Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 апреля 2015, 13:05
 Алексей Севриков 6204

Прочитай шутку маме

«ОнОнас» познакомился с дедовским подходом к редактуре КВН

Прочитай шутку маме Слобожанская лига умеет удивлять. Фото Владимира Юрченко (архив)
  • Алексей Севриков
  • Статья

Когда Аркадий Дяченко завоёвывал с командой Харьковского авиационного института («ХАИ») титул чемпиона Высшей лиги, белгородские кавээнщики Тимур и Филипп («ДАЛС») ещё ходили в детский сад. Сегодня всех троих объединила Слобожанская лига КВН, которая на 22-м году своей истории переехала из Харькова в Белгород. Переехала вместе с редактором Дяченко – старейшим редактором «АМиКа».

Как живём, так и шутим

– Аркадий Анатольевич, в кавээновской тусовке вас называют Дедом. Как относитесь к этому прозвищу? И почему команды так вас любят – по-моему, больше, чем редакторов других центральных лиг?

– «Дед» приклеилось ко мне ещё во времена игр за «ХАИ». Наверное, потому что был немножко постарше всех остальных, немножко больше знал. Не скажу, что был мудрее, но опытнее. Как в армии – кто дольше отслужил, тот и дед. По крайней мере, у меня такая версия. Почему любят? Это вопрос к тем, кто любит. Хотя я не знаю, откуда у вас такая информация.

– Из сообществ «ВКонтакте», из личных бесед с участниками процесса. Везде пишут и говорят, что Дед крутой.

– Думаю, причина в том же опыте. Всё-таки я работаю редактором с 1998 года – это официально, в «АМиКе». А до этого около пяти лет – по собственной инициативе. При этом я стремился и стремлюсь не закостенеть в своём консерватизме, не остаться в том КВН, в который играл «ХАИ» и которого уже не существует. Стараюсь отслеживать тенденции современности и не бухтеть по-старчески, что КВН уже не тот. Тот! Просто надо понимать, что происходит.

Аркадий Дяченко.
Аркадий Дяченко.
Фото Владимира Юрченко

– А что происходит? Что в КВН меняется и что остаётся вечным?

– Бальзак считал, что в литературе существует всего три сюжета: детектив, любовный треугольник и историческая хроника. По-моему, эти темы всегда будут вечными и люди всегда будут над ними шутить. Как изменился КВН? Мне нравится, как на этот вопрос отвечает Александр Васильевич Масляков, позволю себе его процитировать: «Как живём, так и шутим». КВН изменился ровно настолько, насколько изменилась наша с вами жизнь. Когда мы играли, я не знал, что возможны такие штуки (берёт в руки смартфон), не знал, что такое Интернет... Мне, чтобы позвонить вам, нужно было выяснить номер у товарища, с которым специально ради этого пришлось бы встретиться, а потом ещё и найти телефонный аппарат. Сейчас набирается сообщение «ВКонтакте» – вы через секунду отвечаете. Всё! Увеличились скорости, появились невероятные возможности обмена информацией, соответственно и КВН стал такой – более быстрый, динамичный. Сейчас вряд ли кто-то высидит «Приветствие» на 12 минут или получасовую «домашку». Поменялась форма, поменялись темп, плотность шуток. Но КВН остался КВНом, он живёт! И живёт не только в России: и в Германии есть лиги, и в Австралии, и в Англии, и в Америке...

– Нас интересует прежде всего Белгород. Что «Слобожанка» приобретает со сменой прописки, а что теряет?

– Вы знаете, что на Украину сейчас сложно въехать. Уже в прошлом году были проблемы – и не только у российских, но и белорусских, и казахстанских команд. Перебравшись сюда, лига сохранит свободный доступ участников. С другой стороны, меньше возможностей станет у украинцев. По разным причинам, основная из которых – финансовая. Кроме того, на Украине появилось другое юмористическое течение – «Лига смеха». Чтобы не конкурировать с ним – жалко труд многих лет, – «Слобожанка» переехала в Белгород.

– Наверняка повлияло и то, что у нас теперь есть команда Высшей лиги.

– Естественно. Я сразу предложил парням из «ДАЛСа» поработать вместе, потому что их любят, к ним поедут поучиться. Также нам активно помогают ребята из ранее игравшей у вас команды «Пятый элемент». Плюс ко всему Белгород расположен совсем рядом с Украиной, и я всё-таки надеюсь, что кавээнщики смогут приезжать оттуда. Поживём – увидим.

Между ленью и талантом

– Давно знаете Тимура и Филиппа? И нашли ли вы взаимопонимание в редакторском процессе?

– Они меня привлекли три года назад, когда выступали в Первой лиге. Понравились с самого начала за смелость. И я до сих пор поражён, как команда из двух человек умудряется противостоять машинам типа «Плохой компании»! Мало того, что противостоять, а выигрывать! И тот факт, что они после яркого дебюта не посыпались и уже победили в первой игре нового сезона, безусловно, говорит о качестве их творчества. А ведь были ребята, которые после первого вылета из «вышки» больше туда не возвращались. Мне, например, очень нравилась команда «Визит». Они долго – лет пять по-моему – играли в Премьер-лиге, а когда, наконец, пробились в Высшую, кончились силы. Обидно.

По второй части вашего вопроса, о взаимопонимании, скажу, что с «далсами» мне общаться легко. Они хорошо знают процесс изнутри, понимают, что и как должно быть. Мы стараемся подходить к командам с требованиями, приближенными к Высшей лиге, чтобы те были морально готовы к трудностям – чем дальше в лес, тем толще партизаны, как говорится. В общем, хоть мы с Филиппом и Тимуром недолго работаем вместе, пока не пытались побить друг другу лицо и не кричали «дурак – сам дурак». Так что всё нормально.

Филипп и Тимур на первой игре Слобожанки в Белгороде были уже не игроками, а редакторами.
Филипп и Тимур на первой игре Слобожанки в Белгороде были уже не игроками, а редакторами.
Фото Владимира Юрченко

– Что самое сложное в редактуре КВН?

– Смотреть то, что тебе показывают команды. Просто зачастую они перекладывают свою головную боль на голову редактора. То есть не принимают никаких решений, демонстрируя подряд всё, что у них есть, полагая, что ты сейчас объяснишь, почему то или это плохо, разложишь всё по полочкам... Хотя они сами прекрасно знают, почему это плохо. Но вот нет пророка в своём отечестве – нужно, чтоб ты сказал. Если бы команды сами больше работали над своим материалом и приносили только то, в чём они уверены, времени бы тратилось меньше, а результат становился лучше. Они просто ленивые. Талантливые, но ленивые, по-молодёжному безответственные.

– Есть ли какой-то свод правил, писаный или неписаный, регламентирующий то, о чём в лиге шутить нельзя? Какие ошибки кавээнщиков вас особенно раздражают?

– Раздражают неграмотность, лень опять же, халтурный подход к процессу. В нашей лиге каких-то специфических правил нет, есть общие. Они изложены в книге «Что такое КВН», которая доступна на сайте международного союза КВН. Там всё написано. Нужно просто заморочиться и прочитать как учебник. Только команды почему-то этого не делают. Удивительно, но встречаются даже такие, которые не смотрят КВН по телевизору. Причём они с гордостью говорят об этом! А ведь основа любого дела – знание предмета. Если вы не знаете химии, вы не проведёте самый элементарный опыт. То же и с КВН. Нужно знать, как в него играют сейчас и как играли раньше, что было и чего не было. Я не понимаю, когда в 2015 году команда выходит на сцену и начинает шутить про Кая Метова или Влада Сташевского, использовать мелодии и фильмы, которые они в жизни не слышали и не смотрели... Не хотят думать сами! Они увидели, что где-то у кого-то это было смешно, и пользуются штампами. Это плохо.

Можно долго читать лекцию, но я не хочу талдычить о КВН, как нудный школьный учитель. Я хочу, чтобы ребята хотели влезть, раскопать, разобраться – тогда сами всё почувствуют и поймут. Не у всех это получается.

Индикатор пошлости

– В журналистике есть такой приём: чтобы проверить, воспримет читатель текст или нет, нужно представить перед собой приятеля и рассказать ему то, что ты написал. Если воображаемый товарищ слушает внимательно – значит, мысль изложена доступно. В КВН применяются подобные абстракции?

– Знаете, часто команды считают, что намёки на какие-то пошлые вещи – это автоматически смешно. Совсем не так. Вот на первой редактуре очень хороший пример одной из команд привёл Тимур. Он сказал: «Вы бы эту шутку своей маме прочитали?» Просто золотое правило, я считаю! Ответ «нет»? Тогда шутку можно сразу выбросить и даже не заморачиваться. То есть «мама» – это такой индикатор пошлости, которую ты можешь или не можешь позволить на сцене.

– Помимо вырезания неудачных шуток, какие ещё задачи ставятся перед редактурой?

– Заинтересовать. Объяснить. Научить. И воспитать чемпиона.

– Понятно, что в своей жизни вы видели выступления сотен (если не тысяч) команд. И всё-таки: какие особенно запомнились?

– Ох... Много их. Своими учителями я считаю команду Новосибирского государственного университета – единственного в истории трижды чемпиона Высшей лиги (победы в 1988, 1991 и 1993 гг. – прим. авт.). Люблю «Сборную Пятигорска», которая выигрывала нашу, Слобожанскую лигу в 2000 году – ту, где был Сеня Слепаков, Лена Борщёва. Люблю «Уральские пельмени», которые шесть лет шли к чемпионству, пробивая свой стиль... В общем, моих любимых бесконечно долго можно перечислять.

– Вот сегодня вы вспоминали команду «Визит», у которой на высшем уровне закончились силы, и те же «Уральские пельмени», выросшие в самостоятельное юмористическое шоу. Что же нужно для кавээновского долголетия?

– Знаете, в КВН не всегда удаётся попасть в нужное место в нужное время. Бывают замечательные ребята, которые в этом конкретном сезоне не вписываются в концепцию Вышей лиги, а в следующем году им просто не хватает места – появилась другая яркая команда. И они стареют, исписываются и, к сожалению, пропадают с орбиты КВН вообще. Просто я вспоминаю, как мы попали. Если сейчас показать людям выступление «ХАИ» в Сочи в 1992 году... Я за такое команду просто выгнал бы! Стыдно за него, честное слово. Ни на какую «вышку» мы тогда даже не надеялись. Но случилось так, что в сезоне отказалась играть Одесса и нас добрали – как пушечное мясо. А в первой игре мы занимаем первое место, выбрасывая фаворита сезона – команду Санкт-Петербургского университета экономики и финансов! С этого всё и началось. Нам повезло. В общем, кроме того, что ты должен быть талантливым, трудолюбивым, ещё какой-то момент удачи должен присутствовать, звёзды должны сойтись.



Справка. Слобожанская лига КВН – одна из центральных лиг. Центральные лиги в кавээновской иерархии идут вслед за телевизионными, а это значит, что победитель «Слобожанки» получит право попасть в телевизор. Если сильно повезёт – сразу на Первый канал, в Премьер-лигу или «вышку» (как это случилось с «ДАЛС», выигравшим Высшую украинскую лигу – она тоже центральная, как и «Слобожанка»). Две другие телевизионные лиги менее популярны, но тоже престижны – Первая лига (играется в Тольятти, транслируется телекомпанией «Губерния») и Международная (играется в Минске, транслируется белорусским каналом СТВ).

Команды распределяются по телевизионным лигам в январе на ежегодных сочинских фестивалях. То есть в начале 2016 года мы узнаем, на каком именно экране появятся покорители зала ЦМИ.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×