Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
29 января 2019,  18:50

Смехотворные и кольчужные. Какие сумки носили женщины в XIX–XX веках

В художественном музее Белгорода открылась выставка дамских сумочек и кошельков

Смехотворные и кольчужные. Какие сумки носили женщины в XIX–XX векахФото: Владимир Юрченко
  • Статья

Дамская сумочка – загадка не только для мужчин, но и порой для самих женщин: чего только не скрывается в недрах этого аксессуара! Корреспондент «БелПрессы» на примере коллекции Ярославского художественного музея решила разобраться не в содержимом сумок, а в их истории с начала XIX по 20-е годы XX века.

«Кого люблю того дарю»

Самый старый экспонат в коллекции – кошелёк из бисера с изображением дамы и кавалера. На его оборотной стороне вышиты инициалы «А М С» и надпись: «Вотъ залогъ любви моей. Не забудь же другъ меня. Клянуся вечно быть твоей. Щитай вечно я твоя. Кого люблю того дарю».

«Этот кошелёк вышивался девушкой для своего любимого, а не был сделан мастерицей на заказ. Он был не для денег, это подарок, знак любви. Фраза «Кого люблю того дарю» часто присутствовала на таких вещах», – рассказывает завотделом развития и выставочной работы художественного музея Алла Селютина.

Можно предположить, что девушка – дочь купца или мелкопоместного дворянина, потому что бисер изготавливали из стекла и привозили в Российскую империю из‑за границы, например из Венеции или Чехии. А значит, такое рукоделие финансово было недоступно обычной крестьянке.

«В XIX веке девушки были ориентированы на поиск супруга. Весь смысл их жизни состоял в том, чтобы в девичестве думать о замужестве, а замужем думать о муже и о детях. И этот кошелёчек отражает именно эту сторону жизни», – подчёркивает Алла Александровна.

Внимательные мужчины

Два века назад бисер делали меньшего размера, чем сейчас: на одном квадратном сантиметре помещалось от 20 до 50 бусинок. И иголка не проходила в узкую дырочку бисера, поэтому девушки либо окунали в воск кончик нитки, чтобы он затвердел, либо закладывали нитку в расщеплённую щетинку и продевали её. Для рукоделия использовали шёлковые нити, а особо сентиментальные барышни для подарка любимому нанизывали бусины на свои волосы.

 

 

Сумочку из бисера можно было и просто купить в мастерских или мануфактурах. Девушек и женщин, которые занимались нанизыванием бисера на нитку, называли низальщицами. На некоторые сумки уходило около 5 тыс. бусин. Нужно было следить, чтобы их цвета и количество соответствовали эскизу, иначе приходилось разрезать нить, убирать или добавлять бисеринки.

В Германии считали, что мужчины более внимательные, поэтому эту работу доверяли им, а женщины укладывали нитку с бисером на основу и пришивали:

«Многие из сумочек сделаны техникой «вприкреп»: на нитку набираются бусины, прикладываются к ткани, и между каждой бусинкой делается шов, который её закрепляет. Получается ковёр из бисерного рисунка. Бисер могли обшивать крючком или спицами», – объясняет Алла Селютина.

На рубеже веков стиль модерн, характерный для архитектуры и изобразительного искусства, отражается и на женских аксессуарах: традиционные рисунки цветов сменяются геометрическими узорами. С развитием джазовой культуры на сумках появляется бахрома из стеклярусов – длинных стеклянных бисеринок.

«Поцелуйчик» на сумке

На фабриках изготавливались и детали для самостоятельного пошива сумочек: металлические ручки и застёжки – фермуары. На них иногда оставляли место, где девушка могла вырезать свои инициалы.

«Наиболее была распространена английская застёжка, которую мы называем «поцелуйчик», – рассказывает Алла Александровна.

В XIX–XX веках были популярны вышитые сумочки. Гобеленовая вышивка выполнялась тончайшим полукрестом. Мастерицы украшали сумки вышивкой крестиком или гладью, для создания объёмного рисунка подкладывали кусочки картона. Такая техника называется шитьём по карте.

В коллекции есть сумочки начала прошлого века, на которых белый, имитирующий жемчуг бисер сочетается с вышивкой, – такие делали и у нас, и в Западной Европе.

«Может показаться, что в России делали сумочки попроще, но это не так. Это говорит о разных вкусах, разных сословиях. Наши дамы часто ездили в Европу, фирменные европейские магазины были представлены на нашем рынке, поэтому дамская сумочка активно передвигалась, и наши барышни не были лишены этой прелести», – говорит Алла Александровна.

 

Дань истории и эстетика прогресса

Сумочки на длинном шёлковом шнуре в виде корзиночки или мешочка для рукоделия дамы носили ещё в XVIII веке, они назывались «ретикюль» – по‑латински это означало «сетка», «плетёная сумка». В моду их ввела фаворитка Людовика XV – маркиза де Помпадур. Но со временем, когда аксессуар перестал прятаться в складках пышных платьев, французы нашли его форму комичным и переименовали в «ридикюль», что значит «смехотворный».

В XIX–XX веках сумки-ридикюли снова обретают популярность – их украшают бисером, бусинами-подвесками.

«Мы привыкли думать, что ридикюль – это такой жёсткий чемоданчик, как у Шапокляк. Но изначально это мягкий маленький мешок для ниток», – подчёркивает Алла Селютина.

В Англии и Германии расцвет промышленности принёс новые веяния моды – кольчужные сумочки. Их плели из колец или небольших металлических пластинок, которые иногда покрывали цветной эмалью с рисунком. Некоторые из сумочек состояли из двух частей – внешняя металлическая и внутренняя кожаная.

«В XX веке вырабатывается эстетика промышленности – функционализм превыше всего, а красота потом. Шло обретение новых материалов и способов производства. Мне кажется, это и стало толчком к изготовлению таких сумок-кольчужек», – размышляет завотделом художественного музея.

Сумка для кокетки и кошелёк для жадины

Дамские сумочки делали небольшого размера – только для самого необходимого, указывает Алла Александровна:

«Женщина не носила с собой ничего, кроме того, что нужно лично ей: платочек, нюхательная соль, пудреница, зеркальце. Она не носила с собой деньги. Кошелёк – это удел мужчины. Женщина всегда была рядом с мужчиной, который в случае необходимости расплачивался».

 

 

Маленькие перламутровые сумочки с жёсткой основой назывались «минодьеры» – над их именем снова постарались французы: оно значит «кокетничать». Такой аксессуар мог не превышать размеров куриного яйца.

«Скорее всего, это была часть украшения платья, дарохранительница, сосуд для хранения ароматного саше, локона любимого человека или ребёнка», – размышляет Алла Селютина.

В 40-е годы XIX века среди денди – мужчин, следящих за эстетикой внешнего вида, – распространилась мода на длинные кошельки с прорезью. Колечками они разделялись на два отсека – для золотых и серебряных монет. В прорезь пролазило только два пальца, так что за раз удавалось вытянуть только одну монету. За эту особенность их прозвали «кошельки скряги».

«В начале XX века «кошелёк скряги» начинают носить и женщины, – рассказывает Алла Александровна. – Это был в том числе элемент декора, который подчёркивал вкус владелицы».

Полюбоваться на дамские сумочки можно в Белгородском художественном музее до 3 марта.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×