Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
16 марта 2015, 16:40
 Катерина Шаронова 3887

Кукольная сказка для ребёнка внутри нас

Универсальную историю о силе любви и чуде, необходимом каждому, рассказывают на сцене белгородского театра кукол

Кукольная сказка для ребёнка внутри нас Фото Владимира Юрченко
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Детский спектакль «Слон» по мотивам недетского одноимённого рассказа Александра Куприна в Белгороде поставил режиссёр из Санкт-Петербурга Пётр Васильев. Белгородский государственный театр кукол представил премьеру в минувшие выходные.

Сентиментальная история о том, как девочке Наде, страдающей апатией, холодной и безучастной ко всему происходящему, возвращают радость жизни. Как? Единственное, что могло её спасти, родом из страны чудес – живой слон. И это чудо происходит.

«Слон» Куприна – произведение не вполне детское, даже совсем недетское. Но в силу своей «детской» формы многие его таковым считают. Таким ставит его и Пётр Васильев (лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит», правда, за актёрские работы), поясняя:

«То, что на поверхности, детей порадует безусловно, а то, что глубоко внутри, откроется им после, в разговоре с родителями. Главное, чтобы он случился».

«Слон» о том, что каждому из нас нет-нет да приходится испытывать страх перед жизнью, тогда мы начинаем «болеть». Но дайте разочаровавшемуся и утратившему смыслы «слона» – нечто небывалое, о чём человек только мечтал, а то даже и вообразить не мог – и он возродится. Колоссальной надеждой должен питать себя каждый из нас, даже если «слона» не случится. Это во многом и определяет нашу человечность. Так по Куприну. И по Васильеву тоже так.

Мечта о слоне, кстати, к Наде приходит не во сне, как в рассказе. Её порождает цирковая афиша «Цирк! В программе: Африканский слон. Только одно представление», которую в дом приносит отец. Режиссёр меняет зверинец Куприна именно на цирковую стихию, ещё больше вовлекая маленьких зрителей в сценическое действие.

К слову, тема цирка очень органична Куприну. Можно вспомнить множество его цирковых рассказов: Allez, «Лолли», «В цирке», «Дочь великого Барнума», «Ольга Сур», Блондель, «Белый пудель»… Магия цирка писателя манила с детства и с возрастом не растаяла, лишь окрепла – появились друзья-приятели из циркового мира, скажем, знаменитые дрессировщики Анатолий и Владимир Дуровы, клоуны Джакомо Чирени и Танти Джеретти…

На тумбе для афиш красуется Gentry Bros. Circus (между прочим, реально существовавшая цирковая труппа). Прямо оттуда на сцену комично шагнёт директор цирка (Николай Щебеньков). Этот колоритный немец пронзительно дунет в свисток, взмахнёт рукой в белой перчатке – и на месте погружённого в сон кукольного города с кукольным домиком главной героини возникает шапито, а сверкающий от света звёзд мост трансформируют в цирковую арену (художественное оформление – Алевтина Торик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»). Сюда выйдут куклы-силачи и будут поднимать тяжеленные штанги и пудовые гири, демонстрируя чудеса нечеловеческой выносливости. Гипнотически зачаруют факир и его диковинный павлин. Развеселят забавный эквилибрист на моноцикле и его невероятно смешная дрессированная крыска. Устрашит своим рррыком, а потом умилит лев Аркадий. И наконец, мы увидим того самого слона – Томми. Добрый и кроткий, он отправится к малышке, будет пить с ней чай, есть торт, играть в куклы, пока мир для Нади снова не обретёт краски.

Интересно, что планшетной куклой Томми управляют сразу несколько кукловодов: Карина Котова, Борис Егоров и Павел Роднин. Спектакль представляет искусное, гармоничное взаимодействие куклы и живого плана. И, разумеется, главное из них – Надя – прелестная тростевая куколка (актёр-кукловод – Александра Бондарева) и её папа, роль которого играет заслуженный артист России Вячеслав Семейченко. Образ Семейченко отчасти тоже принадлежит цирковому миру – он существует в амплуа грустного клоуна. Его герой – бездна отчаяния и нежности, любовь родителя и волевой прорыв ради этого чувства, вера в исцеление ребёнка и счастье от того, что его дитя возвратили к жизни. А ведь по существу чудо, произошедшее с отцом Нади, и есть самое важное.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×