И это, увы, не сказка. В редакцию «Белгородских известий» обратился инвалид II группы Борис Пода. В прошлом году купил автомобиль «Лифан». 200 тысяч рублей занял у друга, ещё 400 тысяч кредитовал ему Русфинансбанк. Правда, в белгородском автосалоне нужной комплектации машины не оказалось, и дилер отправил покупателя в Воронеж. Но там Борис Константинович, как только увидел предложенный ему автомобиль, стал отказываться от покупки: краска на кузове в разных местах была разных оттенков, зазоры между кузовными деталями разные; машина ехала рывками, в коробке передач слышались посторонние шумы, а на приборной панели горел значок поломки.
Но дело в том, что авто он покупал в кредит и 595 тысяч рублей салону уже были переведены. Продавец заявил: деньги не вернём, езжай в Белгород, где заключал договор, и там решай вопрос с возвратом машины.
И Борис Константинович погнал неисправную машину в Белгород. Но и в Белгороде с инвалидом отказались расторгать договор и забирать у него автомобиль. Тогда покупатель обратился в суд.
Беда за бедой
Белгородский районный суд 17 сентября 2014 года решил: договор купли-продажи с ООО «АМА» расторгнуть, истцу вернуть уплаченные по договору 595 тысяч рублей плюс 333 тысячи неустойки и 7 тысяч в качестве компенсации морального вреда. Суд также обязал выплатить 234 тысячи рублей штрафа. Решение суда вступило в законную силу. Однако автосалон деньги инвалиду так и не вернул. Ни копейки.
Русфинансбанк, которому Борис Пода сообщил о своей проблеме, направил в адрес ООО «АМА» письмо с требованием вернуть покупателю перечисленные деньги. Однако автосалон это письмо проигнорировал. А время шло.
Между тем знакомый, занявший деньги, потребовал возвратить долг. Борис Константинович отремонтировал автомобиль и продал его за 400 тысяч рублей. Этой суммы хватило, чтобы заплатить за ремонт и вернуть долг знакомому.
А тут грянула ещё одна беда: Русфинансбанк подал в суд на Поду исковое заявление. В обеспечение кредитного договора между сторонами был заключён договор залога транспортного средства. И Пода отказывался от автомобиля, о чём имеется его письменное заявление. Однако банк залоговое имущество не принял, а потребовал у заёмщика вернуть 465 тысяч рублей – сумму кредита плюс пеню.
Белгородский районный суд принял решение о возврате долга банку. Борис Пода это решение обжаловал.
А тем временем у него из-за этих финансово-автомобильных проблем начались нелады в семье. Дело дошло до развода. В итоге Борис Пода остался без автомобиля, без денег, без семьи. И с долгом почти полмиллиона рублей.
Никто не хотел помогать
Менеджер управления коммуникаций Русфинансбанка Евгения Симакова, к которой мы обратились за комментарием, сообщила, что «действующее в Российской Федерации законодательство ограничивает банки в передаче сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам, соответственно, мы не можем комментировать существующие отношения с нашими клиентами, возникающие из заключённых договоров».
«Но если говорить о взаимоотношении между банком и клиентами, попавшими в сложную и независящую от них ситуацию, то банк идёт навстречу таким клиентам», – добавила Симакова.
Наверное, исковое заявление в суд на инвалида II группы как раз и является таким шагом навстречу?
В связи с тем, что продавец судебное решение не исполнил, судебные приставы Воронежа возбудили исполнительное производство. Однако и им не удалось забрать деньги у автосалона. Тогда Борис Константинович обратился в правоохранительные органы с просьбой привлечь к ответственности нарушителей закона.
Воронежская полиция провела проверку. И выяснилось, что изначально учредителем «АМА» был некто Михаил Азаров. Правда, его правоохранители почему-то не смогли найти. А уже 24 апреля 2015 года учредителем организации по документам стала Ольга Полупарнева. Но полицейским она пояснила, что потеряла свой паспорт, учредителем «АМА» не является и о существовании данной организации даже не слыхала.
Несмотря на эту странную как минимум ситуацию с учреждением фирмы, воронежские полицейские не стали возбуждать уголовное дело «в связи с отсутствием события преступления».
Вместо послесловия
Что касается Бориса Константиновича, то единственное, чего он сейчас хочет, – это чтобы воронежские судебные приставы и полицейские всё-таки смогли найти «неуловимого» Азарова и истребовать с него или с фирмы, обманувшей покупателя, долг. Потому что это единственная возможность для инвалида расплатиться с банком и попытаться забыть всё, как страшный сон.
Семь раз отмерь...
Как не оказаться в подобной ситуации? Этот вопрос мы задали юрисконсульту Белгородского общества защиты прав потребителей Евгению Михайлову. Вот что он посоветовал:
«В наш век компьютеризации несложно выяснить о контрагентах практически всё.
Шаг первый: перед заключением сделки нужно посмотреть все сведения о фирме, с которой собираетесь иметь дело. Зайти на сайт арбитражного суда, в суды общей юрисдикции и на сайты судебных приставов-исполнителей, чтобы посмотреть, судилась ли фирма и нет ли у неё задолженностей.
Шаг второй: на сайте налоговой инспекции проверить, кто учредитель, и по той же схеме посмотреть сведения о нём.
При этом желательно брать товары известных брендов тех производителей, которые в случае некачественного товара или изделия сами постараются договориться с клиентами. Ну и дела лучше иметь с теми контрагентами, кто уже давно находится на рынке».