Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 сентября 2022,  16:45

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена

«Белгородские известия» поговорили с родителями, учителем и врачом и нашли много преимуществ в обучении во вторую смену

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая сменаФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Конечно, такое положение вещей вызывает недовольство у многих родителей. Особенно тех, кто живёт за городом и чей график работы совершенно не согласуется с новым графиком обучения ребёнка. Но есть и те, кто нашёл в учёбе детей во вторую смену свои плюсы.

«Это же можно подольше поспасть – класс!» – радуется большинство детей. «Он не позавтракает как следует, будет всё время забывать сменку и не наденет шапку – кошмар!» – расстраиваются многие родители. А правда, как обычно, где‑то посередине: у второй смены есть как отрицательные, так и положительные стороны. 

По информации регионального министерства образования, во вторую смену в этом учебном году учатся более 5,5 тыс. белгородских школьников. В каких‑то школах это уже сложившаяся практика – из‑за нехватки площадей для того, чтобы посадить за парты всех детей в первую смену. Но основная масса второсменников образовалась из‑за капремонта образовательных учреждений: в Белгороде сейчас приводят в порядок 12 школьных зданий. А их учеников временно перевели учиться в другие школы во вторую смену.

Неудобно, но не ужас

«У меня и старший сын учился во вторую смену несколько лет, и я сама в своё время так училась. Да ещё ездила на другой конец города. И младший вот теперь в связи с капитальным ремонтом нашей школы № 45 будет учиться в школе на ул. Первомайской. На маршрутке ездить? Это вряд ли. Пусть лучше пешочком, хотя он туда час будет идти. Я думаю, что, пока тепло, может на велике ездить: 20 минут – и он там», – говорит Ирина, мама Ярослава и Егора Кузнецовых.

11-летнему Егору новый график учёбы, по словам его мамы, нравится, потому что он позволяет дольше поспать утром. Ирине же учёба сына во вторую смену неудобств тоже не доставляет.

«В чём разница? Он сам собирается в школу. Может сменку забыть или какую‑нибудь тетрадь. Но это понятно: ребёнок на самостоятельности. Я его разбудила и ушла на работу. А дальше, как он поел – не поел, собрался – не собрался и в чём в школу пошёл, я не вижу. Ну а что делать – мать на работе! Звоню ему, конечно, спрашиваю: «Собрался? Вышел уже или нет?» – рассказывает Ирина.

Помимо общеобразовательной, Егор занимается в музыкальной школе и играет в сводном городском оркестре.

«Музыкалка, я думаю, подстроится – у сына там индивидуальные занятия, которые наверняка перенесут на утро. А репетиции оркестра всегда были поздно, в 7 часов вечера, так как на них дети с разных концов города должны были успеть доехать. А мы рядом с музшколой живём. Так что некритично», – считает Ирина.

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Единственное, что до сих пор непонятно маме, – ситуация с домашними заданиями. Потому что её участие в их выполнении пока отменить нельзя: Егору обычно «ничего не задано», и лишь вечером он внезапно «вспоминает» про уроки. 

Так что приходится учить их, когда есть время у Ирины, часто – допоздна.

«Я не говорю, что вторая смена – это хорошо. Как минимум, это неудобно. Но что ужас ужасный – тоже не могу сказать. Тем более мы не одни такие: огромное количество детей в этом году будут так учиться. И все внешкольные учреждения вынуждены подстраиваться. Думаю, в ближайший месяц всё уладится», – подытоживает Ирина.

А младший сын Светланы Шориной – Максим – в этом году учится в первую смену. Но до этого два года – в 3–4-х классах – занимался во вторую. У старшего Данила тоже есть опыт учёбы во вторую смену.

 

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

«Чем им нравилась вторая смена – они высыпались. Проснулись, доделали уроки, позавтракали какими‑то бутербродами – и в школу пошли. А до этого, утром, и поиграть в телефоне, и с котом погулять успевали. А я на работе с 8 утра – по телефону их контролировала», – рассказывает Светлана.

И утверждает, что благодаря второй смене сыновья стали более самостоятельными. Конечно, пару раз случалось Максиму забыть ту же папку по технологии, но это мелочи. А вопрос с кружками Светлане решать не пришлось – мальчики никуда помимо школы не ходили.

«Так что конкретных минусов я в учёбе детей во вторую смену не увидела», – отмечает белгородка.

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

А педагоги довольны

Учителем начальных классов в школе № 20 Белгорода Оксана Козьмина работает уже 30 лет. И раз в четыре года – когда её дети переходят в 4-й класс – учит их во вторую смену, так как площади образовательного учреждения не позволяют все параллели посадить учиться в первую. Поэтому все четвёртые классы в школе занимаются во вторую.

За долгие годы у Оксаны Викторовны накопилась масса наблюдений об обучении детей по одному и по другому графику.

«Во вторую смену дети более спокойные, собранные. Они готовы выполнять больший объём заданий. В основном более серьёзные уроки – русский, математика – приходятся на 13–14 часов дня – самое продуктивное время для их проведения. А в первую смену два первых урока мы зеваем. Мне, как учителю, столько нужно сделать, чтобы детей раскачать. Приходится первыми ставить разговорные уроки, которые не требуют большой концентрации внимания. И только к 11 часам начинается плодотворная деятельность», – рассказывает педагог.

По наблюдениям Оксаны Викторовны, дети, которые учатся во вторую смену, теряют меньше вещей, потому что менее рассеянны. А ещё они реже травмируются и болеют.

«Наверное, потому, что количество школьников во вторую смену меньше. Всё‑таки смешение потоков детей даёт о себе знать. А в начальной школе свой микроклимат. Да и гораздо спокойнее дети во вторую смену – меньше раздражающих факторов, например, не так шумно в коридорах. Поэтому у них есть возможность полноценно погрузиться в уроки», – добавляет учитель.

Чаще всего вторая смена, по мнению педагога, является раздражающим фактором именно для родителей, а не для детей: ведь из‑за неё им труднее проконтролировать ребёнка.

Поэтому примерно половина мам и пап, по словам Оксаны Викторовны, категорически против второй смены – вплоть до перевода ребёнка в другую школу. Из оставшихся ещё половина смиряется и терпит сложившееся положение вещей. А 30–40 % родителей такой график даже нравится.

«Мне они рассказывают, что дети стали более самостоятельными, научились обслуживать себя и больше помогают дома по хозяйству, по уходу за домашними питомцами», – говорит учитель.

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Вадим Заблоцкий

 

И признаётся, что ей самой больше по душе вторая смена. Да и многие коллеги педагога, по словам Оксаны Викторовны, любят её.

«Потому что, когда у меня уроки в первую смену, я, так как живу за городом, выезжаю из дома в 6 утра. Отвела уроки, потом внеурочка, проверка тетрадей – домой возвращаюсь в 8–9 вечера, хотя работаю в первую смену. А если ехать ко второй, то успеваю много домашних дел переделать и подготовиться к урокам до обеда. И обратно из школы возвращаюсь домой в те же 8–9 вечера», – поясняет учитель.

Недовольным же второй сменой родителям Оксана Викторовна советует просто набраться терпения.

«Сейчас идёт программа по капремонту образовательных учреждений. И ради того, чтобы через год прийти в новую школу, можно потерпеть. Просто подстроиться на короткое время. Зато потом остаток обучения будет в удовольствие всем – и детям, и родителям, и учителям. Я благодарна родителям, которые не роптали и не высказывали мне своё недовольство, а просто наладили график учёбы и режим дня детей. И в итоге мы довольно успешно вместе справились со всеми сложностями», – заключает педагог.

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Павел Колядин

Перестроить режим

Врач-невролог консультативно-диагностического центра областной детской больницы Татьяна Алёхина считает, что для ребёнка, который учится во вторую смену, прежде всего нужно правильно построить режим дня – тогда такой график учёбы не пойдёт ему во вред.

«Режим дня в этом случае просто немного смещается. Если в первую смену подъём у ребёнка в 7 утра, то во вторую его можно будить в 8–8:30. Обязателен завтрак. Можно – и даже желательно – прогуляться на свежем воздухе, организовать подвижные игры. Только никакого компьютера и телефона – это переутомит ребёнка ещё до начала учёбы. А после прогулки – выполнение домашних заданий», – советует Татьяна Викторовна.

Врач считает, что уроки предпочтительнее учить с утра, особенно сложные вроде математики. Но при большом объёме домашнего задания можно что‑то лёгкое выполнить и вечером, например, сделать рисунок или начать учить стих, чтобы утром его только повторить.

 

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Хорошо, если ребёнок ходит на спортивную секцию и удалось договориться о переносе тренировок на утро. Тогда и прогулка будет не нужна: ребёнок под присмотром занимается полезной деятельностью.

«Сходил на тренировку, сделал уроки и пошёл в школу. Если первая часть дня прошла активно, то и во второй ребёнок будет себя нормально чувствовать», – говорит доктор.

В школе обязателен полноценный обед. А после уроков Татьяна Викторовна советует организовать ребёнку ещё одну прогулку на свежем воздухе. Потом – ужин, лёгкие уроки и другая неутомительная деятельность, например рисование или лепка из пластилина.

«У всех детей, особенно младшего школьного возраста, обязательно должно быть время на их любимые занятия. Они позволяют ребёнку расслабиться после напряжённого учебного дня и дарят положительные эмоции», – считает невролог.

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Павел Колядин

 

Отбой, как и подъём, должен быть в одно и то же время. Ребёнку младшего школьного возраста нужно ложиться спать не позже 9–10 часов вечера. С учётом второй смены время отбоя можно сдвинуть на час, но не позднее 10:30. Ну а школьникам постарше в постель следует отправляться никак не позже 11 вечера. В этом случае – если ребёнок будет засыпать и просыпаться в одно и то же время и спать рекомендованное ему по возрасту количество часов – на его здоровье вторая смена не повлияет.

И уж конечно, нельзя позволять школьнику по несколько часов вечером до самого сна играть в компьютерные игры и проводить время в телефоне и за планшетом. Из‑за этого мозг перевозбуждается, может возникнуть бессонница. Разное время засыпания и недостаточное количество сна у детей чревато появлением головокружения, обмороками, паническими атаками и другими неврологическими проблемами. Поэтому телефон, планшет, компьютерные игры и просмотр телевизора под запретом как минимум за час до сна.

«В школе обязательно должен соблюдаться режим проветриваний. Недостаток кислорода способствует более быстрому наступлению переутомления», – уточняет Татьяна Викторовна.

В тёплое время года хорошо бы, чтобы дети проводили перемены на улице. Ещё лучше – если на школьном дворе есть уличные тренажёры, площадка для воркаута или хотя бы простые спортивные снаряды вроде турника, чтобы школьники могли на них немного размяться. Врач считает, что такие спортивные уголки обязательно нужно организовать рядом с каждой школой.

 

Настрой определяет. Так ли страшна для школьника вторая смена - Изображение Фото: Павел Колядин

«Ещё очень важно соблюдать питьевой режим. В школах должны стоять кулеры, чтобы дети могли пить в течение учебного дня. Если ребёнок не пьёт воду, у него нарушается водно-солевой баланс, замедляется обмен веществ, в организме накапливаются и не выводятся продукты обмена. Это тоже негативно влияет на успеваемость и учебную мотивацию», – поясняет невролог.

И ещё, по‑хорошему, после первой смены в классах, куда приходит заниматься вторая, обязательно должна быть проведена влажная уборка.

«Вторая смена многим родителям неприятна. Но это вынужденная ситуация, для которой нужно просто перестроить режим дня ребёнка. Сократите время компьютерных игр, замените их полезной деятельностью, следите, чтобы ваши дети вставали и ложились спать в одно и то же время, чтобы соблюдался режим питания, и тогда у них не будет переутомления», – подытоживает врач.

Тамара Акиньшина

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×