Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июля 2015, 11:12
 Ольга Бондарева 4729

Из автобуса – в больницу

Корреспондент «Белгородских известий» рассказывает, как получить страховку, если пострадал в пассажирском транспорте

Из автобуса – в больницу Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Бондарева
  • Статья

Аварии с участием пассажирского транспорта вызывают большой общественный резонанс – слишком много страданий приносят ДТП, где гибнут и калечатся люди.

«За пять месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 15 ДТП. 13 человек погибли, 34 получили ранения», – сообщил старший инспектор управления ГИБДД Владимир Дубинин.

Между тем аварии вместе с физическими страданиями и стрессом влекут финансовые затраты, которые, конечно, никто заранее не планирует. Лечение, реабилитация или, самое страшное, похороны, требуют денег. Как показывает практика, люди рассчитывают в этой ситуации на себя и не всегда знают, что имеют законное право получить компенсацию за травму или гибель близкого человека в общественном транспорте.

Цена синяка

Ещё недавно законодательство оценивало жизнь человека, погибшего в общественном транспорте, в 12 тыс. рублей. С 2013 года, когда вступил в силу Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причинённого при перевозках пассажиров метрополитеном», ситуация кардинально изменилась.

«Страховые суммы за причинение вреда пассажиру существенно выросли», – сообщил замначальника управления государственного автодорожного надзора по Белгородской области Николай Ярошенко.

В случае гибели человека его родственники получат 2 млн 25 тыс. рублей. Если же пассажир травмирован, предусмотрена компенсация до 2 млн рублей, в зависимости от тяжести увечий. Так, при сотрясении головного мозга можно рассчитывать на страховую выплату от 100 до 300 тыс. рублей; переломе большеберцовой кости – около 240 тыс. рублей; переломе трёх рёбер – 120 тыс. рублей, за ссадины и синяки – 2 тыс. рублей. Если травм несколько, то выплаты суммируются.

«В законе установлен чёткий срок проведения выплат – до 30 дней с момента подачи заявления в страховую компанию. Если же пассажир получил тяжкое повреждение, он имеет право получить предварительно в счёт выплаты страхового возмещения 100 тыс. рублей в течение трёх рабочих дней», – уточнил сроки получения страховки вице-президент Адвокатской палаты Белгородской области Ерлан Назаров.

Фото Вадима Заблоцкого

Никакой таинственности?

К сожалению, эта ценная для каждого потенциального пассажира информация пока не усвоена нами как дважды два.

К примеру, почти год назад в Сергиевке Губкинского городского округа в автобус, стоявший на остановке, на полном ходу врезалась фура. Три человека погибли, нескольких госпитализировали.

При подготовке статьи мы обратились за комментариями к родственникам одной из погибших пассажирок. Надеялись узнать о практических нюансах получения страховки. Каково же было наше удивление, когда родные сообщили, что ничего об этом не знают. В страховую компанию они обратились лишь с нашей подсказки и вскоре сообщили, что их документы приняли без проволочек и страховые обязательства перед ними выполнены. Однако информацию о компенсации пострадавшие должны получать из других источников.

«При наступлении страхового случая перевозчик обязан немедленно информировать каждого потерпевшего или его родных о его правах, вытекающих из договора обязательного страхования и федерального закона и о порядке действий потерпевших для получения возмещения причинённого вреда. А также должен предоставить полную информацию о страховщике и реквизиты договора обязательного страхования», – пояснил адвокат Ерлан Назаров.

Кроме того, как сообщил Николай Ярошенко, информация о заключении договора страхования должна быть размещена в салоне автобуса.

«Если в автобусе отсутствует информация о страховщике, штраф составит 1–3 тыс. рублей для должностного лица и 10–30 тыс. рублей для юрлица», – сообщил Николай Владимирович.

Но, судя по результатам рейдов автодорожного надзора, штрафы не очень-то пугают перевозчиков – сведения о страховке они размещают не всегда.

«В 2014 году к административному штрафу привлечено 53 должностных лица, в автобусах которых не было информации о договоре страхования, хотя сами договоры заключены. За пять месяцев этого года оштрафованы 24 должностных лица», – уточнил Ярошенко.

Если же владелец пассажирского автобуса перевозит людей без страховки (что законом запрещено, но вдруг), он получит штраф от 40 до 50 тыс. рублей для должностного лица, от 500 тыс. до 1 млн рублей – для юридического.

Добавим, что в случае ДТП с участием транспорта перевозчика, не застраховавшего ущерб пассажирам, компенсировать его придётся самому виновнику.

Билет как факт

Распространённая ситуация: едет человек в автобусе, водитель резко затормозил, пассажир упал, повредил руку (ногу, спину и т. д.) Вроде бы и не ДТП это, на взгляд обывателя. Что делать в этом случае, чтобы получить страховку?

«Если транспортное средство находилось на дороге в движении и пострадал человек, это событие называется дорожно-транспортным происшествием. В данном случае пассажир должен сообщить водителю о случившемся и требовать вызова ГАИ или скорой помощи, которые зафиксируют факт ДТП и полученные травмы документально. Если водитель просьбу не выполнит, он может быть привлечён к административной ответственности как покинувший место происшествия», – обозначил алгоритм действий в подобной ситуации инспектор группы по исполнению административного законодательства УГИБДД Дмитрий Ходыкин.

Для дополнительной гарантии сотрудники УГИБДД советуют также заручиться поддержкой свидетелей.

Но случается, что результат падения в автобусе или троллейбусе проявляется не сразу.

«Упала в автобусе, ударилась, пришла домой и выяснила, что на бедре огромный синяк и растянуто сухожилие на кисти. Работаю на стройке, поэтому вынуждена была уйти на больничный, тратилась на лекарства. Хотелось бы получить компенсацию, но как теперь докажешь, что я в автобусе пострадала?» – задала вопрос Ирина Кузнецова.

Оказывается, что доказательством в этом случае может стать обычный билет на проезд.

«В соответствии с Уставом автомобильного транспорта билет – это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора между перевозчиком и пассажиром. В случае возникновения страхового случая билет является доказательством того, что пассажир ехал в автобусе. В связи с этим обращаюсь к пассажирам с пожеланием требовать билет при посадке в общественный транспорт, поскольку в судебных разбирательствах этот документ является доказательством того, что человек действительно находился в автобусе», – уточнил Николай Ярошенко.

Фото Вадима Заблоцкого

На «нет» есть суд

Если травма в общественном транспорте подтверждена документами, случаев отказа по выплатам нет. Единственное, что может стать причиной спора – сумма, которую требует от страховщика пострадавший. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

Один из последних примеров подобного судебного разбирательства – иск к страховщику от травмированной пассажирки того же печально известного сергиевского автобуса.

По информации пресс-службы областного суда, гражданка Г. потребовала от страховой компании не только возмещения вреда, причинённого здоровью, но и утраченного заработка, материального ущерба и компенсации морального вреда. Губкинский районный суд признал требования истицы частично обоснованными и постановил взыскать со страховой компании причинённый ей вред, кроме материального ущерба (женщина не смогла доказать утрату или повреждение сотового телефона). Назначенная судом сумма с учётом всех расходов истицы составила более 451 тыс. рублей. Страховая компания с этим решением не согласилась и подала апелляцию в Белгородский областной суд.


Для получения выплат за ущерб, причинённый здоровью, в страховую компанию необходимо представить следующие документы:

  • письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, с указанием данных пострадавшего, причинённого ему вреда и сведений, касающихся транспортного средства и самой аварии;
  • документ, удостоверяющий личность пострадавшего;
  • документ о ДТП, оформленный перевозчиком (или его уполномоченным лицом) в отношении каждого потерпевшего. Если такого документа нет, потребуется справка о ДТП, составленная ГИБДД или справка станции скорой помощи об оказанной медицинской помощи, о проведённых обследованиях, диагнозе и др.;
  • заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты трудоспособности (в случае наличия).

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×