Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 октября 2014, 17:46
 Екатерина Шаронова 5682

Два дня во вселенной Косенкова

О трёх с половиной выставках, которые представили в рамках фестиваля памяти выдающегося белгородского графика Станислава Косенкова

Два дня во вселенной Косенкова Фото Владимира Юрченко
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Каждый год отодвигает нас всё дальше от времени, когда творил Станислав Косенков. Учитывая масштаб личности и дара мастера, он всё больше становится легендой, главным культурным героем нашего художественного пространства. На прошлой неделе провели II Белгородский открытый фестиваль изобразительных искусств памяти заслуженного художника России С. С. Косенкова. Однако три с половиной выставки, которые стали основными фестивальными событиями, будут экспонировать ещё довольно долго.

Второй фестиваль

Осенью 2011-го его провели впервые. Как раз в октябре, когда Станиславу Косенкову исполнилось бы 70 лет (появился на свет 11 октября в селе Рождественка). Много лет близкие коллеги, поклонники феномена Станислава Косенкова высказывали идеи фестиваля, ему посвящённого. И наконец, правительство Белгородской области такой фестиваль учредило и воплотило совместно с белгородскими Союзом художников России, художественным музеем и мемориальным музеем-мастерской Косенкова, обратив внимание на наследие мастера.

Особое место в фестивальной программе занимает двухдневная конференция «Актуальные вопросы развития отечественного изобразительного искусства в провинции», в рамках которой обсуждают исследования, связанные с творчеством Станислава Степановича, и проблемы культурного ландшафта российской провинции. Но выставочные проекты и в первый раз, и в этот – суть есть Косенковский фестиваль.

Почему три с половиной выставки? Первой открыли экспозицию по итогам межрегионального конкурса, традиционно предшествующего фестивальным событиям (1 октября). Более трёх сотен произведений и почти 200 авторов из Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской областей, а также украинского Луганска – несмотря на жёсткий отбор, произведений оказалось столь много, что их разместили сразу в двух арт-пространствах: художественном музее и «Родине». Во второй фестивальный день белгородцы стали свидетелями и вовсе уникального вернисажа – из Кирова в наш город привезли ксилографии из серии «Малые Страсти» Альбрехта Дюрера. А несколько часов спустя всех пригласили в музей-мастерскую Станислава Косенкова, где перед зрителями предстала центральная тема художника – ребёнок, детство.

  • Анна Косенкова на выставке в «Родине».

  • На выставке-фестивале в художественном музее.

  • Художник Владимир Аксёнов в музее-мастерской С. Косенкова.

Сколки времени

Выставка по итогам конкурса невероятно эклектична (до 26 октября): от видов искусства, здесь представленного (живопись, графика, декоративно-прикладное, театрально-декорационное, скульптура малой формы), жанров (портреты, пейзажи, натюрморты, абстракции) до смысловой и эмоциональной наполненности каждой из работ.

В день её вернисажа наградили и победителей конкурса: I степень – Иван Чернышёв («Без наследников», живопись) и Гиви Калмахелидзе («Две лодки» – «Два монаха» – «Три колокола», графический триптих), II – Юрий Астапченко («Танцовщица», бронзовая скульптура), Леонид Руднев («Осенний мотив», живопись), Владимир Аксёнов («Сухарево», графический цикл), Юрий Болотов («Святые места России. Суздаль», живопись), III – Лидия Скаргина («Македонская экспрессия», живопись), Анатолий Костянников («Голгофа. Памяти художника РФ С. С. Косенкова», живопись), Евгений Щеглов («Портрет Галины», живопись), Владимир Кутявин ( «Корсунская Богородица», икона), Галина Аксёнова («Натюрморт с тремя зёрнами» и «Натюрморт с чашей», ДПИ), Владимир Желобок («Вечер в Хотмыжске», живопись).

«Счастлива тем, что имя Косенкова сегодня объединяет творческих людей, даёт им возможность лишний раз пообщаться друг с другом, показать, чего каждый достиг. Надеюсь, что имя Станислава Степановича, его произведения станут стимулом для тех художников, кто творит сегодня, кто может принять эстафету, нравственную и содержательную. И кто чувствует ответственность за время, в котором мы живём, за всё, что сейчас происходит. На этой выставке невероятно много потрясающих произведений, выполненных художниками-профессионалами, но мало таких, которые бы затрагивали проблемы сегодняшней жизни», – считает Анна Косенкова, вдова художника и заведующая его музеем-мастерской.

Соглашаюсь с Анной Константиновной (каждая из работ самого Косенкова как сколок времени, его эпохи, который между тем сегодня не перестаёт звучать современно и своевременно), и вместе мы идём по экспозиционному залу белгородского художественного музея, рассматривая его экспонаты.
Видим картины луганского живописца Артёма Фесенко из серии «Беженцы».

«Беженцы – вот же она, тема наших переживаний. Ведь к украинским событиям мы не можем относиться спокойно – это наша всеобщая боль», – комментирует Косенкова.

Пересекаем зал. На пути – скульптура «Власть» Александра Вагнера (Липецк).

«Иносказание на все времена. Всякий раз Вагнер создаёт произведение на актуальную тему», – делится Анна Константиновна.

И подходим к работе «Голгофа» автора из Орла Анатолия Костянникова.

«Это не только поклон Славе (речь о визуальном цитировании «Мой дом» из серии «Детство» Косенкова), это повествование о той великой миссии, которая предначертана художнику – ведь любой творец несёт свой крест. Это о конкретном художнике, о себе самом и обо всех», – поясняет вдова Станислава Степановича.

  • Картина Ивана Чернышёва.

  • Победитель I степени выставки-конкурса Иван Чернышёв

  • Работа победителя конкурса Гиви Калмахелидзе («Две лодки»).

«Мальчиком, бегущим резво, я предстану вам…»

Несколько переиначенной цветаевской строчкой Анна Косенкова назвала новую экспозицию в музее-мастерской своего мужа – собственно его печально-пронзительную и одномоментно светлую выставку графики.

«Мы собрали те работы, где ярко выражено отношение Станислава Степановича к детству. К ребёнку», – скажет о её концепции вдова художника.

1 октября, открытие межрегиональной выставки. Транслируют фильм о Косенкове. Высокий лоб, глубокий, обременённый тайным знанием взгляд – человек, склонённый над листом, обладает некой притягательной силой, определённо носит отпечаток «исключительной духовной жизни». И этим, и ещё чем-то неуловимым напоминает Достоевского, чьи произведения он так много иллюстрировал (за серию листов к «Преступлению и наказанию» и «Бедным людям» получил золотые медали на международных выставках в Чехословакии и Германии) и чью философию с каждой иллюстрацией всё больше постигал, воспроизводя больше не фабулу романа, а его интертекст.

Конечно, Достоевский не единственный автор, которого иллюстрировал Косенков. Книжная иллюстрация – для него жанр особый, в нём он не скован, многообразен, «чудит, как хочется». Скажем, обращался он к Пушкину – возникла удивительная графическая серия «Руслан и Людмила». Исследователь творчества Косенкова, научный сотрудник его музея-мастерской Вера Пушкарёва отметит: «Трагический, мучительно деформированный мир Достоевского уравновешен пушкинской гармонией» («Человек есть тайна…»).

А ещё Лесков («Житие не одной бабы»), Алексей Прасолов (иллюстрации к его поэзии «Жить прожить…», их вы найдёте в музее-мастерской – прим. авт.), Евгений Носов («Красное вино победы»), Евгений Дубровин («В ожидании козы») и др. – он проиллюстрировал более 50 книг русской и зарубежной классики, современных авторов.

Но именно с Достоевским Косенков совпадёт в своих основных мировоззренческих оценках этого мира. И в первую очередь это касается «слезинки ребёнка» – никакая божественная гармония не искупит зло, причинённое детям. И именно с этих позиций он описывал жизнь маленького человека, безгрешного и чистого, его боль, его страдания. Вот он – косенковский «золотой» мальчуган, стоит босыми ногами на пространстве бугра и вглядывается вдаль. Там – его дом, в который ему уже никогда не суждено войти (насыщенно синий цвет разделяющего их пространства, переходящий в особый для Косенкова фиолетовый, указывает уже на свершившийся переход героя в инобытие).

Лично для меня «Мальчиком, бегущим резво…» начинается именно с этой, уже упомянутой гравюры «Мой дом», с неё выстраивается галерея образов чистых и безгрешных, воплощённая великим художником-мыслителем Станиславом Косенковым.

Экспозицию можно оценить до 15 марта.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×