Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 августа 2014, 12:27
 Екатерина Шаронова 4604

От высокого Ренессанса до «мира в огне»

В Белгороде экспонируют живописные полотна русских и западноевропейских мастеров XVI – начала XX веков

От высокого Ренессанса до «мира в огне» Картина неизвестного фламандского художника XVII века. Фото Наталии Козловой
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Левитан, Репин, Маковский… Только ради этих имён можно не раздумывая отправиться на новую выставку Белгородского государственного художественного музея. А уже на месте обнаружить, что здесь представлены и западноевропейские авторы, картины которых демонстрируют генезис художественного процесса Северной Европы. И не только.

Время не сохранило для нас ни имена многих из представленных художников, ни точной даты создания произведений, но сообщило им бессмертие: потемневшие, потускневшие, с покрывшимся кракелюром красочным слоем, они по-прежнему привлекательны и манки для своих зрителей. Более шести десятков прекрасных полотен привезли из Тамбовской областной картинной галереи. Её фонд западноевропейского искусства формировали из коллекций графа Павла Строганова и известного учёного Бориса Чичерина, русского – из бывших дворянских собраний. В который раз выставка в рамках «Достояние музеев России – белгородцам!» (одного из лучших востребованных проектов БГХМ) стала возможной благодаря поддержке группы компаний «Эфко» и Фонду содействия развитию музейного дела, археологии Белгородской области «Наследие», возникшего по инициативе правительства региона.

От века XVI до Первой мировой – хронология произведений, собранных в рамках экспозиции, невероятно обширна. Равно как и география их создания: Российская империя, Фландрия, Голландия, Германия, Швейцария, Австрия, Италия, Франция. Отсюда – жанровое (пейзаж, натюрморт, их гибрид, портрет, сюжетная картина), стилевое (классицизм, барокко, рококо, реализм, импрессионизм, пуантилизм), тематическое многообразие (природа и nature morte, архитектура, сценки из крестьянской жизни).

Крайняя правая картина – «Святой» неизвестного автора.
Крайняя правая картина – «Святой» неизвестного автора.
Фото Наталии Козловой

«Выставка отлично иллюстрирует особенности искусства Западной Европы, немецкой школы живописи в частности. В этом – её уникальность», – подчёркивает искусствовед, заместитель директора Белгородского художественного музея по научно-исследовательской и выставочной работе Наталья Свиридова.

Экспозицию открывают образцы нидерландского искусства XVII века: выполненные в бытовом жанре две картины неизвестного фламандского художника и «Натюрморт с битой дичью» голландца Вильгельма Фредерика ван Ройена. Типично для голландцев той эпохи он сочетал мотивы и натюрморта, и пейзажа: на первом плане – добытая на охоте птица, расположенная под сенью древа, на фоне идиллического пейзажа (эстетический эталон в изображение природы). Несмотря на эпигонский характер картины, с художественной точки зрения она невероятно хороша, отмечает Свиридова.

«Пейзаж с руинами» неизвестного художника итальянизирующего направления XVII века.
«Пейзаж с руинами» неизвестного художника итальянизирующего направления XVII века.
Фото Наталии Козловой

С ними соседствует «Пейзаж с руинами». Высокие стены древнего города, акведуки, крошечные фигурки людей, чернеющий силуэт изящной гондолы – работа приглушённого колорита выдаёт, что написавший её инкогнито определённо творил под влиянием солнечной Италии и её мастеров.

На рубеже XVI–XVII столетий пейзажные мотивы начинают играть значимую роль. Это отличает и живопись французских художников («Горный пейзаж» Луи Журдана, рубеж XIX–XX веков).

И швейцарских. «Сбор сена в горах», «После дождя» (без авторства, XIX век)… – произведения с удивительно продуманными светотеневой моделировкой и цветовыми нюансами являют природу в динамике её вечного обновления. И эти трансформации несколько довлеют над сценками из крестьянской жизни.

  • «Голубой пейзаж» Макса Шлихтинга.

  • «Горный пейзаж» Луи Журдана.

  • «Зимний пейзаж» (1857) Иоганнеса Дунтце.

И немецких (чьё искусство по большому счёту складывалось на нидерландских достижениях). Скажем, «Зимний пейзаж» (1857) представителя Дюссельдорфской школы Йоханнеса Дунтце. Перед нами – пространство несколько суровой немецкой романтической сказки: кривой зигзаг ручья, когда-то пойманный в ледяную ловушку, пухнатые снежные шапки, укрывшие склоны да пригорки, и домик, ютящийся под их сенью, и вечные ели, безмолвно хранящие покой его обитателей. Особенно любопытны полотна начала XX века – импрессионистический «Голубой пейзаж» Макса Шлихтинга и «Пейзаж» Берты Шрадер, представителя Веймарской школы дивизионизма, или пуантилизма. Разработанный французским живописцем Жорджем-Пьером Сёра, этот художественный приём предполагает рисование раздельными мазками различной формы – так сложный цветовой тон раскладывают на чистые цвета. Отойдите на некоторое расстояние от «Пейзажа» – и вы оцените насыщенность картины воздухом, ощутите его вибрацию.

  • «Закат» (1892) Юлия Клевера.

  • «Марина» Льва Лагорио

  • «Зима» Исаака Левитана.

И русских. Бело-голубая «Марина», выгодно подсвеченная золотом рамы, Льва Лагорио. «Закат» Юлия Клевера, пейзажиста салонно-академического толка: исход заката и небо, пламень которого поглотили воды освобождённой от ледяных оков реки, деревья, потерявшие своё одеяние и теперь демонстрирующие причудливые изломы своих рук-веток, и человек, незримо присутствующий в этом на первый взгляд пустом пространстве (из трубы домика вьётся дымок). В экспозиции вы обнаружите и левитановские этюды «Пейзаж» и «Зима» (конец XIX века).

Наряду с пейзажем к XVII веку популярным стал и натюрморт. Изумителен «Натюрморт с цветами» Вердига Доминикуса Готфрида (1776).

«Натюрморт с цветами» Вердига Доминикуса Готфрида (1776).
«Натюрморт с цветами» Вердига Доминикуса Готфрида (1776).
Фото Наталии Козловой

Цветочный букет, который мог бы стать гордостью самого искусного из флористов, притаившиеся на его былинках бабочки, ягодная корзинка и, видимо, привлечённые тонким ароматом улитки, неразлучные со своими домиками, перепелиное гнёздышко, капельки влаги… – обилие деталей не перегружает композицию, она невероятно гармонична и интересна для созерцания.

Многочисленны вариации портретного жанра – и зарубежного, и русского. Безмятежный в своей радости ребёнок в обнимку с карикатуркой на учителя – великолепен «Школьник» (1880) Франца Тона в стиле художественного течения бидермейер. В центре живописи бидермейер (XIX век) – простой человек, его будничная жизнь, маленькие радости и заботы, та среда, в которой он обитает, и те детали, что её формируют. Русское искусство активно заимствует у зарубежного, при этом процесс его демократизации в нашей империи развивается куда активнее и в первую очередь связан с движением передвижников – русский портрет гораздо более реалистичен («Мальчик в фуражке», «Мужской портрет» Владимира Маковского, этюд к картине «Крёстный ход в Курской губернии» Ильи Репина).

  • Этюд к картине «Крёстный ход в Курской губернии» Ильи Репина.

  • «Школьник» (1880) Франца Тона.

Стоит упомянуть и тот факт, что на выставке нет воплощений библейской темы (за исключением портрета «Святой» неизвестного автора). А ведь до конца XVI столетия она доминировала. Но после Тридцатилетней войны ушла с авансцены времени на периферию художественных интересов, сохраняя ценность лишь для небольшого числа мастеров («назарейцы», к примеру). Как иллюстрацию события, изменившего путь развития западноевропейского искусства, обратившего от религиозных к демократическим идеалам, в экспозицию включили произведение малого масштаба – «Всадник» неизвестного автора.

Белгородский государственный художественный музей завершит выставку 22 сентября.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×