Свою первую модель Виктор Львович собрал, когда ему было 12 лет. Правда, в детские годы предпочтение он отдавал кораблям, танкам и машинам. А когда стал учиться в Рижском аэрокосмическом университете по специальности «инженер по эксплуатации авиационного радиоэлектронного оборудования», заинтересовался самолётами.
Акапьев всерьёз увлёкся авиамоделизмом в 1981 году, после переезда в Белгород. С этого времени и ведёт свою историю его коллекция, в которой на сегодняшний день 240 готовых моделей и ещё 300, которым предстоит сборка.
В 1986 году он попал в крупнейший клуб моделистов Советского Союза в Харькове и ещё сильнее погрузился в своё увлечение. Покупать модели было сложно, но помогали товарищи. Виктор Львович переписывался со всем миром, обменивался с другими моделистами. В 80–90-е годы сформировался костяк его коллекции.
Каждая модель по-своему дорога сердцу Акапьева. Одну из тех, что выставлены в диораме, он собирал 19 лет!
«Нас ведь нельзя назвать коллекционерами, которые что-то приобрели, поставили на полку и всю жизнь любуются. Мы привязаны к документам, чертежам, технологиям. Поэтому и хотелось на выставке в диораме показать не только конечный продукт моего хобби, но и сопутствующие ему процессы. Надеюсь, это привлечёт подрастающее поколение к моделизму, побудит его изучать историю и делать что-то своими руками», – отметил Виктор Акапьев.
В диораме представлено более 100 моделей. После долгих раздумий организаторы выставки остановились на военно-историческом профиле, решив показать историю развития отечественной авиации с конца 1930-х годов по сегодняшний день.
Гости выставки могут увидеть модели советских, немецких, американских и британских самолётов: ТБ-3, МиГ-3, И-16, ПЕ-2, ПЕ-8, Су-2, ИЛ-2, Junkers Ju52/3m, He111H, Б-52, P-39 «Аэрокобра», «Тандерболт», СУ-34, Ту-2. Открытие выставки – это дань уважения прославленным советским авиаконструкторам: Сергею Ильюшину, Семёну Лавочкину, Артему Микояну. В диораме решили вспомнить и отечественных героев-лётчиков – сотрудники музея поместили в экспозицию документы, личные вещи, снаряжение, вооружение и награды героев Курской битвы и Героев Советского Союза.
«Высший пилотаж» демонстрирует переход от поршневой к реактивной авиации, который изменил и вид самолёта, и условия его эксплуатации. Потом воздушные суда перешли порог сверхзвука. Не только истребители, но и бомбардировщики стали летать в разы быстрее. Можно увидеть на выставке и поколение новой авиации – модели самолётов, которые участвовали в локальных войнах конца XX века. Гости диорамы также получат представление о мощи современной российской авиации и о новейших образцах самолётов США.
Акапьев вручил директору музея Марии Кугиной модели самолётов, которые встречались в небе над Белгородом и Курской дугой.
Выставка продлится до конца апреля.
Анна Кущенко