Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 ноября 2022,  09:59

«Как в шалаше». В Белгороде открылась выставка художницы Алёны Шапарь

Корреспондент «БелПрессы» побывала на вернисаже в культурном центре «Октябрь»

«Как в шалаше». В Белгороде открылась выставка художницы Алёны ШапарьФото: Вадим Заблоцкий
  • Статья
  • Статья

Художница и блогер из Омска Алёна Шапарь представила свой новый проект «Безопасное место». В день открытия экспозиции все желающие могли пообщаться с автором и посетить её мастер-класс по расписыванию футболок.

О проекте Safe space

«Этот проект был задуман в связи с тревожными событиями в Белгороде, мы его показываем впервые. Большинство работ Алёна сделала несколько дней назад. Называется он «Безопасное место», потому что человек должен почувствовать себя как в шалаше, который мы строили дома в детстве из одеял и покрывал. В ту пору переносят нас экспонаты: книжный шкаф, детские колготки, которые сушатся на батарее, бабушкин ковёр над диваном и мягкие игрушки. Всё перечисленное даёт возможность почувствовать себя под родительской защитой», – рассказывает куратор выставки Алёна Алексеева.

Алёна Шапарь 15 лет расписывает одежду и ткани, работает в технике тай-дай – это способ окрашивания ткани, который предполагает складывание материала таким образом, чтобы получились хаотичные и размытые узоры.

«Со временем я поняла, что хочу поделиться своими мыслями со зрителями через созданные мною работы. Теперь на выставке каждый экспонат имеет смысл», – объясняет Шапарь.

 

Тканевые декорации

Чтобы подготовить вернисаж, ей пришлось расписать 68 м бязи. Тканевые декорации относят зрителя то к детскому шалашу, то к кораблю, качающемуся на волнах, то к самолёту в облаках.

«Чтобы окрасить ткань, нужно замочить её в специальном растворе, после этого выдерживать в красителе примерно сутки. Так как я делала это в домашней ванне, то разделила работу на части, на каждую из которых ушло два дня. Затем всё стирала, закрепила раствором кальцинированной соды, и по итогу вы видите такое выставочное полотно. Его можно стирать, с ним ничего не произойдёт. Например, на мне блузка, она покрашена в технике тай-дай, краситель стойкий, сначала я сделала ткань, а затем сшила свою одежду», – говорит автор.

На одной из стен висит полотно 240 на 220 см с названием «Консервато». По словам Шапарь, эта работа почти год демонстрировалась в галерее современного искусства, которая расположена в подземке Омска (несостоявшееся метро частично стало выставочным пространством – прим. авт.).

«Тогда тема выставки-конкурса была посвящена городу-саду. Я придумала девочку, которая гуляет с трёхглазыми леопардом и птицей. Изначально тема работы была направлена на борьбу с консерватизмом, но разные поколения читали по‑своему. Молодые подходили и говорили: «О, они борются с консерватизмом», а люди постарше предполагали, что речь идёт о том, чтобы не разбрасывали мусор», – делится художница.

 

 

По её мнению, современное искусство наводит зрителя на поиски новых смыслов, и художнику не обязательно объяснять, что он написал.

«Трёхглазый леопард – это персонаж, которого я часто использую в стрит-арте, а три глаза у него и птицы потому, что природа загрязнена, и если не задумываться о её чистоте, будут появляться – это образно – такие животные», – отмечает Алёна.

Тимоти и FoMO Алёна

Триптих без названия на одной из стен – это начало серии для следующей выставки «Зелёные человечки». Через неё Шапарь объясняет, почему в самой обычной семье инженеров родились художник и музыкант. Так автор рассказывает о себе и брате. В детстве они любили экспериментировать: разводили в ванной краски, мазали ими лицо, а затем смотрели, как они стекают. Сейчас у брата Алёны своя рок-группа, и к этой выставке он написал музыку, которая звучала на вернисаже.

Работа «Окно в детской на первом этаже» закрыта нарисованной решёткой, которая символизирует безопасность, закрывающую от внешнего мира. Ещё один экспонат – нашитые на ткань буквы, образующие фразу «Ты красивый, ты хороший, ты всё сможешь». Это мамины слова, которые всегда произносятся как мантра своим детям и чем чаще, тем лучше получается всё, что задумал.

 

 

Центр экспозиции – чемодан с предметами ушедшей эпохи, на которых написано, что говорят обычно родственники, пока ребёнок растёт и не всегда подчиняется родителям.

«На диване у меня куклы в человеческий рост. Мальчика зовут Тимоти, похож на актёра Шаламе из «Дюны», я сделала его полгода назад и не могла с собой не взять, его все любят, фотографируются и обнимаются. Вторая кукла называется FoMO Алёна. Она посвящена синдрому FoMO (синдром упущенной выгоды), наверное, знакомое каждому состояние, когда кажется, что ваша жизнь хуже, чем у других. Эта кукла останется здесь, потому что я уеду из Белгорода в субботу», – объясняет автор.

Шкаф с книгами

При подготовке выставки Шапарь провела опрос в соцсетях и по его результатам добавила детские воспоминания и мечты своих подписчиков. Так появился ковёр с надписью: «Бабуль, я хочу плакат «Тату» – это символ вечного спора, что повесить на стене – ковёр или плакаты с любимыми группами.

Книги на полке в шкафу тоже собраны по воспоминаниям опрошенных. Наверху – сборник ЖЗЛ, который чаще оставался нетронутым, внизу – учебники, посередине – книги, к которым бабушка подставляла Библию – а вдруг почитает. Некоторые из них подписаны так, как ребёнок описал бы их. Например, «я всё это не читал, это бабушкины», «эту дед мороз подарил».

 

 

«Всё – от картин до инсталляции – необычно. Обычные проблемы детей показываются необычным образом, и ты на это смотришь другими глазами», – делится впечатлениями студентка Надежда.

Особое впечатление экспонаты произвели на стилиста Лию Миронову, которая приехала в Белгород из Пензы:

«В Пензе вряд ли бы кто‑то решился показать альтернативное искусство. Вижу здесь много заинтересованных людей. Все слушают внимательно, никто не отвлекается, если необходимо, участвуют в процессе, и это круто. Важно делать такие вещи в городе. Это позволяет отвлечься, познакомиться с людьми, получить кайф от того, каким образом художник доносит до зрителя свои мысли».

После экскурсии по выставке Алёна Алексеева провела интервью-рассуждение о том, что такое современное искусство на примере проекта «Безопасное место». Завершился вечер мастер-классом по расписыванию футболок.

Увидеть выставку можно до 15 декабря бесплатно.

Елена Ховхун

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×