Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 марта 2015, 13:26
 Алексей Стопичев 3852

Жилищное дежавю

Жители одного из частных домов областного центра объявили голодовку

Жилищное дежавю Фото Владимира Юрченко
  • Алексей Стопичев
  • Статья

Белгород, ул. Победы, 132 – почти самый центр города. Невзрачный частный дом. Вокруг показательно висят транспаранты, обличающие власть. Во дворе под навесом сидят люди и голодают. Журналистов встречают с интересом, но на вопросы отвечать пока не хотят: «Скоро наш адвокат придёт – без него с вами разговаривать не велено!» Технология, к слову, проверенная. В прошлом году так голодали жильцы дома по соседству – ул. Победы, 128.

Откуда ноги растут

История вопроса вполне тривиальна. В 2007 году администрации города приняла постановление «О развитии застроенных территорий города Белгорода», по которому развитию подлежит квартал ул. Победы – ул. Гостёнская – просп. Славы – ул. Пушкина. Поскольку в строящемся квартале необходимо разместить сети водоотведения, в ноябре 2011 года горадминистрация издала распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и расположенных на нём домов № 130 и 132 на ул. Победы.

Понятно, что просто так изымать частную собственность закон не разрешает. Жильцы должны получить компенсацию. Жильцов оказалось неожиданно много – десятки прописанных и 20 собственников на 141 кв. м. Стоимость указанных домов определили и распределили среди них в зависимости от их доли.

Откуда у домов появилось столько владельцев? Всё очень просто. Предыдущая версия Жилищного кодекса при изъятии жилья под снос требовала обеспечить крышей над головой всех собственников сносимого жилого помещения. Вот и появлялись в Белгороде волшебные дома на манер нехорошей квартиры из незабвенного романа Булгакова. А белгородцы не хуже Воланда научились колдовать с пространством и делать жильё безразмерным, прописывая и раздавая доли родственникам, знакомым и прочим заинтересованным лицам. К слову, в соседнем доме, № 128 на ул. Победы, на 70 кв. м было прописано 46 человек.

  • Жильцы дома на ул. Победы вышли на голодовку.

  • Голодовка жильцов дома на ул.Победы.

Снести нельзя оставить

Конечно, старые частные дома могли бы пойти под снос давно. Алгоритм понятен: переселяй обитателей старой халупы в современную квартиру, сноси избушку и строй на ней новое жильё. Однако какой застройщик согласится отдать за избушку 20 или 30 новых квартир в соответствии с количеством собственников, как того предписывал Жилищный кодекс?

Но времена изменились. Согласно новой версии Жилищного кодекса, изымаемое для государственных или муниципальных нужд жильё оценивается по рыночной стоимости вне зависимости от того, сколько человек являются собственниками и сколько человек в этом жилье прописано. Десяткам прописанных и собственников такая ситуация не понравилась: каждый уже мечтал, что горадминистрация купит ему отдельную квартиру.

Как заявляет мэрия, жильцы потребовали от города 19 однокомнатных, 2 двухкомнатных и 1 трёхкомнатную квартиру. Даже если считать по минимуму (в этом случае стоимость «однушки» площадью 40 кв. м – не меньше 2 млн рублей) получится, что за один частный дом они хотят получить 900 кв. м нового жилья общей стоимостью около 45 млн рублей.

Чиновники покупать столько квартир отказались. Во-первых, это нецелевое расходование бюджетных средств. Во-вторых, в законе чётко прописано: рыночная стоимость! С двумя десятками собственников договориться о выкупной цене изымаемого для муниципальных нужд имущества не удалось. Городские власти обратились в суд, который поддержал исковые требования в полном объёме. Гражданам, у которых в собственности было от 0,73 до 12 кв. м, присудили соответствующую компенсацию. Подлежащая выплате сумма составила почти 7,5 млн рублей. К слову, на ул. Сумской в центре города за эти деньги как раз продаётся дом – современное строение с большей квадратурой, ремонтом и баней в качестве бонуса.

  • Один из жильцов показывает своё жильё.

Голод как аргумент

Впрочем, собственники сдаваться не собираются. Рассудили так: не удалось через суд – попробуем надавить на власти, обеспечив соответствующий резонанс. Подали в мэрию уведомление: мы объявляем голодовку! «Мы» – это Раиса Павловна Поддубная, её дочь Ирина, племянник Василий, братья Сергей и Виктор Рязановы, Юлия Поддубная (жена одного из собственников, который владеет 8,8 кв. м жилья) и ещё одна Юлия Поддубная, которая тоже лично собственником не является.

Вторая попытка общения с голодающими жильцами оказалась более удачной.

«Всё, что пишут в прессе, – это явная ложь! – заявил голодающий жилец Животов. – Они пишут, что нам нужно 22 квартиры. А у нас всего 12 собственников. А живёт здесь 20 человек».

«Нам никто ничего не предлагал, – поддержала его голодающая Юлия Поддубная № 1. – Пусть придёт чиновник и подтвердит. У нас есть только постановление суда, который присудил 419 тыс. выплатить на каждого собственника. И всё! Никто с нами не договаривался!»

Чиновник почему-то на месте никак не появлялся и не договаривался.

Так сколько собственников вообще в этих домах? – поинтересовались мы.

– 12! – хором сообщили голодающие.

– Но ведь есть ещё четверо собственников, с которыми власти заключили мировое соглашение?

– Это те собственники, которые здесь не живут, – парировали голодающие. – Им всё равно. Они уже давно договорились на компенсацию.

– То есть получается, что собственников уже 16?

– Да, но они здесь уже давно не живут и согласились на компенсацию. А нам некуда идти. Дают нам по 420 тыс. И что они нам оценивают дома? Здесь самую большую ценность представляет земля. Вы знаете, сколько в соседнем доме стоит трёхкомнатная квартира? 9 млн! А нам на всех дают шесть! Так дайте нам эти 164 кв. м в таком элитном доме. Мы продадим и купим на окраине себе квартиры.

По версии жильцов, строительная компания «ДСК» построит на месте их земельного участка новый элитный дом.

– У нас есть план ДСК сфотографированный! – наперебой заговорили они. – Сейчас они его удалили, а у нас есть! По этому плану здесь дом будут строить, а не проводить коммуникации! И не надо думать, что мы хотим квартиры налогоплательщиков. Мы хотим за счёт ДСК. Нужна земля? Удовлетворяйте наши интересы. Мы не просим хоромы. Мы просим крышу над головой. Себе и родственникам.

– Ну ладно родственники, а как быть с остальными? Они как стали собственниками?

– Получили дарственную, – сообщила голодающая Раиса Павловна. – Я им подарила. Они меня пришли и уговорили. Сказали, что…

– 1990-е годы были, тяжёлое время, – поспешно вступила в разговор вторая Юлия Поддубная. – Надо было как-то выживать. В конце концов, это частная собственность. Что хочу, то и делаю. Правильно?

– А скольким людям вы подарили доли в этом доме?

– Ну детям своим… – замялась голодающая Раиса Павловна. – Друзьям. Знакомым. Там через кумовьёв. Понимаете? Раньше были другие законы…

– Может, потому и дарили, что на каждого собственника жильё полагалось?

– Да, – не стали отрицать голодающие. – Времена такие, и государство то так, то этак. Тяжело было. Надо было как-то выживать. Зарплаты не платили месяцами. В магазинах ничего не было. Ну и что? Каждый выживает как может.

  • Здесь живёт Раиса Павловна.

  • Кухня в доме.

«Вы нас провоцируете»

Жильё, в котором якобы живут «все родственники», находится в ужасном состоянии. Поверить, что в каждой комнате проживает целая семья (а то и две), прямо скажем – трудно. Но что если эти злополучные дома – действительно родовое гнездо?

По данным мэрии, основным собственником является Раиса Поддубная. Она получила дом по наследству в 1992 году и почти сразу принялась за продажу долей. Так, в 1993 году 1/20 часть приобрёл Виктор Рязанов, затем разделивший право собственности со своей роднёй (братом, его женой, малолетними детьми). А затем Поддубная принялась раздаривать доли своего дома. Поэтому наряду с родственниками (Поддубными, Грибковыми, Животовыми) доли имеют также семьи Иванюченко, Болотовых, Ильиных, Петровых и Ткаченко. При этом в мэрии утверждают, что чуть ли не все собственники кроме метров в этом доме имеют и другое жильё.

Впрочем, городская администрация переговоры продолжает и обещает не применять принудительное выселение. Уже заключены четыре мировых соглашения, по которым уплатили чуть более 4 млн рублей. Ещё для 15 собственников зарезервированы три квартиры общей стоимостью более 8 млн рублей. То есть на данный момент волшебные дома обходятся бюджету уже более чем в 12 млн.

Остальные собственники не соглашаются. Упорствуют. Голодают. Требуют квартиры – то ли 8, то ли 22.

– Скажите, вот я посчитал – вы хотите получить квартиры на десятки миллионов рублей. На ваш взгляд, это справедливо?

– Вот только не надо! – ответили голодающие. – Вы нас провоцируете.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×