Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
03 июня 2015, 10:12
 Елена Мельникова 2815

Звонок из песочницы

«Белгородские известия» рассказывают о случаях психологического насилия над детьми в школах и детсадах

Звонок из песочницы Фото с сайта http://media.nu/
  • Елена Мельникова
  • Статья

Эти факты, к счастью, единичны, но и они говорят о том, что пора бить тревогу. Когда одни дети в школе или детском саду издеваются над другими или когда (что ещё страшнее!) агрессивно себя ведут педагоги, психологи задают себе извечные российские вопросы: кто виноват и что делать?

Моббинг и буллинг

Практически каждому ребёнку ежедневно приходится сталкиваться с самыми разными людьми. Часто ли родители задают себе вопрос: хочет их ребёнок идти в школу? И если не хочет, то почему? Спросите. И окажется, что перегруженная школьная программа, которая заставляет запоминать столько информации, окажется на втором плане. А на первом – взаимоотношения с учителями и товарищами по классу, детсадовской группе, в лагере отдыха, спортивной секции, творческой студии и т.д.

Проблема психологического насилия над детьми обсуждалась на недавнем заседании общественного экспертного совета уполномоченного по правам ребёнка в Белгородской области.

Понятия буллинг и моббинг – это травля и агрессивное поведение одних членов коллектива по отношению к другим. Иногда цель – добиться, чтобы неугодный член коллектива его покинул. Например, травля одноклассника, чтобы он ушёл из класса навсегда. Насилие может быть и физическим, и психологическим.

«Всё чаще мы видим ролики, размещённые на YouTube и собирающие тысячи просмотров, когда дети бьют своих сверстников и снимают это на видео. Слава богу, в Белгородской области таких фактов пока не выявлено, но когда мы с ними столкнёмся, будет уже поздно, – обозначила проблему уполномоченный по правам ребёнка в Белгородской области Галина Пятых. – Ко мне часто обращаются родители с просьбами помочь решить проблему, когда в школе или детском саду ребёнка унижают, оскорбляют дети и педагоги. Например, недавно был случай, когда в одной из школ учительница своеобразно поправила девочке растрепавшуюся причёску – просто обрезала ей выпавшую прядь ножницами».

К сожалению, точной статистики психологического насилия над детьми в регионе нет. Учителя стараются замалчивать такие факты. И хорошо, когда они сами стараются взять ситуацию под контроль. Каждый такой случай, не вызывает сомнений, должен быть расследован, потому что след в душе ребёнка оставляет на всю жизнь. И нередко люди, ставшие жертвами психологического насилия, тоже начинают вести себя агрессивно по отношению к другим. Взрослые со временем могут изменить своё поведение. У них больше жизненного опыта, и они могут управлять своими эмоциями. Дети же не умеют выплеснуть свою боль, свои эмоции по-другому. Их никто не научил. Вот где простор для деятельности школьных психологов. Только и тут есть свои сложности.

«Обычно в школы приходят психологи, больше готовые и настроенные на работу с детьми. И мало кто работает с учителями. Моё мнение: психолог должен знать о взаимоотношениях детей и педагогов больше, чем директор», – уверена заместитель директора Белгородского регионального центра психолого-медико-социального сопровождения Наталья Скляренко.

Выжить любой ценой

Есть дети, которые раздражают отдельных педагогов. Есть педагоги, которых раздражают дети в принципе. Не будем говорить о том, что таким людям не место в детских садах и школах – это понятно и так. И таких, к счастью, очень и очень мало. Зато немало тех, кто по каким-то причинам нет-нет да и невзлюбит того или иного ученика. Или не заметит вовремя, что отношения между детьми в классе далеки от идеальных. Стремление выжить неугодного ученика и одноклассника из коллектива любой ценой – один из самых распространённых способов психологического насилия.

По словам Натальи Ивановны, в 2014 году сотрудникам Центра психолого-медико-социального сопровождения пришлось расследовать три подобные ситуации.

«Случай первый. В одной из школ области дети издевались над мальчиком нерусской национальности, вешали на доску плакат с агрессивными надписями, где он были изображён повешенным. Ребёнок был вынужден перейти в другую школу. Случай второй: из-за психического заболевания родителей однокласснику объявили бойкот. Поскольку не было возможности перевести этого ребёнка в другую школу, с ним долго работали психологи и психиатры. В третьем случае, чтобы выжить ребёнка из класса, учительница рассказывала детям, что одна из девочек хочет покончить с собой. На самом деле девочка и мыслей таких не имела, но получила тяжёлую психологическую травму», – рассказала Наталья Скляренко.

У перешедшего в другую школу пока всё складывается хорошо. Но ведь класс, который так с ним обошёлся, остался. Дети почувствовали себя победителями – они добились цели. С этим классом долго работали школьные психологи, и пока негативные ситуации не повторялись. Хорошо, если эти дети не будут искать себе других жертв.

«Предпосылки к таким ситуациям могут быть в любом классе и в любой школе, всё зависит от взрослых – пресекают они эти попытки или нет», – уверена Наталья Скляренко.

Все выступавшие на экспертном совете сошлись в одном – поведение любого ребёнка зависит от взрослых, которые его окружают. Семья, учителя, школьные психологи, которые должны быть готовы погасить любое зарождающееся в детском коллективе насилие. Потому что жертвами буллинга и моббинга становятся не только те дети, над которыми издеваются. Их обидчики усваивают агрессивную модель поведения, чувствуют себя победителями, когда достигают цели. И учителя, которые не хотят замечать изменения в поведении своих учеников. И родители, которые уделяют мало внимания детям и не могут их защитить от психологического насилия. Проблема эта очень многогранна. Обсуждалась она и на детском общественном совете, который уже несколько лет действует в Белгородской области.

Что посоветовали сами дети, когда их спросили, как бы они поступили со школьными агрессорами и хулиганами? Взять над трудными одноклассниками шефство, чаще организовывать массовые праздники и акции, чтобы сплотить и сдружить всех детей класса. Больше уделять внимание тем детям, которые склонны к агрессии – может быть, у них в семье не всё ладно и есть проблемы, которые провоцируют их на негативное поведение? Эти дети готовы помочь другим детям.

А мы, взрослые, готовы помочь детям? Никто, кроме нас, не сможет сделать так, чтобы дети с радостью и без опаски ходили в школу и детский сад.

Агрессия, как заметила исполнительный директор Белгородской ассоциации негосударственных детских садов Ирина Борисова, рождается ещё, образно говоря, в песочнице. Детсадовцы, которым не хватает любви и внимания, с помощью агрессивного поведения просто пытаются привлечь к себе внимание родителей, воспитателей. Не увидеть, пропустить этот «звоночек из песочницы» – значит, в будущем создать ребёнку и его окружению немало проблем.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×