Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
12 марта 2015, 11:02
 Катерина Шаронова 3854

Картины предстояния Родиона Кузнецова

Белгородский художник представляет свою живопись и приглашает на мастер-классы по созданию портрета

Картины предстояния Родиона Кузнецова Родион Кузнецов. Фото Вадима Заблоцкого
  • Катерина Шаронова
  • Статья

В эти дни Зелёная комната выставочного зала «Родина» открывает тайны творческого мира Родиона Кузнецова. В первую очередь художник-монументалист, он открывает другую сторону своего таланта, представляя нам 20 живописных картин. Это первая персональная выставка Кузнецова в нашем городе. Ретроспективная по существу.

«С детства по-особому ощущаю себя в пространстве <...> Видеть горизонт во все четыре стороны и стоять на лице земли – так обретаю гармонию», – в одной из наших бесед сказал Родион Кузнецов.

Большинство его картин, что вы увидите, родом именно оттуда – из продуваемой ветрами Донской степи («Осень на Дону», «Ожидание», «Донской курень», «Поля»...). Эта земля и этот простор, который, кажется, ничем и нигде не заканчивается, питали их. Эти ветры – в его картинах, они заставляют их дышать, вибрировать.

Этот простор дарует свободу, но уже в другую минуту в этом пространстве без границ человек обнаруживает её предельность – и всё оборачивается какой-то неизбывной тоской. Свобода и угроза её потерять одномоментно существуют в степной живописи Кузнецова и рождают безотчётное счастье, но вместе с тем тревожное ощущение предстояния: некая скрытая угроза как напряжённое ожидание, предчувствие. Тени нет только там, что обращено к прошлому («Отец и сын»).

Коровы, овечьи отары и фигурка пастуха, за плетнями огородики с бахчой и поля, поля, простёршиеся цветными лоскутками до линии горизонта, а дальше небеса... – из вечных пространств и мелкой россыпи деталей собирается природная гармония жизни и та трагическая дисгармония, что присутствует внутри человека.

Видимо, оттого и символика живописи Кузнецова амбивалентна или многозначна. Скажем, картина «Чертополох» (2000): мы видим, как «свечи чертополоха полыхают на цветочном ковре». Что символизирует этот чертополох: страдание, муки и земные печали ли (христианское толкование), возмездие ли (шотландское) или стойкость (китайское)?.. У вас будет возможность узнать смысл автора.

  • «Чертополох».

  • «Казак А. Землянухин в Лондоне, 1813».

  • «Куматырь».

  • «Отец и сын».

Выставочные полотна вроде бы не так давно написаны – в нулевых, а иные несколько лет назад, но будто запечатлели ветер времени, далеко отстоящего, вобрав в себя определённые коды культуры. Во-первых, в смысле того, как это сделано. Кузнецов – продолжатель одной из ведущих отечественных художественных школ. Композиционное решение, колористическое, выбор выразительной пластики... – всё в произведениях художника обращает к великой традиции Суриковского института (окончил в 2003-м).

Во-вторых, в мировоззренческом смысле. Индивидуально-авторское художника берёт своё начало в народно-мифологическом сознании казаков. Ключ к этому получили те, кто присутствовал на вернисаже. Представляя свои работы, Кузнецов упомянул о своих казацких корнях и а капелла исполнил «Пiсню про Байду». Пел он о Дмитрии Вишневецком – том самом герое истории, что создал первую Запорожскую Сечь и защищал южные границы Московского государства от набегов крымских татар.

А один из центров экспозиции – картина «Казак А. Землянухин в Лондоне, 1813». Это историческая живопись с сюжетом из жизни реальной личности Александра Григорьевича Землянухина. Казак из станицы Нагавская, он начал служить ещё при Суворове, а звонкую мировую славу обрёл после разгрома Наполеона, уже будучи седовласым. Март 1813-го, Землянухина посылают к графу Ливену – русскому посланнику в Лондоне. «Ура, казак», – приветствует его английская толпа. Ликования будут сопровождать героя, куда бы он ни пошёл во всё время пребывания в британской столице. В сердце восторженной толпы и изобразит его Кузнецов. Картину эту художник создал для юбилейной выставки фонда Russian Arts Help Charity («Помощь отечественному искусству») в резиденции посла Великобритании в Москве. После её экспонировали в Лондоне.

Кроме степных пейзажей, натюрмортов и сюжетно-тематической картины, в экспозицию вошли и портреты, которые отличает глубокий психологизм воплощённых образов. То, как художник их создаёт, он расскажет и покажет в будущие выходные. Творческие встречи с Родионом Кузнецовым состоятся в «Родине»: 14 марта (в 15:00) Кузнецов посвятит свой мастер-класс графическому портрету в технике сухой кисти, а 15 марта (в 14:00) – живописному портрету, масляной живописи.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×