Памяти великих
Когда из жизни уходит человек-эпоха, нас это трогает. Но когда мы воочию слышали, видели великих, весть об их уходе становится нашей болью. Выдающихся культурных героев своего времени Елену Образцову и Святослава Бэлзу белгородцы узнали во многом благодаря фестивалю Борислава Струлёва. Стоит ли говорить почему IV BelgorodMusicFest посвящён их памяти, и это посвящение станет его особым лейтмотивом?
«Елена Образцова... Легенда! Встречал Елену Васильевну – и время останавливалось. Её невероятный жизненный путь, начавшийся со страданий блокадных лет. Её опыт. Её мудрость. Её юмор. Мы говорили о музыке, о счастье. Я никогда не забуду её доброту ко мне как к артисту. И буду вечно помнить и ценить её согласие приехать в Белгород и выступить на нашем фестивале. Это был один из последних выходов Елены Васильевны на сцену. Она пела, читала свои стихи – настоящее откровение. Образцова провела и мастер-класс для белгородских студентов, который, уверен, останется для них незабываемым.
Святослав Бэлза... Мы были близки с 1990-х. Тогда впервые Святослав Игоревич со мной, Денисом Мацуевым, другими стипендиатами фонда «Новые имена» отправился в тур по России – Благовещенск, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Сахалин, Хабаровск, Магадан... Обращаюсь к тем дням: первый образ – бесконечная заледеневшая дорога. Сцена. Святослав Игоревич произносит: «Как говорил Фэт...» И всё начиналось. Я играю Боккерини и чувствую, что слушатель понимает каждую воплощённую мной фразу. А после Бэлза приезжал в Нью-Йорк и вёл концерты в Карнеги-холле. Как раз проходили Пушкинские дни: он рассказывал про Александра Сергеевича, читал его стихи. Казалось бы, кому в Америке нужен этот русский? Оказалось, нужен. Его роль в драматургии концерта была совершенно уникальной. И вот Святослав Игоревич и Елена Васильевна открывают наш фестиваль. Мы стали свидетелями чуда и это повод для гордости», – вспоминает Борислав Струлёв.
В масштабах России
Белгород становится причастен к интересной тенденции в масштабах России: феноменальная личность приезжает в город за пределами двух столиц и делает там проект, качественно меняющий культурный ландшафт территории, становится неким гением места. Дальше больше – этот проект заставляет обратить на себя внимание и Москвы, и Санкт-Петербурга. Мира, кстати, тоже. Здесь, конечно, нужно вспомнить, как великий Мстислав Ростропович основал в Нижнем Новгороде первый в Советском Союзе фестиваль. Сегодня же достаточно таких имён, как Денис Мацуев в Иркутске (фестиваль «Звёзды на Байкале»), Теодор Курентзис в Перми (его политика в Академическом театре оперы и балета)... Борислав Струлёв в Белгороде. С просьбой порассуждать на эту тему к нему и обращаемся:
«Слава богу, что это так воспринимается – значит, нам всё удаётся. Но важно понять, что за подобным успехом всегда скрыто нечто. Я получил мощный импульс для развития этого масштабного проекта от главы региона Евгения Савченко. Желание слушателей, приоритеты властей, готовность взять на себя ответственность бизнес-сообщества – в Белгородской области существовала культурная жажда, сложились все условия для основания фестиваля (причём здесь решают не только творческие, но и чисто житейские вопросы, которые, понятное дело, сопровождают процесс)».
Три концерта – год работы
Политику арт-директора фестиваля всегда отличала жанровая разновекторность. Классика, опера, кроссовер, театр, блюз, танго – вот составные элементы фестивального кубика Рубика в этом году. Струлёв по-импрессионистски представляет своих друзей – звёзд BelgorodMusicFest-2015.
Первый концерт, 1 марта в 17:00
«Владимир Маторин – первый бас России, актёрище. Друг моей бабушки (пианистка, преподаватель московского Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова – прим. авт.). Помню: мне лет пять, ещё бегаю, что называется, под роялем, а Маторин у нас дома исполняет оперные партии. Он: «О, дайте, дайте мне свободу!» (Ария князя Игоря) Я: Оооой. Боялся, думал, что это за дядя с бородой?.. Теперь мой друг (смеётся)».
«Виктор Третьяков. Не знаю, был ли в Советском Союзе и есть ли сегодня в России скрипач лучше. Гениальные звук, техника, невероятные эмоции. Царь инструмента. Покорён им с тех пор, как однажды услышал его воплощение партитуры Александра Чайковского, композитора мощнейшей новаторской музыки. Дирижировал тогда удивительный Владимир Зива (хочу привезти его как-нибудь в Белгород)».
«Впервые в рамках фестиваля будет играть симфонический оркестр БГФ. Управлять им будет Аркадий Лейтуш, американский дирижёр, потрясающий аранжировщик, педагог с русскими корнями, школой. Внимание! Исполнят они Чакону из второй скрипичной партиты Иоганна Себастьяна Баха – произведение неописуемой красоты. Сочинение претерпело множество обработок, но лучшей из её оркестровых версий называют ноты выдающегося дирижёра Натана Рахлина. Лейтуш, его друг, вместе с белгородским коллективом преподнесёт их слушателям. Фантастическое начало обеспечено.
Белгородцев ждёт и мировая премьера. Мы с Лейтушем оркестровали Виолончельную сонату Сергея Рахманинова. Фактически появился новый Концерт для виолончели с оркестром Рахманинова (и диск запишем). Он обещает стать достоянием виолончелистов мира, ведь известно, что репертуар для нашего инструмента не так обширен, как фортепианный, к примеру. Я же исполню только третью часть – Анданте. Почему? Солистов очень много, и я не могу исчерпать всё время лишь своим выступлением. Но надеюсь, что в будущем такая возможность обязательно случится».
«Первый раз мне предстоит играть с оркестром русских народных инструментов под управлением главного дирижёра Евгения Алешникова(худрук БГФ – прим. авт.). Старину Steinway оживит Сергей Дрезнин – супер-пианист, композитор из Германии. И вы услышите Фантазию на тему «Цирк» – сумасшедшую феерию, смех. Кстати, именно Дрезнин, чьи произведения уже звучали в прошлом, его создал».
Второй концерт, 4 марта в 18:30
«Лейтмотив второго фестивального концерта – музыкальные приношения 70-летию Победе в Великой Отечественной войне. Его первое отделение мы завершим с Сергеем Дрезниным попурри военных тем в музыке SovInformBuro. Белгородский квартет тромбонистов Jazz Guardians откроет второе и логически предварит появление одного из главных блюзменов России Евгения Маргулиса с его знаменитыми «Бумажными солдатами». Вместе с ним сыграет замечательный гитарист Михаил Клягин. И оставим в секрете то, что мы сотворим вместе с ними и белгородским камерным оркестром Mezzo music (худрук – Наталья Боровик). Но точно вы станете свидетелем потрясающего филармонического анплакт-выступления (акустического)».
«Наше посвящение Году литературы в России – оригинальная версия пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Сложносочинённую музыкально-литературную композицию воссоздадут Сергей Дрезнин (партия фортепиано) и народный артист России Николай Чиндяйкин (художественное слово) в сопровождении Mezzo music».
Третий концерт, 7 марта в 17:00
«Покоривший Белгород баянист из Германии Айдар Гайнуллин готовит премьеру пьесы «Алина» для хора. Впервые мы привлекаем и камерный хор БГФ под управлением главного дирижёра Елены Алексеевой. Безусловно, слушателей ждут оригинальные прочтения танго от Айдара».
«7 марта выступят и Алексей Татаринцев – сильнейший из отечественных теноров, его голос точно камертон нашего времени, и баритон Владимир Самсонов – оперное диво, потрясающий певец из Северной столицы. Я сказал своему другу: «Владимир, мне нужна музыка романтиков, только хиты для белгородских женщин в канун 8 Марта».
Три тайны фестиваля
Паузы в промежутках между тремя главными концертами впервые нивелированы. 2 марта Струлёв развернёт фестивальное действо в Губкине – на сцену ДК «Форум» выйдут Сергей Дрезнин, московская скрипачка Анна Боровик, хорошо знакомая по концертам предыдущих лет, и, разумеется, сам Борислав. И белгородцы в первый раз услышат игру виолончелиста на электронном инструменте Yamaha, чьим лицом он, между прочим, является. Электровиолончель музыкант обещает использовать и 4 марта, играя с Евгением Маргулисом.
– В Белгороде электровиолончель впервые представил Валерий Михайлов. Он говорил, что академический инструмент и его электронная версия требуют разной манеры исполнения. Как вам удаётся варьировать их? И можете ли вы согласиться с его мнением, что для исполнения джаза, рока электровиолончель подходит куда лучше, чем акустическая?
– Виолончель – выражение всего того, что внутри меня. Её электронная версия – тоже, только с другим колоритом. Электрозвук, отсутствие какой-то душевности... – разница между ними, конечно, очевидна. Но здесь всё зависит от исполнителя, надо уметь, чтобы всё не свелось к нудному одинаковому звуку. Электровиолончель – некое вспомогательное. А играть на ней можно во всех музыкальных направлениях, и в этом смысле она действительно даёт куда больше возможностей. В Губкине же я буду играть то на академическом инструменте, то на электронном – покажу этакий калейдоскоп виолончельного искусства в разных его проявлениях. Ну и надо иногда жалеть своих старинных акустических друзей.
– С вашим уникальным инструментом работы флорентийского мастера Луиджи Пьятеллини конца XVIII века мы уже хорошо знакомы. Но в этот раз вы будете играть на другом.
– Да, эту мою виолончель создал Жан Батист Вильом – французский мастер рубежа XVIII–XIX столетий, продолживший дело Страдивари и Гварнери.
3 марта в 21:00 белгородцев приглашают на встречу с Сергеем Дрезниным. Возможность общения? Да. Но не только. Вы увидите видеоверсию его мюзикла «Екатерина Великая». И кое-что ещё.
«Вместе с Дрезниным в Париже мы озвучили немой советский фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» (1927). И 3 марта хотел бы показать, как происходил этот процесс. Дрезнин как тапёр озвучит несколько сцен. И я подключусь», – приглашает Струлёв.
Кроме того, музыкант из Германии проведёт мастер-классы для учащихся музыкальных школ, колледжа и студентов Белгородского государственного института искусств и культуры.
18 февраля в органном зале Белгорода прозвучал особый концерт – ансамбль виолончели Струлёва и органа Тимура Халиуллина стал основой первого отделения. Тогда Борислав подтвердил, что это своеобразный пролог BelgorodMusicFest-2015. Кроме того, обещал повторения дуэта уже в фестивальных рамках. Наконец стало известно, что повторят его 6 марта в 22:00. Ночной концерт при свечах – грядёт нечто небывалое.
«Раскрывать тайну этого концерта не буду. Только чуть-чуть её приоткрою. Нас будет вести звезда Баха. Что ещё? Возможно, там появится и Айдар Гайнуллин. И мы удивимся, сколько общего окажется между органом и баяном».
BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства, председателем которого теперь является директор Белгородской филармонии Светлана Боруха.