Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 августа 2014, 12:41
 Евгений Филиппов 7124

История под ногами

В центре Валуек белгородские археологи нашли стоянку людей каменного века и фрагменты средневековой крепости

История под ногами Найденный в раскопе фрагмент бревна деревянной Валуйской крепости. Фото Евгения Филиппова
  • Евгений Филиппов
  • Статья

В глубокой узкой траншее, недалеко от Красной площади, торчали пожелтевшие от времени человеческие кости.

«Голову ему снесли трактором», – спокойно сказал молодой бородатый мужчина.

Зовут мужчину Андрей Божко. Он главный археолог общества с ограниченной ответственностью «Белгородская археологическая экспертиза». Мы стояли над раскопом в самом центре Валуек и наблюдали, как загорелые люди – коллеги главного археолога – сантиметр за сантиметром являют современному миру историю предков.

Раскопки в центре Валуек

До недавнего времени здесь, рядом с кинотеатром имени Ватутина, Красной площадью и улицей Степана Разина, был городской парк. Даже не то что парк, а так – сквер, где жители могли скоротать время в ожидании вечернего киносеанса.

«Видимо, сильный был человек, – предположил, глядя на кости, валуйчанин, стоявший рядом с раскопом. – Ростом метра два, не меньше».

Моим собеседником, рассуждавшим о крепости тела откопанного археологами предка, оказался глава администрации муниципального района «Город Валуйки и Валуйский район» Алексей Дыбов.

«На этом месте мы строим Молодёжный центр культурного развития, – рассказал мне Алексей Иванович. – Строители начали рыть траншеи и откопали человеческие кости. Предполагаем, что это древнее захоронение на месте Валуйской крепости».

Археолог Андрей Божко.
Археолог Андрей Божко.
Фото Евгения Филиппова

По словам главы района, сам факт археологического изучения Валуйской крепости имеет огромное значение. Прежде всего, это повысит интерес жителей города к истории своей малой родины, а также поможет уточнить и расширить знания об истории города. Кроме того, раскопки помогут получить дополнительные сведения о первоначальном облике Валуйской крепости и её исторической значимости, новые факты об истории Валуйского края.

С началом строительства краеведы да и многие обыватели забеспокоились, что социальный объект, возводящийся на месте крепости, похоронит память о ней. Сомневающимся обещают, что этого не произойдёт: раскопки, которые помогут восстановить облик края в древности, соответствуют всем научным требованиям и будут доведены до логического завершения.

«Кстати, – добавил Алексей Дыбов, – культурный центр, который будет здесь построен после окончания археологической экспедиции, уникален в своём роде. Таких всего пять на всю Россию».

Готы и славяне

Андрей Божко в 2008 году окончил исторический факультет БелГУ. Ещё в студенческие годы участвовал в археологических экспедициях в Крыму. Сейчас Андрей Александрович специализируется на первой половине первого тысячелетия нашей эры. Это, по словам археолога, период заселения Белгородской области германскими племенами – готами и формирования славянской культуры.

«В селе Дмитриевка Ракитянского района, – рассказывает Андрей Божко, – мы нашли меловых идолов, а у шебекинского села Ржевка при раскопках салтово-маяцкого грунтового могильника – метровые амфоры и арабские монеты».

Бывали, по словам археолога, и забавные случаи. Так, в селе Алексеевка аэрофотосъёмка обнаружила большое светлое пятно. На место с надеждой откопать что-нибудь интересное выехала экспедиция.

«А оказалось, что это остатки старинного мусора с крепостной стройплощадки. Видимо, в культуре строительства мало что с тех пор изменилось», – улыбается Божко.

На месте этого археологического раскопа будет построен Молодёжный центр.
На месте этого археологического раскопа будет построен Молодёжный центр.
Фото Евгения Филиппова

Форпост Засечной черты

«Правый берег реки Валуй заселялся три раза, – рассказывает Андрей Божко. – Впервые люди появились здесь в эпоху мезолита – среднекаменного века. Это примерно X–VIII тысячелетия до нашей эры. На этом раскопе в центре Валуек мы обнаружили стоянку людей каменного века».

Второй раз, по словам главного археолога, территория нынешнего валуйского городского сквера была заселена в эпоху бронзы, а это более 2,5 тысячи лет до нашей эры. Однако артефактов того времени при раскопках почти не нашли. Так, пару стенок лепных горшков и кости животных. Основной же период, который интересует археологов, – это XVI–XVII века, время нахождения здесь Валуйской крепости.

В «Книге глаголемой "Новый летописец"», которая была составлена около 1630 года при дворе патриарха Филарета, есть запись о том, что возникла крепость в 1593 году на правом берегу реки Валуй, в трёх верстах выше впадения её в Оскол. Крепость была небольшая. В изломах крепостной стены стояли две башни: ворота шестиугольной башни были обращены на запад – на Московскую дорогу, а четырёхугольной – на север, вверх по течению реки. Внутри крепости теснились церковь, три жилых и служебных строения. В крепостных стенах были устроены бойницы.

В начале Смутного времени отряд польской шляхты эту крепость разорил. И в августе 1599 года царь Борис Годунов повелел воеводе князю Кольцову-Мосальскому и голове Судоку Мясному на пепелище старой крепости за три месяца построить новую крепость Валуйку. В действительности же строительство продолжалось пять месяцев.

«Впоследствии Валуйская крепость стала форпостом знаменитой Засечной черты, которая препятствовала лихим людям Дикого Поля грабить русские земли», – рассказал Андрей Божко.

Белгородская засечная черта – это непрерывная линия обороны длиной около 800 км (на территории современной Белгородской области – 425 км). От крепости к крепости, от острожка к острожку шли то земляной вал, то засека, то деревянная стена, а на речных бродах стояли частоколы. Белгородская черта, строительство которой завершилось в 1653 году, позволила закрыть русские земли от татарских набегов и заселить обширные южные районы.

Но в конце XVII века с продвижением границ России дальше к Чёрному морю Засечная черта потеряла стратегическое значение. Её служилые люди частично переселились на юг в новые города-крепости, частично ушли на Дон, который со всеми притоками ещё Иван Грозный пожаловал казакам за славный поход на Казань. Однако значительная часть бывших защитников Белгородской черты осталась жить здесь же. Потомки этих служилых людей – однодворцы, то есть государственные крестьяне, – и стали коренным населением нынешней Белгородской области.

На месте Валуйской крепости археологи нашли древнее захоронение.
На месте Валуйской крепости археологи нашли древнее захоронение.
Фото Евгения Филиппова

Таинственные захоронения

«В 1760-х годах Валуйскую крепость разобрали. Это было несложно, ведь она строилась из земли да брёвен, – говорит археолог Божко. – Сейчас границы, в которых была крепость, определить практически невозможно, так как за столетия Валуйки неоднократно перестраивались и топография сильно изменилась».

– Но что-то от крепости вы уже нашли? – поинтересовался я.

– Пару полусгнивших брёвен – вот пока все наши находки той эпохи, – ответил Андрей Божко.
В раскопе также обнаружили несколько человеческих захоронений. Но идентифицировать их специалисты пока не могут.

«По одной из версий, когда-то здесь была старинная церковь, а рядом православное кладбище, – говорит Божко. – Однако все найденные скелеты похоронены не по православному обычаю – головой не на запад, а на юг, и в могилах мы не нашли нательных крестиков. Кроме того, некоторые покойники лежат не в гробах, а на деревянных подстилках, вернее, на том, что от них осталось, а из одежды – остатки кожаной обуви. К нам приходил местный дедушка и рассказал, что на этом месте в период Гражданской войны было кладбище».


Две байки

При всей романтичности археологических экспедиций здесь, как, впрочем, и в любой другой работе, должен быть контроль. Роль контролёра на валуйских раскопках исполняет кандидат исторических наук, консультант группы по охране и использованию памятников истории и культуры управления культуры Белгородской области Татьяна Сарапулкина. Она же и держатель так называемого открытого листа.

«Раскопки по своей природе приводят к уничтожению культурного слоя, и, в отличие от лабораторных экспериментов, процесс раскопок неповторим, – говорит Татьяна Викторовна. – Поэтому для их производства требуется особое разрешение – открытый лист. В данном случае он оформлен на меня. Я слежу за методикой археологических работ и в случае чего могу потребовать устранить нарушения или прекратить экспедицию. К счастью, в моей практике таких случаев ещё не было».

Обнаруженные захоронения, по словам Татьяны Сарапулкиной, скорее всего, относятся к XVII–XIX векам и являются лишь сопутствующим материалом археологической экспедиции.

«Главное в нынешнем раскопе – это выявленный верхний палеолит и остатки Валуйской крепости. Все находки будут переданы в областной историко-краеведческий музей, а останки людей, вероятно, перезахороним», – рассказала Татьяна Викторовна.

В гостях у археологов я был накануне их профессионального праздника и, естественно, поинтересовался: откуда пошёл День археолога? Оказалось, что на этот счёт существуют две байки.

Байка первая: в институте археологии работала очень красивая сотрудница, и когда решали вопрос о дне профессионального праздника – выбрали её день рождения.

Байка вторая: археологи после трудного дня позволили себе расслабиться. И как назло в это время к ним в лагерь нагрянула начальственная проверка.

– По какому это поводу? – возмутилось начальство.

– Празднуем День археолога, – нашлись хмельные историки.

С тех пор 15 августа стал официальным праздником археологов.

Кстати, второй вариант появления их профессионального праздника нравится археологам больше.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×