Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 марта 2023,  13:20

«Понимаю, почему кассирши злые». Как белгородский студент работал в пункте выдачи заказов

«БелПресса» рассказывает о том, как выглядит работа по ту сторону прилавка

«Понимаю, почему кассирши злые». Как белгородский студент работал в пункте выдачи заказовФото: ru.freepik.com/Drazen Zigic
  • Статья
  • Статья

Антон – студент одного из белгородских техникумов. Пару месяцев назад ему надоело сидеть без дела на дистанционном обучении и захотелось найти подработку. Так он стал менеджером пункта выдачи заказов крупного маркетплейса. И очень быстро выяснил, что это далеко не работа мечты.

«Старушечий пункт»

«С маркетплейсами я давно на лёгкой ноге: часто что‑то заказывал и каждый раз, когда за своими заказами приходил, смотрел, что вроде работа нормальная. Нашёл вакансию, мне почти сразу же перезвонили: «Приходи завтра на первый рабочий день, ты нам очень нужен, у нас никого нет!»

Я прибежал. Сначала стажировался под присмотром старушки, которая там работала до меня. Вообще, это был какой‑то старушечий пункт: одну старушку я заменил, вторая работает постоянно, третья пришла после меня. Молодёжь не идёт – либо не хочет работать, либо переехала в город (я устроился работать в селе – прим. авт.), либо ещё совсем маленькие, подростки, которых нельзя брать на работу. Вот один я только случайно затесался.

Первые несколько дней мне объясняли, как всё работает: что нужно делать, когда приходишь и когда уходишь, как себя вести с клиентами, как принимать товар. Эта опека быстро надоела, хотелось поскорее начать работать самому. Тем более что в целом работа не самая сложная, научиться всему можно за несколько часов».

Людей много

«В первой половине дня, в общем‑то, почти ничего делать не надо. С утра разобрал коробки, которые пришли ночью, распределил по полкам – и, считай, свободен, пока не начнут идти клиенты. Кто‑то в это время сериалы смотрит, кто‑то вяжет. Я обычно читал книжки, занимался учёбой или играл по сети в шахматы.

Основной поток людей начинается ближе к вечеру. Порой бывает, что просто ничего не успеваешь: нужно найти товар, выдать, подождать, пока человек всё проверит, провести оплату… И всё заново. А в очереди уже сердятся.

Поэтому, кстати, сотрудников выдачи раздражает, когда люди заказывают тонны всего и при этом за своими заказами не торопятся. Приходит новая поставка – и там снова заказ от того самого человека, а их уже складывать некуда, приходится что‑то изобретать. И такие заказы копятся, занимают много места, мешают искать другие товары, стопорят работу.

Ещё большую роль играет то, где находится пункт выдачи. Например, я, устраиваясь работать в село, наивно думал, что всё будет просто и ненапряжно. А оказалось, что это единственный пункт выдачи на всю округу, в который едут из всех окрестных деревень и хуторов.

Ещё и вышло так, что я работал на все праздники – 14, 23 Февраля, 8 Марта. Люди толпами шли за подарками. Через мой пункт проходило по 200–250 человек в день – это очень много. Скучать особо не приходилось».

Так заказы ждут своих владельцев Так заказы ждут своих владельцев / Фото: личный архив

Статистика по посетителям

«В основном оформляют заказы женщины. У них обычно идёт комплексный набор – для себя, дома, мужа, детей. А вот забирают их заказы мужья. Показывают код, я выношу им коробку, и у них глаза становятся круглые: «Это что, моя жена столько всего заказала? Надо удалить у неё приложение!»

Сами по себе мужчины ходят совсем редко – я думаю, это потому, что им в принципе реже что‑то надо. Молодёжи тоже мало. Как ни странно, часто приходят старушки – они обычно заказывают всякие семена.

В целом чаще всего заказывают одежду и косметику – их прямо гигантскими коробками доставляют. На втором месте товары для дома. Подростки приходят за книгами. А как‑то пришёл парень и забрал один-единственный маленький шоколадный батончик. Зачем он его заказывал, если можно было просто пойти в магазин, – непонятно».

Давайте без оценок

«Особенно сильно в этой работе мне нравилось обилие разных чатов, где коллеги общаются, жалуются или шутят, поддерживают друг друга, даже зовут на свидания и заводят отношения. В общем, там весело. И в первый же рабочий день я там прочитал, что кому‑то в коробке с обувью пришла мёртвая мышь.

Утро начинает с того, чтобы считать штрихкод на всех заказах и распределить их по нужным полкам Утро начинает с того, чтобы считать штрихкод на всех заказах и распределить их по нужным полкам / Фото: личный архив

 

С живностью, конечно, своя история. Большинство пунктов выдачи располагается на первом этаже, то есть прямо под ним уже и канализация, и земля, откуда всё это ползёт. Например, можно спокойно встретить всяких сороконожек. Я на работе муравьёв давил пачками. Однажды муравей заполз на стол, на котором проверяют товар. При клиенте! К счастью, тот не заметил. Иначе мог бы поставить плохую оценку пункту выдачи.

Оценки напрямую влияют на рейтинг пункта. Если он ниже 4,9, то считается уже плохим, и за это могут влепить штраф. Испортить рейтинг может любая единица, а ставят их за что угодно. Например, за то, что пункт выдачи слишком тесный. Хотя разве мы как‑то можем на это повлиять?

Ещё есть отзывы. Они влияют не на рейтинг, а уже на твоё настроение. Тут бывает странно. Ты со всеми одинаково приветливо общаешься, не говоришь никаких гадостей, но в один и тот же день тебе приходят два разных отзыва. Первый: «Приятный сотрудник, вежливый и отзывчивый». Второй: «Заносчивый, наглый хам». И я думаю: вот за что? 

Кстати, если пришёл плохой отзыв, с вероятностью почти в 100 % его написала женщина, потому что мужчинам вообще без разницы. Они никогда не подумают, что ты на них как‑то не так посмотрел».

 

«Понимаю, почему кассирши злые». Как белгородский студент работал в пункте выдачи заказов - Изображение Фото: ru.freepik.com

Всё идёт со склада

«Клиенты – это около 50 % сложностей и проблем на этой работе. Ещё часть – это курьеры, которые во время доставки умудряются разбить всё, что можно и нельзя разбить. И, наконец, складские ребята: мало того, что они могут положить и отправить не тот товар, так порой и попросту крадут вещи. Например, однажды пришла за заказом женщина, я ей выдал коробку, она смотрит внутрь и спрашивает: «Это что такое?»

Мне даже страшно стало. Заглянул в коробку: там должна была быть вафельница, но вместо неё лежала куча скотчей. То есть кто‑то вытащил вафельницу и накидал канцелярии для веса. Что за клептомания?

Коллега жаловался, что ему пришёл использованный грязный чайник. Видимо, на складе решили чай попить, а потом так и отправили – ну а почему бы и нет? А у меня однажды в пакете с тапками пришёл наполнитель для кошачьего туалета.

 

«Понимаю, почему кассирши злые». Как белгородский студент работал в пункте выдачи заказов - Изображение Фото: ru.freepik.com/jcomp

Порой просто упаковывают как‑то странно. По штрихкоду выдаёт посылку одного объёма, ты её ищешь, ищешь, а оказывается что‑то совсем другое. Помню, как‑то раз пришла девушка за видеорегистратором. Я его еле нашёл – по идее, он должен был быть упакован в маленькую коробочку, а на деле его засунули в огромный короб. Когда я его вынес, она даже испугалась: точно ли это тот заказ, что нужен?

Вообще, если с товаром что‑то не так – например, чайник пришёл разбитый или что‑то в том же духе – мы должны это сфотографировать и отписаться в поддержку: так, мол, и так, товар повреждён не по нашей вине. После этого брак отправляется обратно на склад. За день таких возвратов набирается целая отдельная коробка, которую вечером забирает курьер. Когда товар возвращается, начинают разбираться, кто виноват, что так случилось. И в этом случае наше сообщение в поддержку как своего рода страховка и защита. Но порой всё равно приходится платить штрафы».

Главные претензии

«Именно из‑за возврата чаще всего начинаются проблемы с клиентами. Если вы не уверены, что будете что‑то забирать, лучше сто раз подумать, прежде чем оформлять заказ. Не надо заказывать десять разных курток, потом от всех отказываться и возмущаться: «А почему с меня тысячу рублей за возврат списали?» 

Лучше поехать в магазин и там примерять одежду в своё удовольствие и бесплатно. А тут возврат чаще всего платный. Это оплата работы курьеров, я ничего не могу с этим сделать. Но люди этого не понимают и возмущаются.

Могут начать на тебя орать, если пришёл не тот товар, требовать, чтобы я выдал такой, какой им хочется. Но откуда я его возьму? Как я сейчас кожаный ремешок от часов превращу в металлический? Я же не волшебник. И мы не в магазине. И вот такие моменты, конечно, очень морально на тебя давят.

Откровенных неадекватов на самом деле мало – они приходят обычно раз в день, в два, а если повезёт, то и в четыре. Но всё равно каждый раз после такого общения тебя просто размазывает и хочется бегом увольняться. В общем, я теперь понимаю, почему кассирши в магазинах зачастую такие злые: потому что люди правда достают. Так что любая работа с людьми – только для тех, кто силён духом». 

Записала Александра Токтарёва

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×