде можно обратить внимание на недостроенные здания торговых центров по просп. Б. Хмельницкого, 8, и ул. Чапаева, 2. Для создания уникального проекта белгородского ЦСИ потребуется время, а использовать пространства заброшенных торговых центров можно уже сейчас, – говорит в обращении Анастасия Лукша. – Большие планы требуют больших вложений. Я не жду скорейшего решения, но я жду вашего внимания к проблеме, ваших ответов на мои вопросы. Жду открытых дискуссий с людьми искусства».

Вячеслав Гладков удовлетворил просьбу, предложив обсудить этот вопрос творческим деятелям, членам Общественного совета при управлении культуры и экспертам – это отраслевые чиновники, руководители культурных учреждений, сами художники, музыканты, архитекторы.

Мнение авторитетов

Замначальника областного управления культуры Светлана Горбатовская обратила внимание на отсутствие хотя бы приблизительного описания проекта будущего центра: какие нужны площади, оборудование. Подчеркнула, что действующие ЦСИ в России либо принадлежат крупным федеральным музеям (например, ГМИИ им. А. С. Пушкина), либо существуют на средства меценатов. В Белгороде спонсора нужно искать.

Она предложила начать с малого: по её мнению, прежде чем просить о строительстве ЦСИ, молодым художникам нужно вначале показать, что они могут, проявить себя в малых проектах, выигрывать гранты. А также для начала по‑максимуму использовать имеющиеся ресурсы учреждений культуры города и области.

«Сегодня существует много механизмов получения грантов, тот же Фонд президентских грантов, Фонд культурных инициатив, – напомнила Горбатовская. – Можно написать и выиграть грант, например, на фестиваль молодёжного современного искусства. Мы поможем оформить заявку. И учреждения культуры вам помогут».

Как в развитых городах. Появится ли в Белгороде Центр современного искусства - Изображение Фото: Олег Гончаренко

 

Директор художественного музея Татьяна Лукьянова предложила молодым художникам активнее участвовать в мероприятиях, интересных для творческой молодёжи. Так, летом на территории возле музея, совместно с белгородской филармонией будут проводиться вечера современной, экспериментальной музыки. Художники смогут показывать там свои работы. 

Директор филармонии Светлана Боруха напомнила о популярном фестивале «Этажи». В нём каждый раз участвуют разные поколения художников, в том числе сторонники авангардных направлений.

А председатель общественного совета при областном управлении культуры, член Общественной палаты Наталья Гончаренко уверена: главное сейчас – не отсутствие ЦСИ, а малое число художников, которым есть, что сказать. 

«Неправильный путь – ждать, пока власти обеспечат все потребности, будет правильнее и здоровее работать вопреки условиям, – считает она. – Тем более, если художник интересный, он всегда найдёт возможность выставиться. И музейщики его поддержат в силу профессиональной заинтересованности в открытии новых имен». 

Кроме того, художникам обязательно нужен организатор, менеджер – заинтересованный, разбирающийся в искусстве человек. Он должен брать на себя организацию выставок, фестивалей, любых других акций. 

«Практика показывает, что такие люди на вес золота, их ещё меньше, чем художников, и их также надо искать и давать возможность проявить себя», – подчёркивает Гончаренко.

Татьяна Лукьянова, Светлана Боруха и Светлана Горбатовская Татьяна Лукьянова, Светлана Боруха и Светлана Горбатовская / Фото: Олег Гончаренко

Что решили

Обсудив, члены общественного совета по культуре сочли слишком затратным для бюджета строительство ЦСИ или реконструкцию для него недостроенных зданий или бывших промсооружений. Предложили использовать для творческого общения молодёжи имеющиеся площадки, по возможности переформатируя их работу, делая их более гибкими к запросам художников. 

Выставки молодых художников должны проводиться чаще, и непременно – с последующим обязательным обсуждением представленных произведений. В 2022 году белгородский Союз художников планирует областную молодёжную выставку. Там должен произойти смотр актуальных художественных сил нового поколения творцов.

А управления культуры города и области вместе музеями и творческими организациями будут помогать художникам с оформлением грантовых заявок. 

«В частности, сейчас на рассмотрении комиссии по присуждению президентских грантов находится проект белгородского художественного музея и фонда «Наследие» по проведению в 2022 году молодёжного арт-фестиваля», – сообщила Татьяна Лукьянова.

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×