Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
05 октября 2022,  13:29

Как в Белгороде управляют светофорами

О современной системе светофорного регулирования «Белгородским известиям» рассказал замначальника специализированной монтажно-эксплуатационной службы Никита Черненко

Как в Белгороде управляют светофорамиФото: Вадим Заблоцкий
  • Новость
  • Новость

Более полувека назад, в мае 1964 года, в Белгороде появился первый светофор. Повесили его на пересечении улиц Литвинова (сейчас это Белгородский проспект) и Попова. Он отличался от сегодняшних тем, что висел над центром перекрёстка и имел лампочки на все четыре стороны.

С тех пор поменялось многое: количество автомобилей и улиц, интенсивность транспортных и пешеходных потоков. Да и сами светофоры кардинально изменились. Теперь они висят не над перекрёстками, а стоят перед ними. Но, впрочем, выполняют всё ту же функцию: регулируют дорожное движение.

Сердце светофорного регулирования

Никита Черненко меня встречает возле здания бывшего завода «Электроконтакт» и ведёт к АСУДД – автоматической системе управления дорожным движением. Это и есть настоящее сердце светофорного регулирования областного центра. 

На двери скромная табличка с надписью: «Центр организации дорожного движения», а в приличных размеров зале огромный экран и компьютеры – именно тут трудятся инженеры, обеспечивающие работу светофорных объектов.

«В городе у нас 142 светофорных объекта. В этом году планируется установить ещё 5. Все заведены в единую систему. Диспетчер следит за тем, как они функционируют. При возникновении аварийных ситуаций на объектах, если причина в неисправности оборудования, диспетчер тут же сообщает информацию ремонтной бригаде. Они выезжают и устраняют. Если причина связана с перебоями электричества – информация сообщается энергетикам», – говорит Никита.

Как только светофор ломается, на экране появляется уведомление и меняется цвет маркера на чёрный. В зависимости от неисправности пишется дополнительная информация, что именно произошло с этим объектом. 

 

Из чего состоит светофорный объект

— Думал, что светофоров у нас намного больше, чем полторы сотни…

— Совершенно верно, – кивает Черненко. – Их больше двух тысяч: около тысячи пешеходных и больше тысячи транспортных. Дело в том, что в светофорный объект входит группа светофоров-излучателей, расположенных на одном пересечении либо на стоящих рядом пересечениях. К примеру, светофоры на пересечении Мичурина с проспектом Богдана Хмельницкого и малой Богданкой относятся к одному светофорному объекту. Ещё в него входит дорожный контроллер, который выполняет роль компьютера с программой, управляющей этим объектом. И кабельная сеть, соединяющая излучатели с дорожным контроллером.

— От какого питания работают светофоры?

— От обычной сети 220 вольт. И подсоединяются от ближайшей линии электропередачи.

Режим работы

— Кто и как рассчитывает, сколько должен работать зелёный или красный свет?

— Рассчитываем мы. Тут очень сложный, кропотливый процесс. При строительстве объекта учитываются характеристики транспортных и пешеходных потоков на конкретных пересечениях. Уже на основе этих данных подбирается максимально эффективный режим, решается, нужны или нет дополнительные секции. И высчитывается, в какой конфигурации будет работать сам перекрёсток, какая длительность сигналов будет в дневное и ночное время, потому как часто это разные режимы.

А когда объект построен, если рядом имеются другие светофорные объекты, отдельно высчитывается их режим координации для так называемой зелёной волны. Это делается для того, чтобы при движении с определённой скоростью водитель постоянно попадал на зелёный свет. Мы к этому стремимся всегда, но за счёт определённых особенностей разных длин перегонов, разных параметров геометрии проезжей части и расстояния между светофорными объектами, разного количества фаз на каждом объекте – идеала добиться получается не всегда.

— Какой должна быть скорость, чтобы попасть в зелёную волну?

— Как правило, мы ведём расчёт для скорости 50–60 км/ч. Естественно, это делается там, где возможно. К примеру, на проспекте Ватутина, который является одной из транспортных магистралей города и бывает очень нагруженным, такой скорости для зелёной волны добиться не получится. Даже при включении постоянного зелёного сигнала по всему протяжению из‑за огромного количества транспорта скорость не достигнет 50–60 км/ч.

Никита рассказывает о методиках расчёта светофорных режимов:

«Это всё рассчитывается либо вручную через формулы, либо через средства автоматического расчёта. Есть в бесплатном доступе замечательные отечественные программы, где все эти формулы уже залиты, и наша работа упрощается. Мы в Белгороде используем «Авеню 2.0». Но даже со специальными программами расчёты всё равно долгие. Необходимо построить геометрическую модель. Правильно задать интенсивность, процент распределения. Нужно вбить матрицу корреспонденции. И уже она позволяет упростить расчёт. Но окончательным решением того, какие фазы будут использоваться при регулировании – остаётся делом инженера, который этим занимается».

 

Как в Белгороде управляют светофорами - Изображение Фото: Алексей Стопичев

Светофору быть!

— Кто решает, где должен стоять светофор?

— Есть ГОСТ-52289 – в нём названы четыре обязательных условия, при которых необходимо строительство светофорного объекта. Это определённые параметры интенсивности основной и второстепенной дороги, транспортной интенсивности совместно с пешеходным движением, определённый показатель аварийности или определённое сопоставление какого‑либо из этих условий. Но, если органом местного самоуправления принимается решение о строительстве объекта по другим критериям, светофоры всё равно установят. И необязательно должны быть условия ГОСТа. Здесь главное – повышение безопасности, обеспечение удобства разъезда и так далее.

— Бывает, что режимы светофора меняются. Каким образом это происходит? Подъезжает специалист или всё делается из центра?

— В основном все режимы можно менять из диспетчерской. Из 142 объектов к единой системе осталось подключить всего 10. И это будет сделано к концу года. Есть сервер, на котором развёрнута программа, здесь хранятся данные о режимах, журналы, логи и остальное. Переключения по заранее рассчитанным программам происходят автоматически. Инженер провёл расчёты, определил, что режимы в час пик должны быть определённой частоты, ночью и на выходных тоже режимы меняются. Даже в определённое время года, суток могут быть свои режимы. И они автоматически переключаются в заданное время. На тех светофорах, которые ещё не введены в общую систему, специалисты проводят работы по загрузке режимов вручную.

 

Умные светофоры

Рассказал Никита и об умных светофорах.

«Умными светофорами называют объекты с детекторами учёта транспорта. И, по сути, выбор длительности горения зелёного сигнала выбирается светофором в зависимости от того, сколько машин скопилось на перекрёстке. Этот режим называется адаптивным. В Белгороде 60 таких объектов. Но по факту далеко не все работают именно в этом режиме, потому как не везде в этом есть необходимость». 

В центре города за счёт того, что небольшие перегоны между перекрёстками, более удобно и практично использовать координированный режим. А адаптивный режим хорошо себя проявляет на других участках. К примеру, на пересечении Губкина – Магистральная или Михайловское шоссе – Дзгоева – Макаренко. Часть объектов работает в этом режиме на Щорса.

Но сколько бы умными ни были светофоры, без помощи людей они не обходятся. Никита Черненко объясняет, что обслуживает и ремонтирует светофорные объекты специальная бригада. Она же проводит сервисное обслуживание. Инженеры высчитывают режимы, корректируют их. А если вдруг светофор ломается либо его нужно для чего‑то отключить, вступают в действие полицейские. Сотрудники Госавтоинспекции смотрят на интенсивность движения перекрёстка и, если есть необходимость, там ставят регулировщика.

И ещё одна интересная деталь: все светофорные объекты в Белгороде – от отечественного производителя.

Алексей Стопичев

 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×