Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 февраля 2015, 15:55
 Катерина Шаронова 3369

Борислав Струлёв: Фестхаус спать не будет

Два дня до Международного фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья – 2015»

Борислав Струлёв: Фестхаус спать не будет Борислав Струлёв на пресс-конференции. Фото Владимира Юрченко
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Какие музыкальные мифы Борислав Струлёв, арт-директор BelgorodMusicFest и Фонда развития классического музыкального искусства Белгородской области, разрушит в этот раз, можно лишь предполагать. Предыдущие три фестиваля в этом более чем убедили. Открытие четвёртого приходится на первый день весны. Пока слушатели ждут грандиозного начала, Струлёв репетирует и общается с журналистами.

Памяти великих

Когда из жизни уходит человек-эпоха, нас это трогает. Но когда мы воочию слышали, видели великих, весть об их уходе становится нашей болью. Выдающихся культурных героев своего времени Елену Образцову и Святослава Бэлзу белгородцы узнали во многом благодаря фестивалю Борислава Струлёва. Стоит ли говорить почему IV BelgorodMusicFest посвящён их памяти, и это посвящение станет его особым лейтмотивом?

«Елена Образцова... Легенда! Встречал Елену Васильевну – и время останавливалось. Её невероятный жизненный путь, начавшийся со страданий блокадных лет. Её опыт. Её мудрость. Её юмор. Мы говорили о музыке, о счастье. Я никогда не забуду её доброту ко мне как к артисту. И буду вечно помнить и ценить её согласие приехать в Белгород и выступить на нашем фестивале. Это был один из последних выходов Елены Васильевны на сцену. Она пела, читала свои стихи – настоящее откровение. Образцова провела и мастер-класс для белгородских студентов, который, уверен, останется для них незабываемым.

Святослав Бэлза... Мы были близки с 1990-х. Тогда впервые Святослав Игоревич со мной, Денисом Мацуевым, другими стипендиатами фонда «Новые имена» отправился в тур по России – Благовещенск, Южно-Сахалинск, Комсомольск-на-Амуре, Чита, Сахалин, Хабаровск, Магадан... Обращаюсь к тем дням: первый образ – бесконечная заледеневшая дорога. Сцена. Святослав Игоревич произносит: «Как говорил Фэт...» И всё начиналось. Я играю Боккерини и чувствую, что слушатель понимает каждую воплощённую мной фразу. А после Бэлза приезжал в Нью-Йорк и вёл концерты в Карнеги-холле. Как раз проходили Пушкинские дни: он рассказывал про Александра Сергеевича, читал его стихи. Казалось бы, кому в Америке нужен этот русский? Оказалось, нужен. Его роль в драматургии концерта была совершенно уникальной. И вот Святослав Игоревич и Елена Васильевна открывают наш фестиваль. Мы стали свидетелями чуда и это повод для гордости», – вспоминает Борислав Струлёв.

Борислав Струлёв на третьем фестивале BelgorodMusicFest.
Борислав Струлёв на третьем фестивале BelgorodMusicFest.
Фото Юрия Бограда

В масштабах России

Белгород становится причастен к интересной тенденции в масштабах России: феноменальная личность приезжает в город за пределами двух столиц и делает там проект, качественно меняющий культурный ландшафт территории, становится неким гением места. Дальше больше – этот проект заставляет обратить на себя внимание и Москвы, и Санкт-Петербурга. Мира, кстати, тоже. Здесь, конечно, нужно вспомнить, как великий Мстислав Ростропович основал в Нижнем Новгороде первый в Советском Союзе фестиваль. Сегодня же достаточно таких имён, как Денис Мацуев в Иркутске (фестиваль «Звёзды на Байкале»), Теодор Курентзис в Перми (его политика в Академическом театре оперы и балета)... Борислав Струлёв в Белгороде. С просьбой порассуждать на эту тему к нему и обращаемся:

«Слава богу, что это так воспринимается – значит, нам всё удаётся. Но важно понять, что за подобным успехом всегда скрыто нечто. Я получил мощный импульс для развития этого масштабного проекта от главы региона Евгения Савченко. Желание слушателей, приоритеты властей, готовность взять на себя ответственность бизнес-сообщества – в Белгородской области существовала культурная жажда, сложились все условия для основания фестиваля (причём здесь решают не только творческие, но и чисто житейские вопросы, которые, понятное дело, сопровождают процесс)».

Три концерта – год работы

Политику арт-директора фестиваля всегда отличала жанровая разновекторность. Классика, опера, кроссовер, театр, блюз, танго – вот составные элементы фестивального кубика Рубика в этом году. Струлёв по-импрессионистски представляет своих друзей – звёзд BelgorodMusicFest-2015.

Первый концерт, 1 марта в 17:00

«Владимир Маторин – первый бас России, актёрище. Друг моей бабушки (пианистка, преподаватель московского Государственного музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова – прим. авт.). Помню: мне лет пять, ещё бегаю, что называется, под роялем, а Маторин у нас дома исполняет оперные партии. Он: «О, дайте, дайте мне свободу!» (Ария князя Игоря) Я: Оооой. Боялся, думал, что это за дядя с бородой?.. Теперь мой друг (смеётся)».

Владимир Маторин.
Владимир Маторин.
Фото Виктора Новикова (газета «Завтра», http://zavtra.ru)

«Виктор Третьяков. Не знаю, был ли в Советском Союзе и есть ли сегодня в России скрипач лучше. Гениальные звук, техника, невероятные эмоции. Царь инструмента. Покорён им с тех пор, как однажды услышал его воплощение партитуры Александра Чайковского, композитора мощнейшей новаторской музыки. Дирижировал тогда удивительный Владимир Зива (хочу привезти его как-нибудь в Белгород)».

Виктор Третьяков на VII Международном фестивале искусств в Сочи.
Виктор Третьяков на VII Международном фестивале искусств в Сочи.
Фото Алексея Молчановского (http://newsmuz.com)

«Впервые в рамках фестиваля будет играть симфонический оркестр БГФ. Управлять им будет Аркадий Лейтуш, американский дирижёр, потрясающий аранжировщик, педагог с русскими корнями, школой. Внимание! Исполнят они Чакону из второй скрипичной партиты Иоганна Себастьяна Баха – произведение неописуемой красоты. Сочинение претерпело множество обработок, но лучшей из её оркестровых версий называют ноты выдающегося дирижёра Натана Рахлина. Лейтуш, его друг, вместе с белгородским коллективом преподнесёт их слушателям. Фантастическое начало обеспечено.

Белгородцев ждёт и мировая премьера. Мы с Лейтушем оркестровали Виолончельную сонату Сергея Рахманинова. Фактически появился новый Концерт для виолончели с оркестром Рахманинова (и диск запишем). Он обещает стать достоянием виолончелистов мира, ведь известно, что репертуар для нашего инструмента не так обширен, как фортепианный, к примеру. Я же исполню только третью часть – Анданте. Почему? Солистов очень много, и я не могу исчерпать всё время лишь своим выступлением. Но надеюсь, что в будущем такая возможность обязательно случится».

Аркадий Лейтуш.
Аркадий Лейтуш.
Фото с сайта http://ebrejukultura.lv

«Первый раз мне предстоит играть с оркестром русских народных инструментов под управлением главного дирижёра Евгения Алешникова(худрук БГФ – прим. авт.). Старину Steinway оживит Сергей Дрезнин – супер-пианист, композитор из Германии. И вы услышите Фантазию на тему «Цирк» – сумасшедшую феерию, смех. Кстати, именно Дрезнин, чьи произведения уже звучали в прошлом, его создал».

Сергей Дрезнин на музыкальном салоне в Баден-Бадене.
Сергей Дрезнин на музыкальном салоне в Баден-Бадене.
Фото с сайта http://badenbaden.pro

Второй концерт, 4 марта в 18:30

«Лейтмотив второго фестивального концерта – музыкальные приношения 70-летию Победе в Великой Отечественной войне. Его первое отделение мы завершим с Сергеем Дрезниным попурри военных тем в музыке SovInformBuro. Белгородский квартет тромбонистов Jazz Guardians откроет второе и логически предварит появление одного из главных блюзменов России Евгения Маргулиса с его знаменитыми «Бумажными солдатами». Вместе с ним сыграет замечательный гитарист Михаил Клягин. И оставим в секрете то, что мы сотворим вместе с ними и белгородским камерным оркестром Mezzo music (худрук – Наталья Боровик). Но точно вы станете свидетелем потрясающего филармонического анплакт-выступления (акустического)».

«Наше посвящение Году литературы в России – оригинальная версия пушкинской «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери». Сложносочинённую музыкально-литературную композицию воссоздадут Сергей Дрезнин (партия фортепиано) и народный артист России Николай Чиндяйкин (художественное слово) в сопровождении Mezzo music».

Евгений Маргулис.
Евгений Маргулис.
Фото Михаила Ушакова (http://mackeyka.livejournal.com)

Третий концерт, 7 марта в 17:00

«Покоривший Белгород баянист из Германии Айдар Гайнуллин готовит премьеру пьесы «Алина» для хора. Впервые мы привлекаем и камерный хор БГФ под управлением главного дирижёра Елены Алексеевой. Безусловно, слушателей ждут оригинальные прочтения танго от Айдара».

«7 марта выступят и Алексей Татаринцев – сильнейший из отечественных теноров, его голос точно камертон нашего времени, и баритон Владимир Самсонов – оперное диво, потрясающий певец из Северной столицы. Я сказал своему другу: «Владимир, мне нужна музыка романтиков, только хиты для белгородских женщин в канун 8 Марта».

Проморолик BelgorodMusicFest-2015. Видео предоставлено арт-директором фестиваля Бориславом Струлёвым

Три тайны фестиваля

Паузы в промежутках между тремя главными концертами впервые нивелированы. 2 марта Струлёв развернёт фестивальное действо в Губкине – на сцену ДК «Форум» выйдут Сергей Дрезнин, московская скрипачка Анна Боровик, хорошо знакомая по концертам предыдущих лет, и, разумеется, сам Борислав. И белгородцы в первый раз услышат игру виолончелиста на электронном инструменте Yamaha, чьим лицом он, между прочим, является. Электровиолончель музыкант обещает использовать и 4 марта, играя с Евгением Маргулисом.

– В Белгороде электровиолончель впервые представил Валерий Михайлов. Он говорил, что академический инструмент и его электронная версия требуют разной манеры исполнения. Как вам удаётся варьировать их? И можете ли вы согласиться с его мнением, что для исполнения джаза, рока электровиолончель подходит куда лучше, чем акустическая?

– Виолончель – выражение всего того, что внутри меня. Её электронная версия – тоже, только с другим колоритом. Электрозвук, отсутствие какой-то душевности... – разница между ними, конечно, очевидна. Но здесь всё зависит от исполнителя, надо уметь, чтобы всё не свелось к нудному одинаковому звуку. Электровиолончель – некое вспомогательное. А играть на ней можно во всех музыкальных направлениях, и в этом смысле она действительно даёт куда больше возможностей. В Губкине же я буду играть то на академическом инструменте, то на электронном – покажу этакий калейдоскоп виолончельного искусства в разных его проявлениях. Ну и надо иногда жалеть своих старинных акустических друзей.

– С вашим уникальным инструментом работы флорентийского мастера Луиджи Пьятеллини конца XVIII века мы уже хорошо знакомы. Но в этот раз вы будете играть на другом.

– Да, эту мою виолончель создал Жан Батист Вильом – французский мастер рубежа XVIII–XIX столетий, продолживший дело Страдивари и Гварнери.

Борислав Струлёв знакомит журналистов с программой фестиваля.
Борислав Струлёв знакомит журналистов с программой фестиваля.
Фото Владимира Юрченко

3 марта в 21:00 белгородцев приглашают на встречу с Сергеем Дрезниным. Возможность общения? Да. Но не только. Вы увидите видеоверсию его мюзикла «Екатерина Великая». И кое-что ещё.

«Вместе с Дрезниным в Париже мы озвучили немой советский фильм Ольги Преображенской и Ивана Правова «Бабы рязанские» (1927). И 3 марта хотел бы показать, как происходил этот процесс. Дрезнин как тапёр озвучит несколько сцен. И я подключусь», – приглашает Струлёв.

Кроме того, музыкант из Германии проведёт мастер-классы для учащихся музыкальных школ, колледжа и студентов Белгородского государственного института искусств и культуры.

18 февраля в органном зале Белгорода прозвучал особый концерт – ансамбль виолончели Струлёва и органа Тимура Халиуллина стал основой первого отделения. Тогда Борислав подтвердил, что это своеобразный пролог BelgorodMusicFest-2015. Кроме того, обещал повторения дуэта уже в фестивальных рамках. Наконец стало известно, что повторят его 6 марта в 22:00. Ночной концерт при свечах – грядёт нечто небывалое.

«Раскрывать тайну этого концерта не буду. Только чуть-чуть её приоткрою. Нас будет вести звезда Баха. Что ещё? Возможно, там появится и Айдар Гайнуллин. И мы удивимся, сколько общего окажется между органом и баяном».

BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства, председателем которого теперь является директор Белгородской филармонии Светлана Боруха.


для комментариев используется HyperComments
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×